Отвечают ли новые образовательные стандарты целям поставленным Президентом?
«Первое и, наверное, самое важное, — это сами люди. Умные люди и делают умную страну»
Премьер-министр РФ Д.А. Медведев
Весна 2019-го ознаменовалась рядом интересных событий в сфере образования.
Одним из них было проходившее с 29 марта по 29 апреля на платформе
Прежде чем обратиться к тесту проекта, давайте посмотрим, на каком фоне он появился. Итак:
27 февраля 2019 года президент подписал (а в начале марта
А почти год назад, 7 мая 2018 года, был подписан
«Правительству Российской Федерации при разработке национального проекта в сфере образования исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить:
а) достижение следующих целей и целевых показателей:
- обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;
- воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
а в п. б) («Решение задач») можно выделить такие задачи, имеющие отношение к общему (школьному) образованию:
- «внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлечённости в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Технология»;
- формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;
- создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней».
Цель — это некий желаемый результат, то, к чему мы стремимся. Задачи — это конкретные меры, которые позволят эту цель достигнуть. Цель — нечто более или менее стабильное, задачи, вообще говоря, могут корректироваться в процессе понимания цели и продвижения к ней.
Итак, хотим мы (стабильно), чтобы система образования выращивала гармонично развитых и социально ответственных личностей, глобально конкурентоспособных на уровне 10 ведущих стран мира по качеству образования.
А нужны для этого:
- новые методы и технологии обучения и воспитания
- повышение мотивации учащихся
- вовлеченность в образовательный процесс
- эффективная, справедливая и всеобщая система выявления и поддержки талантов
- современная цифровая среда, обеспечивающая равенство возможностей и высокое качество образования
Видимо, новые стандарты призваны как раз эти задачи и решить в том числе с учётом приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации.
В части же одного из двух, наряду с литературой, камней преткновения проекта двухлетней давности, математики, никуда не делась утвержденная 24 декабря 2013 года правительством РФ «
Ну и, конечно, программы «Цифровая экономика Российской Федерации» от 28 июля 2017 года с ее показателями по подготовке специалистов в IT-области никто не отменял.
Таким образом, уже 6 лет принимаются решения, даются указания, направленные на, казалось бы, улучшение качества образования, его углубление, дающие гарантию развития способностей каждого.
С учетом приоритетов научно-технического развития страны. А последние становятся всё приоритетнее на фоне ужесточающихся санкций, которые
Не стоит забывать также, что образование — это глобальный рынок, и чем больше мы пытаемся соответствовать уровню и стандартам старых его игроков, которые давным-давно сформулировали «правила игры» исключительно под себя, тем дальше оказываемся от своих собственных потребностей.
С другой стороны, можно сказать, что государство косвенным образом признало, что с реформами в образовании не всё в порядке. Ведущим университетам дано право (и они им вовсю пользуются) проводить в дополнение к ЕГЭ свои собственные экзамены. Иначе говоря, система ЕГЭ с функцией отбора выпускников не справляется и, соответственно, пресловутым гениям из «глухой глубинки» не помогает. А уровень отреформированного образования таков, что ректор ведущего вуза страны (и, замечу, мелькающего в столь у нас любимых международных рейтингах)
Таким образом:
- Ситуация вокруг страны тревожная, она заставляет задумываться об опоре на свои собственные силы, особенно в таких приоритетных областях как IT-технологии и, соответственно, о подготовке кадров к ним.
- Руководство страны сознает вызовы и, кажется, значимость качественного образования. Ставятся серьезные цели. Принимаются вполне адекватные концепции развития и национальные проекты.
- Показателем качества образования, однако, видится соответствие в первую очередь мировому уровню (определяемое посредством участия в международных тестированиях), а не собственным потребностям.
- Система образования демонстрирует скорее «отрицательный рост», чем положительный, судя по отзывам специалистов, непосредственно работающих в образовании, а не его оценивающих.
И в такой ситуации стоило бы ожидать появления новой образовательной идеологии, прорывных стандартов, новых концепций в образовании, конкретики в формулировании своих, национальных целей и задач.
Комментарии (0)