Один из вопросов, которые ставит перед Россией обновленная «новая нормальность», звучит так: нужны ли падающей экономике мигранты? По разным оценкам, в России одновременно пребывают до 12 млн мигрантов – цифра, сравнимая с населением Москвы. Пальма первенства принадлежит двум «У» – Узбекистану и Украине, которые делегировали в РФ примерно по два миллиона своих граждан каждая. Однако очень скоро этот паритет может измениться, и вот почему.
Несколько дней назад сразу несколько мигрантских союзов в России забили тревогу, требуя приостановить выплаты за патент на период действия карантина. Режим самоизоляции в считанные дни распространился на всю страну, лишив работы не только россиян, но и очень многих трудовых мигрантов. Последние сосредоточены в двух сферах: строительстве и обслуживании. И если стройку пока никто не тормозит, то с торговлей и услугами все намного печальнее.
Казалось бы, приостановка выплат за патент – решение вполне очевидное и должно было быть принято одновременно с первыми пакетами мер поддержки российских граждан, анонсированных президентом Путиным и правительством. Однако этого не произошло.
Трудовых мигрантов просто отпускают, мотивируя их выезжать из страны – в отсутствие оплаченного патента трудовой мигрант тут же превращается в нелегала с перспективой депортации. А ведь и с выездом из России сейчас немалые трудности, учитывая, что не только РФ, но и родные для мигрантов страны поставили международные авиаперелеты на паузу и блокировали въезд даже для собственных граждан.
Оправданная жестокость российских властей может объясняться галопирующим сокращением рабочих мест. Почти весь непродовольственный малый и средний бизнес сейчас испытывает колоссальные трудности и де-факто уже находится на грани или даже за гранью выживания. На кону – миллионы рабочих мест. И даже ослабление карантинных мер в перспективе ближайших месяцев не гарантирует, что ситуация быстро вернется на круги своя.
Избыточная конкуренция на рынке труда в этих условиях не оправданна: в кризис россияне соглашаются на работу и заработок, которыми ранее пренебрегали просто в силу имеющихся альтернатив. Эта работа доставалась трудовым мигрантам (в основном из Средней Азии и Украины), чьи запросы, как правило, ниже в силу более низких стандартов жизни в их родных странах.
Но сейчас этих альтернатив стало кратно меньше, и вполне очевидно, что правительство отдает приоритет в плане возможного трудоустройства своим гражданам.
Означает ли это, что миграционная политика России развернулась на 180 градусов? Не совсем. В подтверждение этому – поступивший 7 апреля в Госдуму
|
Россия постепенно отказывается от универсального подхода в предоставлении своего гражданства в пользу проведения осознанной миграционной политики. Кто-то назовет это дискриминацией, но пример Европы, страны которой наводнены мигрантами из Африки и Ближнего Востока, не склонными к ассимиляции, создают свои полузакрытые сообщества, кварталы, районы и даже города, не оставляет России выбора. Чужие ошибки слишком очевидны, чтобы их повторять. В этом смысле кризис оставляет меньше места для сантиментов.
Термин «соотечественники», введенный в правовой оборот в далеком 1999 году, только сейчас приобретает выраженные форму и смысл. Вот как трактует
Вполне очевидно, что значительная часть трудовых мигрантов под это определение не подпадает. В условиях кризиса Россия делает выбор в пользу близких по слову и духу людей, превращая их из трудовых мигрантов в граждан. И если рынок вопреки всему продолжает требовать дешевой рабочей силы и высокого уровня конкуренции за рабочее место, то осознанная миграционная политика вступает в конфликт с этим постулатом.
|
При этом никто не будет строить никакой миграционной стены по образцу «стены Трампа» между Мексикой и США. В отличие от США, у России есть уникальная возможность поправить свое демографическое положение и трудовые ресурсы не за счет гастарбайтеров, но за счет соотечественников. И в этом смысле нынешний кризис действительно помогает снять последние сомнения и барьеры на этом пути.
Комментарии (0)