Политические украинцы приложили невероятные усилия, чтобы милая сельская рубаха с вышивкой начала вызывать отвращение, а то и рвотный рефлекс у такого огромного количества людей. За такой сравнительно короткий срок они умудрились превратить предмет национальной одежды в фетиш самого упоротого национализма, фетиш, который у многих ассоциируется теперь не с тихой украинской деревней, красивыми песнями и полным столом с неизменными салом и горилкой, а с маршами националистов, войной, кровью и доведённым до крайней степени абсурдом.
Апогей этого безумия это конечно праздник «день вышиванки». Аналогов в мире нет, до такого не додумался никто. Ни шотландцы, со своими килтами, ни мексиканцы с сомбреро, ни даже японцы с кимоно, которое является одним из исторических символов Японии. А вот украинцы додумались. Причём, на каком-то этапе этот праздник был схож с каким-то массовым психозом, с истерией. Великий немецкий философ Фридрих Ницше более ста лет назад писал:
«Везде, где еще процветает невежество, грубость нравов и суеверие, где торговля хромает, земледелие влачит жалкое существование, а мистика могущественна, там встречаем мы и национальный костюм».
Писал как будто бы про современную Украину, с одной оговоркой — невежество на Украине не «ещё процветает», оно пришло туда совсем недавно. Ещё три десятилетия назад Украина была образованной, передовой республикой с огромным инженерно-техническим потенциалом и развитой наукой. На Украине строились авианосцы, мощнейшие самолёты, ракеты, автомобили и станки, работали научно-исследовательские институты в самых разных сферах — от агрономии до ядерной физики. Но теперь на смену всему этому пришла вышиванка. Она замещала собой всё не сразу, постепенно, сначала под лозунгами возрождения национальной культуры — хотя не понятно, что надо было возрождать, так как и в составе СССР национальная культура на Украине процветала, а сейчас это лишь жалкие обмылки всего того, что иногда даже насаждалось так ненавидимыми ныне коммунистами. Самое забавное, что «вышиванщики» ещё и лгали, что при СССР вышиванка была под запретом. Потом вышиванку сделали символом возрождения национального самосознания — и это при том, что единой украинской нации никогда не было и нет. Но это никого не волновало. Такое впечатление, что они свято верили, что смогут родить эту нацию, напялив вышиванки на всех. В итоге вышиванка заполнила собой всё, а в «день вышиванки» страна стала напоминать огромное село. Вышиванки надевали даже на несчастных домашних животных, собак и кошек. Дошло до того, что даже в Одессе на памятник Дюку Ришелье напялили огромную вышиванку.
Но самое отвратительное — это вышиваночный нацизм. Явление не новое, честно говоря, сейчас, когда я вижу вышиванку, я сразу вспоминаю браво марширующих перед немецкими оккупантами парубков и девчат всё в тех же вышиванках. И сейчас украинские нацисты напяливают вышиванки на свои факельные марши.
Вышиванка не заслужила всего того, что с ней сотворили. И я очень хочу, чтобы вновь наступили времена, когда она будет восприниматься просто как национальная одежда. Но боюсь, что после всего того, что вытворили «вышиванщики», для этого потребуется немало времени.
Комментарии (1)