Вспоминая войну за Южную Осетию 2008 года, можно говорить о ее политических и военных аспектах. Но нам стоит вспомнить еще один – отношения между Русской и Грузинской православной церквями.
Любая война, когда граждане разных стран убивают друг друга с оружием в руках, вызывает подъем патриотического воодушевления и ненависти к противнику. Кажется самоочевидным, что все общественные силы должны объединиться в поддержке военных усилий своего государства.
Война за Южную Осетию 2008 года не была исключением. Но и в России, и в Грузии были два крупных и авторитетных сообщества, которые поддерживали дружеское общение через линию фронта. Это были православные церкви – Русская и Грузинская. Тогдашний патриарх Алексий II выступил с
«Узнав о боевых столкновениях в Цхинвали и его окрестностях, призываю противостоящих прекратить огонь и вернуться на путь диалога. Сейчас на земле Южной Осетии льется кровь, и гибнут люди, о чем глубоко скорбит мое сердце. Среди тех, кто поднимает руку друг на друга, – православные христиане. Более того, столкнулись друг с другом православные народы, призванные Господом жить в братстве и любви.
Знаю о призыве к миру, сделанном святейшим Католикосом – Патриархом всея Грузии Илией II. Обращаю к тем, кто сегодня ослеплен враждой, и свой горячий призыв: остановитесь! Не дайте пролиться еще большей крови, не позвольте многократно расширить сегодняшний конфликт! Проявите мудрость и смелость: сядьте за стол переговоров, в ходе которых уважались бы традиции, взгляды и чаяния грузинского и осетинского народов.
|
Русская церковь готова объединить усилия с церковью Грузинской для содействия достижению мира. Бог наш, Который «не есть Бог неустройства, но мира» (1 Кор. 14:33), да будет нам в этом Помощником.
Алексий, Патриарх Московский и Всея Руси».
Кто-то был обрадован и утешен этим обращением, кто-то, напротив, горячо желал, чтобы церковь выступила на той или другой стороне. Но церковь – и в этом ее призвание – действует на другом уровне истории, более глубоком, чем текущие конфликты.
С 2008 года произошло много различных событий.
Тогдашний президент Грузии, который, собственно, и начал эту войну, Михаил Саакашвили, как персонаж лихо закрученного плутовского романа, успел оказаться заочно осужденным у себя на родине, побывать «надеждой Украины» и губернатором Одессы, разругаться с украинскими властями, устроить небольшой майдан уже в Киеве, пережить несколько неудачных попыток ареста, быть высланным...
События его жизни мелькают очень быстро, заставляя изумляться ловкости энергичного демагога и людскому легковерию. Впрочем, политика в целом и есть что-то быстро мелькающее.
История развивается как бы на нескольких уровнях.
На поверхности кипят страсти сегодняшнего дня, ненависть к тем, кто сейчас оказался врагами, горячее упование на тех, кто сейчас оказался союзниками. Причем к вечеру враги и союзники могут поменяться местами. Появляются народные вожди, окруженные восторгом и самыми светлыми надеждами, восходят к вершинам славы и популярности – а потом проваливаются в безвестность, сопровождаемые проклятиями тех же людей, которые недавно их прославляли.
Но в глубине истории есть и другое течение – менее заметное, но в долговременной перспективе более влиятельное. Его формируют люди – иногда прославленные, такие как князь Владимир или царица Тамара, иногда люди безвестные, переписывающие книги где-то в монастырских скрипториях. На этом уровне формируются цивилизации, их вера, ценности, взгляд на мир, общие представления о правильном и неправильном.
По поверхности прокатываются бури – те или иные демагоги оседлывают волны племенных страстей, необоснованных страхов и пустых надежд, чтобы на краткое время подняться на их гребне. Здесь преобладают силы хаоса и разрушения.
Но на глубине совершается медленная созидательная работа, плоды которой остаются на века и тысячелетия.
Церковь живет на этой глубине. Вернее сказать, она укоренена в этой глубине – и даже глубже, хотя отдельные ее члены могут быть верны этой глубине или нет.
Церковь – очень медленно, очень терпеливо – созидает отношения людей с Богом и друг с другом. Она сохраняет то, что кипящие на поверхности бури пытаются разрушить.
Потому что церковь видит жизнь по-другому – не из этого мира бесконечной вражды и соперничества, но из Царства Божия, где русские и грузинские святые вместе со святыми из всех народов пребывают вместе в совершенном мире, любви и гармонии небесного Иерусалима. В Русской церкви почитают грузинских святых, а в Грузинской – русских. Входя в православный храм, и грузины, и русские входят в свой родной дом и оказываются среди своих.
Поэтому церковь является миротворческой и созидательной силой – и останется ею, несмотря ни на что. Саакашвили мелькнул и пропал – а великую грузинскую святую равноапостольную царицу Тамару мы почитали и будем почитать всегда.
Комментарии (0)