Главный урок эпидемии по-простому может звучать так: каждому чиновнику, который решит лезть руками в здравоохранение с целью что-то там сократить и соптимизировать, нужно бить по рукам сучковатой палкой. -
Те странные люди, которые называют себя футурологами (и над которыми многие смеются), предсказывают тут исход из городов в сёла (что вызывает боль у многих недавних негорожан).
Сколько таких переедет и надолго ли, станут ли они какой-то там «новой надеждой» для села — неизвестно. Дело в том, что старые мучения про то, как умирает русское село, уже давно незаметно стали просто ритуалом. Надо всегда задавать встречный вопрос: а какое село? А где? А сколько там земли и какой? Да, маленькие региональные городки давно уже выжраны большими мегаполисами, народу уехало много. Но там, где чернозём и хозяйства по 1 тыс. гектаров, всё неплохо. Сам видел и вижу часто по Саратовской области. Потому что рынок есть, работа есть. Главное — работа. Но не она одна.
Прим.: впрочем, я ожидаю, что и сюда сейчас прибегут всёпропальщики и скажут, что нет, умирает, умирает село, а я тут пропагадиной занимаюсь.
Для сёл и деревень нужны дороги, связь, электричество, газ, больницы и школы.
И если с дорогами и прочим всё как-то бедно, но постепенно чинится и решается, то по здравоохранению и школам за последние лет десять как минимум нанесён был сокрушительный удар, который назвали оптимизацией. С медициной попробовали решать через заново открывающиеся фельдшерско-акушерские пункты. Худо-бедно — всё доступнее, если в селе от 100 человек — будет ФАП. И эпидемия дала по голове многим оптимизаторам: ещё нескоро, я надеюсь, в чью-нибудь голову вернётся мысль что-нибудь сократить в нашем здравоохранении.
А вот со школами будет хуже — уже по тому, как сейчас мы радостно обсуждаем удобства дистанционного обучения через интернет.
«Прекрасный новый мир, где нет нужды в малокомплектных сельских школах, где каждые Вася и Маша из своего домика по скоростному интернету получат все знания, достойные столичных школ и вузов!» — брешете, просто брешете. Нет ни технологий таких, ни умения, ни возможности дать образование детям целиком и полностью по сети. И вот эти восхищения «дистанционным образованием» маскируют более далёкую и подлую задачу — соптимизировать и образование тоже.
Не всё дистанционное хорошо. Не дайте себя обмануть. Нельзя сейчас дать себе очароваться сладким мёдом обещаний цифрового равенства, которое лишит наши сельские школы важнейшего хребта, который держит молодые семьи с детьми.
Выход из эпидемии должен быть таким: лучшее здравоохранение и лучшее образование, которые подкрепят цифровые технологии, но ни в коем случае не станут их подменять
Комментарии (1)