Рост цен на голубое топливо спровоцировал Китай, ситуацию решит Россия
Одним из главных вызовов для Европы, кроме пандемии коронавируса, стал резкий рост цен на газ. Сообщения все тревожнее: пишут об остановке предприятий, нехватке продуктов и перспективе «необогреваемой» зимы. Мы разбирались, в чем причины кризиса, как на него реагируют правительства и простые граждане и каковы перспективы его преодоления.
ФОТО: PIXABAY.COM
Цены на газ за восемь месяцев 2021 года в Европе выросли втрое и продолжают подниматься. Многие простые европейцы просто не в состоянии оплатить новые счета с возросшими суммами.
По данным AFP со ссылкой на ассоциацию европейских операторов газовой инфраструктуры Gas Infrastructure Europe (GIE) в Брюсселе, газохранилища Евросоюза заполнены примерно на 71%. Это значительно меньше, чем в прошлые годы, когда уровень заполнения обычно достигал 90%.
Тревожные формулировки в ряде СМИ о «полупустых» и даже «пустых» газохранилищах не вполне соответствуют реальной картине в целом. Но есть отдельные примеры: крупнейшее во всем ЕС немецкое газохранилище Rehden заполнено меньше, чем на 5%, (год назад было 87%). А с учетом того, что это хранилище снабжается российским топливом, не удивительно, что в прессе и истеблишменте косо смотрят на российских поставщиков, подозревая их в политической игре.
Теоретически при запасах в европейских хранилищах на уровне 70% газа может хватить до конца зимы, если, конечно, холода окажутся не очень сильными и продолжительными. Но проблема заключается не только в дефиците газа как таковом, но и в связанном с этим ростом цен и перебоями с продовольствием. В ряде европейских стран уже не хватает удобрений, нечем охлаждать ядерные станции, газировать напитки и даже оглушать свиней на скотобойнях. Само собой, растут и счета за электричество и газ.
Как сообщает Deutsche Welle, несколько десятков региональных и местных компаний, снабжающих газом конечных потребителей в Германии по среднесрочным контрактам, задрали подняли цены или объявили об их предстоящем повышении. В среднем стоимость выросла на 11,5% — для среднестатистического домохозяйства с годовым потреблением в 20 тысяч киловатт-часов, которое платило 1516 евро в год, финансовая нагрузка вырастет на 172 евро в год. Само по себе это не так страшно, но не избежать и сопутствующего роста других расходов.
«У многих, даже имеющих нормальную работу, людей здесь действительно едва хватает денег для оплаты счетов, — рассказал «МК» живущий в Германии американец Пол Виллегас. — Конечно, никто не отказывается от отопления (хотя это и можно сделать), но друзья рассказывают, что им пришлось урезать расходы на другие вещи. В прошлом году люди вынуждены были потратить накопления, которые обеспечивали спокойную жизнь, а сейчас многим приходится тратить практически всю зарплату. В Германии ситуация тем хуже, что правительство не пытается как-то компенсировать потери».
Действительно, власти ФРГ, в отличие от многих партнеров по Евросоюзу, пока воздерживаются от государственной помощи в условиях энергетического кризиса. В то же время даже небогатая Греция выделила значительные средства на частичное покрытие расходов: каждой семье как минимум до конца отопительного сезона будет выделяться по 9 евро ежемесячно, а малоимущим — до 20.
По схожему пути пошли Испания и Франция, правда, они решили обойтись единовременными выплатами — от 100 до 200 евро до конца зимы, в зависимости от доходов отдельного домохозяйства. Италия выделила на временные дотации до 3 млрд евро.
Но если континентальные державы хоть как-то могут повлиять на ситуацию, перераспределяя потоки и средства из общеевропейского бюджета (в Еврокомиссии, по данным инсайдеров, обсуждается принятие консолидированных мер по поддержке населения ЕС), то гордая Великобритания, с пафосом выходившая из Евросоюза, оказалась в совсем незавидном положении.
Подорожание газа привело к тому, что летом американские владельцы закрыли два британских завода по производству минеральных удобрений, что сразу же сказалось на сельскохозяйственном отрасли, и некоторые эксперты не исключают продовольственного кризиса в стране, которая предпочла самообеспечение.
Дорогой газ сделал выпуск удобрений в Британии нерентабельным, фермеры остались без селитры и мочевины. И, что еще важнее, без побочного продукта их производства, — углекислого газа, дефицит которого создает огромные проблемы в пищевой отрасли и сельскохозяйственной индустрии.
Пока, впрочем, в Лондоне нашли временное решение, перечислив партнерам из США деньги на перезапуск комбинатов. Однако очевидно, что ситуацию это радикально не поменяло.
Так, в частности, уже поступают сообщения о просьбах Британии в поставке продуктов извне. По словам президента Бразилии Жаира Болсонару, британский премьер-министр Борис Джонсон лично обратился к нему на полях Генассамблеи ООН с просьбой о поставках продовольствия. Бразильский лидер уже передал поручение своему министру сельского хозяйства Терезе Кристине.
