Без пересмотра структуры собственности, разграбление России не остановить
Фото: Снимок с видео/ЦОС ФСБ РФ/ТАСС
Материал комментируют:
Правоохранительные органы отрапортовали об очередной победе: в ходе совместной операции полиции и ФСБ перекрыт нелегальный канал перевода денежных средств в иностранной валюте за рубеж с использованием подложных документов.
По
Речь идет не об отдельном эпизоде, а о систематической деятельности. Всего за три года за пределы России было вывезено более 1 млрд рублей. С предполагаемого организатора — женщины 34 лет суд взял подписку о невыезде. Чем объясняется такое мягкое решение пока неясно.
Интересна реакция читателей на это сообщение. Несмотря на криминальный характер новости, в Сети многие высказали своего рода одобрение ловкости героини, напомнив, что близкие власти чиновники и бизнесмены ворочают гораздо большими суммами.
«Вывела, молодец! А то наша родина в лице определённых „товарищей“, уже миллиард способов придумали, как у народа последнее отобрать!» — написал один. «Друзьям и клевретам ВВП — всё, а остальным — закон, который они же и придумали для остальных», — считает другой. «35 ещё нет, а уже миллиарды за рубеж выводит… Денег нет, но вы держитесь», — сетует третий.
Действительно, 1 млрд рублей за три года — капля в громадном финансовом потоке из России за рубеж. Только за 9 месяцев текущего года, по
Очевидно, что мириться с такими масштабами разграбления ответственное государство не может и не должно. Сотни миллиардов долларов должны были работать на Россию, приносить пользу нашим гражданам, а вместо этого они кредитуют экономику нашего стратегического конкурента — Запада. Или Россия настолько богата, что может позволить себе разбрасываться такими ресурсами?
Удивляться такому положению вещей не приходится. Ведь практически весь крупный российский бизнес контролируется офшорными компаниями. Чего еще ожидать от олигархов, захвативших богатства нации в 1990-х? Приватизированное добро (в народе говорят, что украденное) разумно спрятать за границей и там же оставлять часть прибыли.
А власти все эти годы лишь говорят о необходимости возврата капитала в Россию и пресечении его дальнейшего вывоза. Амнистия капиталов превратилась в бесконечный сериал. Недавно президент РФ вновь
Одной из мер, призванных сократить отток капитала из России, вернуть бизнес домой стало
Пока никакого прорыва не наблюдается. Лишь некоторые компании
Единственным способом решить проблему представляется не пряник, а кнут по отношению к космополитичным бизнесменам. Не заманивать их в Россию преференциями, а и даже не грозить карами и репрессиями — те, кто прошел 1990-е вряд ли испугаются, а принципиально изменить структуру собственности в стране в пользу государства. То есть всего общества.
Наверное, следует национализировать ключевые отрасли экономики, особенно сырьевые, перевести в госсектор и покончить с их офшорным прошлым навсегда. То есть это вопрос не только экономический, но и политический. Но решатся ли на такое в Кремле?
По мнению руководителя департамента образования Института трейдинга и инвестиций «Феникс» Евгения Удилова, российский бизнес и капитал вернется в Россию только тогда, когда здесь ему будет лучше, чем за рубежом.
— Помогут ли российские офшоры вернуть большую часть бизнеса? В первую очередь, хочется правильно представить причинно-следственную связь между принимаемыми законами, поправками к ним и оффшорной «заинтересованностью» бизнеса. В российском варианте, основной и главной причиной всех инициатив по офшорам, является ухудшение внешних условий, а не системное развитие внутренних. То есть, чем «жестче» относятся к «российскому» капиталу в зарубежных юрисдикциях, тем активнее офшорная тематика развивается в России.
Значит, само по себе принятие, каких бы то ни было поправок в российском законодательстве, в том числе и по повышению конфиденциальности данных о владельцах компаний зарегистрированных в российских офшорах, является лишь пассивной реакцией, не меняющей общей ситуации. Даже если санкционное и деофшорное давление на российский бизнес в ближайшее время вырастет, он до последнего будет держаться за иностранную юрисдикцию, а возвращаться будут единицы и лишь в безвыходном положении. И для них естественно подготовят дополнительные лояльные поправки к законам, которые сделают пребывание в российских офшорах максимально комфортным.
«СП»: — Поможет ли эта мера снизить отток капитала из страны в целом?
