Конфликт между РПЦ и Константинопольским патриархатом и раскол православной церкви на Украине – одни из самых масштабных событий в истории православия. Последствия раскола до конца еще неизвестны, но уже ясно, что ничего хорошего для восточного христианства из него не следует. Так, Синод РПЦ принял решение о прекращении евхаристического общения с Константинопольским патриархатом. Теперь прихожане РПЦ не смогут причащаться в храмах, находящихся под контролем константинопольского патриарха.
На самом деле, церковный раскол на Украине назревал уже очень давно. Немалую роль в его подготовке играл как раз константинопольский патриарх, но если смотреть глубже, то раскол выгоден Западу – наносится еще один удар по русской идентичности, по культурным основам русского мира. Но, признаемся честно, и Русская православная церковь оказалась не готова к такому повороту событий.
Во-первых, Московский патриархат не смог вовремя выстроить надежную линию защиты от антироссийской пропаганды на международном уровне, а ведь эта пропаганда затрагивает не только политику и экономику, но и сферу религии. При поддержке Запада сформировались альтернативные центры православия – тот же Константинополь (Фанар) и Бухарест.
Стоит ли говорить о том, что Константинопольский патриархат, находящийся в Стамбуле, зависит от властей Турции и, соответственно, от НАТО и США, как бы Анкара сегодня не клялась Москве в «вечной дружбе». К тому же, что таить, конфликты с Константинопольским патриархатом случались и прежде – церковные лидеры Фанара очень амбициозны и сами претендуют на первенство в православном мире.
Во-вторых, Московская патриархия в последние годы в значительной степени утратила свое международное влияние, которым она обладала, кстати, и в советское время. Это связано, прежде всего, с особенностями политической позиции церкви. В советское время РПЦ, поддерживая нейтралитет с советской властью, рассматривалась в мире как альтернативная сила, сейчас мир воспринимает российские церковные институты как компонент единой идеологической и пропагандистской машины российского государства. Поэтому если в годы Холодной войны РПЦ могла рассматриваться как своеобразный посредник между Западом и Россией, то теперь отношение к ней на Западе ничем не отличается от отношения к ГРУ, ФСБ или «Единой России».
В-третьих, если говорить о Майдане и перевороте на Украине в 2014 г., то они стали возможны благодаря отстраненности России от украинских проблем. В религиозной сфере произошло тоже самое. Если бы Московская патриархия реально бы контролировала большую часть украинской паствы, раскол был бы невозможен и это бы прекрасно понимали и киевские власти. Но в 1990-е и особенно 2000-е годы влияние РПЦ на украинские приходы существенно сократилось.
Не стоит забывать и о таком важном факторе как качество работы Отдела внешних церковных связей РПЦ. Его руководитель митрополит Иларион – выдающийся церковный деятель, образованнейший человек, но работа ОВЦС оценивается, исходя из реальных успехов церкви в дипломатической сфере. Пока мы этих успехов не наблюдаем, а если говорить о ситуации на Украине, то наблюдаем лишь страшный, грандиозный провал.
Если не сделать выводов и не попытаться исправить ситуацию, то дальнейшее развитие событий может быть самым непредсказуемым, учитывая, что в юрисдикции РПЦ находятся церкви в целом ряде стран мира. Эстонию в свое время Константинополь уже «отжал», теперь применил аналогичный сценарий и на Украине.
Автор: Илья Полонский
Использованы фотографии:
Комментарии (5)