Пост сложный, так что ты его лучше не читай. А мы продолжаем разрывать шаблоны, прекращаем мыслить стереотипами.
Борьба с коррупцией известна еще со времен Древнего Шумера и Египта, она осуждается всеми мировыми религиями, но при этом некоторые ученые мужи считают, что в определенных обстоятельствах коррупция полезна для экономики. О позитивной роли коррупции для экономики написано огромное число работ ведущих аналитиков в этой области, некоторые из буквально поражают воображение и переворачивают представления о коррупции как таковой и борьбе с ней. Возьму лишь наиболее яркие примеры и аргументы из авторов, дабы вы поняли, что коррупция не всегда - зло.
Но некоторые экономисты полагали, что коррупцию можно считать полезной заменой верховенства закона там, где оно развито слабо. Возьмем современную Россию. Разве все законы у нас работают и неукоснительно исполняются? Во многих случаях им помогает коррупция. Выгоды от коррупционной деятельности — стоимость, создаваемая в результате дополнительных продуктивных транзакций, которые она позволяет осуществить, — могут превышать издержки. Такая ситуация наиболее вероятна, когда законные возможности для занятия бизнесом сильно ограничиваются.
Коррупционную деятельность можно разделить на две категории: ограничивающую экономические возможности и расширяющую их. Часто коррупция представляет собой «присвоение ренты», действия, ограничивающие экономическую активность — например, когда частные компании защищают себя от конкурентов с помощью государства. Но коррупция может приводить и к расширению масштабов экономической деятельности — в частности, когда граждане, подкупая чиновников, уклоняются от выполнения неразумных законов. Именно на этой основе строится, к примеру, теневая («неформальная») экономика. И такая экономика приносит стране значительную выгоду.
Порой коррупция играет позитивную роль в народном хозяйстве и способствует его росту. Когда реальный диапазон легальных (некоррупционных) возможностей, открывающихся перед экономическими акторами, невелик, коррупция может служить «смазкой» для всего механизма коммерции. Коррупция создает стоимость, когда позволяет осуществлять продуктивные инвестиции и деятельность, которые в ином случае были бы невозможны. Так, во многих африканских странах торговые советы вынуждают крестьян продавать свою продукцию по ценам ниже себестоимости и рыночных расценок на зарубежных рынках; после этого государственные чиновники перепродают их урожай с немалой прибылью. Чтобы свести концы с концами в таких условиях и получить возможность продать свою продукцию «неофициально» или контрабандой вывезти ее из страны, крестьяне часто подкупают чиновников. В результате коррупция позволяет осуществлять важную экономическую деятельность, масштабы которой в противном случае сократились бы крайне резко.
Во многих государствах Латинской Америки лицензионные ограничения на многие виды бизнеса носят столь драконовский характер, что фирмы зачастую работают нелегально, чтобы избежать бесконечных препон и проволочек, с которыми сталкиваются предприятия, действующие в рамках закона. Для поддержания таких фирм, действующих в рамках неофициальной экономики, взятки просто необходимы. Взятки, которые дают частные лица, как правило являются добровольным актом (а не результатом насильственного вымогательства денег), и, как можно предположить, решения выплачивать мзду принимаются на основе анализа рентабельности. По логике, взятки бы просто не давались, если бы стоимость продукции, выпускаемой предприятием, не превышала подобных, а также всех других издержек, связанных с ведением бизнеса.
Стоит задуматься и над другим позитивным аспектом коррупции — речь идет о подкупе, принимающем форму инвестиций в общественную инфраструктуру, которые в ином случае просто не имели бы место. Например, иностранная корпорация планирует осуществлять энергетические проекты в нестабильной стране, где отсутствуют базовая инфраструктура и верховенство закона. Капиталовложения этой фирмы, связанные с добычей и транспортировкой энергоносителей, в такой стране легко могут стать объектом экспроприации — не только со стороны центрального правительства, но и со стороны местных властей или квазигосударственных группировок, способных наносить ущерб или тормозить деятельность компании. Таким образом все перечисленные субъекты могут предъявить такой фирме требования коррупционного характера. В Анголе, к примеру, Exxon пришлось удовлетворить требования подобных группировок о предоставлении базовых инфраструктурных услуг, которые не могло или не хотело оказывать государство. Уступку такому давлению можно считать если не противозаконным, то, несомненно, коррупционным актом в широком смысле этого слова. Тем не менее, подобные действия, очевидно, были выгодны Exxon и одновременно оказали позитивное влияние на ангольскую экономику.
Когда защита собственности слаба, коррупция на общенациональном уровне может существенным образом способствовать расширению экономической деятельности. Там же, где собственность защищается эффективно, главный экономический эффект коррупции носит ограничительный характер.
В странах с неэффективной системой управления проявляются куда более значительные позитивные эффекты коррупции: примерно в 20% государств положительные экономические последствия коррупции по объему составляют более 20% от ограничительных, а кое-где даже превышают последние.
Когда коррупция в масштабах страны способствует росту, прямые кампании против нее могут встретить ожесточенное сопротивление и обернуться дорогостоящим противоборством. В этих обстоятельствах более уместной представляется задача фундаментального улучшения государственных институтов, а не борьба с коррупцией.
Комментарии (0)