В Лондоне, кстати, сочли утверждение Болсонару не вполне корректным — было высказано предположение, что речь идет о поставках индюшек, после того как британские производители птицы заявили, что вызванная Брекзитом серьезная нехватка рабочих рук может привести к тому, что этих традиционно подающихся к Рождеству птиц не хватит всем желающим. А по данным веб-сайта Poultry World, Бразилия занимает третье место в мире по производству мяса птицы, включая курятину и индюшатину, и в прошлом году экспортировала в ЕС 12,5 млн тонн этого товара.
Как пишет The Guardian, нехватка водителей и сборщиков урожая, а также углекислого газа, используемого для оглушения животных при убое и выработке сухого льда для сохранения свежести продуктов, привели к опасениям, что некоторые товары пропадут с прилавков британских магазинов в преддверии Рождества.
«Разговоры о нехватке продуктов действительно идут и в интернете, и в прессе, — рассказал «МК» Дэвид Блинкенсопп из Шеффилда. — Пока что никакого дефицита нет, но счета за газ выросли. На самом деле люди вновь вернулись к проблеме Брекзита. Среди знакомых есть даже те, кто раньше активно выступал за выход из Евросоюза и участвовал в референдуме, а теперь говорит о том, что неплохо бы «вернуться». Разумеется, власти на это не пойдут. Некоторые продукты подорожали — причем не только европейские, но и британские».
Впрочем, как отметил Дэвид, говорить о какой-то панике пока не приходится: за период пандемии британцы уже привыкли к самым разным проблемам, поэтому речь идет лишь о высказывании недовольства выходом из ЕС.
На Даунинг-стрит призвали британцев не паниковать после заявления компании BP о том, что на некоторых автозаправочных станциях может возникнуть нехватка топлива, а управляющий директор одной из сетей супермаркетов предупредил, что поставки продуктов могут оказаться под угрозой в течение нескольких дней (но не недель).
Топливные проблемы в Британии, судя по всему, возникают не только с газом, но и с бензином. Ассоциация розничных торговцев бензином предупредила британских водителей, чтобы они держали заполненными как минимум на четверть топливные баки на случай, если возникнут перебои с горючим.
Хотя зарубежная пресса и пестрит аналитическими статьями о том, что к европейскому газовому кризису причастна Россия, а несколько европарламентариев на днях попросили Еврокомиссию проверить, не манипулирует ли «Газпром» ценами, чтобы ускорить одобрение «Северного потока-2», собеседники «МК» из Европы заявили: на бытовом уровне этот фактор практически не обсуждается, взгляды простых граждан устремлены, в первую очередь, на собственные правительства.
«Да, мы все видим сообщения о вашем «Северном потоке», но мало кто вникает, что это такое, — говорит Пол Виллегас. — Людей заботят их собственные доходы и здоровье».
Помимо «российского фактора» наблюдатели, конечно, выделяют и другие корни кризиса: погодные изменения (суровая зима сменилась очень жарким летом), ограничения в связи с пандемией COVID-19 и даже переход ряда европейских стран к «зеленой» энергетике. Одним из факторов называют и сокращение в Европе собственного производства газа (истощение запасов в Северном море — плюс несколько норвежских газовых месторождений встали на плановый ремонт).
Однако, как отметил в разговоре с «МК» ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности и эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков, главная причина в другом.
«Основной, фундаментальный фактор, подавляющий все остальные, заключается в том, что азиатская экономика растет огромными темпами, и, соответственно, Китай наращивает объемы потребления газа. КНР первой вышла из пандемии коронавируса, восстановив свои экономические показатели, и только за этот год китайцы увеличили потребление газа на 14% , а импорт — на 20%, — подчеркнул эксперт. — Конечно, в таких условиях китайская сторона формирует дефицит — в том числе, и на азиатском рынке. Цена на сжиженный природный газ (СПГ) повышается, и все его поставщики отправляют свой товар в Азию. На протяжении всего 2021 года Россия поставляет одинаковые объемы, а цена постоянно растет. Значит, не Москва создает дефицит».
Сентябрь, напоминает Юшков, стал периодом паники на бирже: сообщения о том, что газовые запасы в Европе малы, как никогда, повлияли на рост цен. Сказалось и то, что «Газпром» не стал на первые два месяца осени брать на себя прокачку дополнительных объемов газа, как делал это ранее: это также озаботило трейдеров.
По мнению аналитика, газовая проблема в Европе может быть частично решена в ближайшее время: «Во-первых, если само по себе потребление газа сократится, то и цена на него упадет. Во-вторых, зимой частично вернется СПГ из России, производимый на Ямале. Сейчас его отправляют в Азию, но в декабре ледовая обстановка станет хуже, и часть танкеров станет выгоднее отправлять в Европу. Наконец, ситуацию должен изменить запуск «Северного потока-2»: даже фейковые сообщения о том, что по нему начались поставки, приводили к падению цен на бирже».
Комментарии (0)