Позавчерашняя история с тем, как «легли» сайты российских государственных структур очевидно войдет в новейшую российскую историю как первый пример подобного рода именно в силу своей масштабности. Поверить в версию о том, что Роскомнадзор стал бороться с Twitter и получился «выстрел в ногу», могут только совсем далекие от отрасли и реалий люди.
На сегодня уже появляются пояснения, что причиной подобного рода стали маршрутизаторы американского производства, стоящие в России. Удачно было выбрано и время атаки – утренние часы, когда эффект был максимален. Плюс обиделись на "принуждение миру" Твиттера со стороны России. Потом пусть рассказывают, что это "частная организация".
Но эта атака не должна удивлять. Мутная история с якобы российскими хакерами, которые почти год копались в сетях американских госструктур и объектов критической инфраструктуры, используя уязвимости в программном обеспечении, не могли не остаться без ответа. Причем об этом ответе тогда, в декабре-январе, еще при Трампе, американские официальные лица говорили вполне открыто. Плюс явно хотелось взять реванш еще за события 2016 года. Чем-то похоже на иранский удар баллистическими ракетами по американский базе в Ираке после ликвидации Кассема Сулеймани.
Но в конечном счете ничего хорошего в этой истории нет ни для кого. Мы стоим на пороге стремительного превращения киберпространства в поле боя, причем не только между криминалом, террористами и спецслужбами, но и государствами. Пространство, где нет друзей и врагов, а отследить приготовления к внезапному удару практически невозможно. По сути, это гонка вооружений 2.0, где конечный результат определяется только объемом выделенных средств и ресурсов. И следом могут последовать американские удары по АЭС, химическим производствам и транспортной инфраструктуре, в первую очередь, железным дорогам. Следовательно, критически важным становится не только наносить удары по объектам критической инфраструктуры, но и противостоять им.
А вот здесь нам стоит задуматься. Отечественные сети связи традиционно используют «железо» американского, европейского и китайского производства, национальных серийных разработок нет и нет понимания появятся ли: вопрос как в запросе, так и в спросе.
Комментарии (0)