— Для того чтобы действительно изменить ситуацию, нужны по большей части не офшорные законы, а реальные планы развития внутреннего рынка России. Только так, можно поменять направление движение долгосрочного инвестиционного капитала, а за ним и естественную потребность в выгодных налоговых юрисдикциях на территории нашей страны.
А вот эксперт «Международного финансового центра» Гайдар Гасанов не видит большой проблемы в оттоке капитала из России, так как смотрит на это сквозь призму интересов инвесторов. Причем, по обе стороны границы.
— За период с января по сентябрь отток капитала из РФ составил $ 24.9 млрд, но при этом чистый вывоз капитала снизился на 16.7%, делает выводы ЦБ, ссылаясь на сокращение обязательств банков по отношению к нерезидентам. Однако, свою роль в данном снижении также сыграла еще и высокая доходность российских ОФЗ, которая предлагает 7% годовых, что в свою очередь является самой высокой ставкой в мире, учитывая отрицательную доходность со стороны ЕС. В этой связи все еще высокий отток капитала можно компенсировать повышенным интересом к гособлигациям.
Таким образом, на фоне дальнейшей стратегии количественного смягчения и удержания отрицательных ставок в странах ЕС приток зарубежного капитала в Россию может усилиться, даже несмотря на то, что до конца текущего года ЦБ РФ может дважды понизить ставку, которая тогда составит 6.5% годовых. Но даже такая доходность окажется вполне приемлемой как для российского, так и зарубежного инвестора.
На особенности правоприменения уголовного законодательства за вывод средств за рубеж указал член Ассоциации юристов России Алексей Гавришев.
— Диспозиции статей 193 и 193.1. УК РФ так или иначе предусматривают ответственность за вывод активов из России, таким образом квалификация по ним наиболее вероятна в отношении юридических лиц, осуществляющих масштабную внешнеторговую деятельность.
Однако, согласно сложившейся в России практике, для применения данных статей, требуется получение достоверных данных из налоговых органов, органов валютного контроля и лицензионных органов, в связи с чем, у следственных органов не всегда получается увязать эти данные воедино, а уж тем более получить достоверную информацию из-за рубежа, куда активы были переведены.
В связи с чем, мы имеем очень скудную практику применения данных статей. А крупных бизнесменов зачастую привлекают к ответственности за обман контрагентов или государства (мошенничество, незаконное получение кредита, уклонение от уплаты налогов и т. д.)
— Однозначно утверждать, что ст. 193 и ст. 193.1 УК РФ неэффективны, нельзя, — продолжает управляющий партнёр группы компаний BMS Group Алексей Матюхов. — Одно и то же преступление, связанное с незаконным выводом валютной выручки, может квалифицироваться по-разному (мошенничество, незаконная банковская деятельность, уклонение от исполнения обязанности по репатриации денежных средств, совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ на счета нерезидентов с использованием подложных документов и т. д.).
Стоит понимать, что объективно у следственных органов гораздо больше опыта по распространенным статьям УК РФ, таким как мошенничество. Конечно, есть определенные требования и по раскрываемости преступлений, предусмотренных ст. 193 и 193.1 УК РФ, но эти требования ниже, чем по раскрываемости того же мошенничества. У правоохранительных органов есть навыки и по расследованию этих преступлений, но их меньше, как и самих деяний. К тому же это преступления комплексного характера, сложные не столько в доказывании, сколько в расследовании и сборе информации.
«СП»: — У государства такой мощный следственный аппарат, финансовая разведка, спецслужбы… Может быть не хватает политической воли?
— Бенефициары таких махинаций нередко хорошо защищены — они могут находиться в других юрисдикциях или даже иметь протекцию в юрисдикции РФ. Причем не всегда эти бенефициары становятся обвиняемыми, нередко вместо них подсудимыми выступают другие лица. Это также не способствует эффективной борьбе с такими преступлениями, так как виновные остаются на свободе и продолжают заниматься преступной деятельностью.
Такие операции по указанию ЦБ РФ должны находиться под контролем банков, Росфинмониторинга и контролирующих органов. Но когда речь идет о глобальных схемах, то они обычно этим органам известны. Более того, были прецеденты, когда участниками таких схем выступали сотрудники контролирующих органов. В то же время активность и эффективность работы Центробанка по выявлению таких операций растет, что особенно заметно за последние 3−5 лет, когда были выявлены как глобальные схемы, так и отдельные преступления.
Комментарии (0)