Недавно в Курском музыкальном колледже им. Г.В. Свиридова состоялась XV Международная ежегодная студенческая научно-практическая конференция «Свиридовские чтения». Она прошла под девизом «Г.В. Свиридов и музыкальное пространство ХХ века: диалоги во времени». В конференции приняли участие педагоги-музыковеды, студенты, аспиранты, музейные работники, писатели, композиторы из разных регионов России, а также Украины (Харьковская и Одесская консерватории), Белоруссии, ЛНР и ДНР. Уровень представительства – от студентов колледжей до докторов наук.
Свиридов и сегодня соединяет русские пространства, на его родину, как в духовную Мекку, съезжаются на конференцию музыканты и тянущиеся к музыке люди разных возрастов, чтобы ещё на год зачерпнуть свиридовского курского всероссийского света.
Конференция знакомит участников, слушателей, читателей с русскими пространствами, ведёт не только исследовательскую, но и просветительскую работу. Нас заинтересовало выступление аспирантки кафедры теории искусств и эстетики, преподавателя кафедры теории и истории музыки Луганской государственной академии культуры и искусств им. М. Матусовского Светланы Владимировны Дебы.
Нам удалось побеседовать с молодым исследователем о поликультурности Луганщины и открыть для себя немало нового и даже неожиданного.
– Светлана Владимировна, не всем очевидно, что Луганщина – многонациональный край, хотя история его насчитывает более четырех столетий. В своём выступлении Вы сняли для нас с этой темы завесу незнания.
– В самом деле, особые условия формирования этого региона привели к полиэтническому «конгломерату» населения с преобладанием в национальном составе русских и украинцев. Так и ведущими вехами народного творчества здесь стала традиция этих народов, которая транслирует многовековой опыт предков. В настоящее время одной из интересных и важных областей музыкознания является музыкальная регионалистика, которая включает вопросы фиксирования, исследования и последующего сохранения культурной традиции отдельного края или региона. Музыкальный фольклор Луганщины ещё недостаточно изучен. Его поиском, сохранением и исследованием путём фольклорных экспедиций с последующей расшифровкой и записью занимается ЛГАКИ им. М. Матусовского, а так же Луганский центр народного творчества при активном содействии преподавателей Академии Матусовского.
– Сколько и каких народов формирует этнический и культурный ландшафт Луганщины?
– По данным переписи населения за 2001 год, на Луганщине проживают представители 123 национальностей и народностей. Исторические условия заселения Луганщины сформировали полиэтнический состав населения, а, как следствие, особую оригинальную культурную традицию.
Кроме сущностнообразующих русских и украинцев также среди народностей здесь можно выделить евреев, турок, азербайджанцев, поляков. Интерес к их традициям вполне объясним: во-первых, в этнической культуре сконцентрирован жизненный и культурный опыт народа; во-вторых, культурные особенности этноса позволяют объяснить специфику поведения людей в различных ситуациях и, в-третьих, этническая культура играет особую роль в процессе межэтнического взаимодействия. Диалог межэтнического общения в полиэтнической среде возможен в том случае, если каждый из её субъектов, осознавая свою самодостаточность, видит, понимает и принимает в общении ценности другого.
– Скорее всего, формирование культуры у каждого этноса происходило хоть в соприкосновении, но и индивидуально, что обусловлено его историей, различными условиями существования и расселения на территории региона. Какова же предыстория?
– Формирование полиэтнической среды нашего края началось сравнительно недавно. С XV века более двух столетий эти земли были полем боя запорожских и слободских казаков с татарскими ордами. Первые сведения о поселениях на территории старинной казацкой местности (Каменный Брод на реке Лугани, а ныне Каменнобродский район) датируются 1740 г. Тогда в зимовниках проживало несколько малороссийских семей, к которым со временем присоединяются около 100 семей православных переселенцев, выходцы из Польши, Сербии и других балканских стран. Их поселения были реорганизованы в 16 войсковых частей, которые разместились в уже существующих зимовниках, слободах и станицах. Эти поселения получили название Славяносербия. Уже в 1764 году эта территория была включена в состав Новороссийской губернии. В состав войска помимо наиболее многочисленных сербов входили волохи (валахи), молдаване, венгры, болгары, македонцы, греки. Часть мигрировала во время революции 1917 года, но многие продолжают жить на территории Луганщины.
– В этой связи уместно вспомнить такое понятие, как Новороссия.
– В самом деле, участившиеся нападения татар и угроза разрушения края стимулировали власти Российской Империи принимать определённые меры в процессе заселения территории. Результатом стал утверждённый Екатериной II «План о поселении в Новороссийской губернии». Населению региона предоставлялись льготы, беспошлинный вывоз и ввоз из-за границы товаров и продуктов. Несмотря на своё социально-подчинённое положение в казачьей среде и необходимость платить налог, мигранты оставались лично свободными, «вольными», их не набирали в принудительном порядке в рекруты. Вследствие естественных процессов они принимали и перенимали традиции и обряды, органично переплетая их со своими. Таким образом, на этих территориях продолжал существовать полиэтнический состав населения и формировалась полиэтническая культура общения.
С 1795 года началась новая волна заселения в связи с подписанием Императрицей Екатериной II Указа «Об устроении литейного завода в Донецком уезде при реке Лугани и об учреждении ломки найденного в той стороне каменного угля». Вместе со своими семьями сюда начали переезжать рабочие Херсонского, Кременчугского, Липецких и Олонецких заводов, крестьяне из центральных губерний, «стихийные» переселенцы: вольные казаки, выходцы из Полтавской, Черниговской, Курской, Тульской губерний, беглецы – поляки, военнопленные – турки и татары, цыгане, армяне, евреи. Для специалистов из Англии в Луганске специально был построен ряд домов, ныне это улица В.И. Даля.
– Как это выкристаллизовывалось в период новой истории?
– К началу ХIХ века в национальном составе будущей Луганской области, уже, разумеется, преобладали великороссы и малороссы. Однако также здесь проживали многочисленные этнические группы: сербы, болгары, греки, евреи, армяне, молдаване, грузины, немцы, поляки, калмыки, цыгане. Каждый народ, имея свои отличительные особенности, вносил вклад в хозяйственную и культурную жизнь края. Длительное совместное проживание и смешанные браки вели к сглаживанию национальных различий, к улучшению социокультурной межэтнической коммуникации, возникновению общих особенностей, которые ярко проявились в языке и культуре. Например, факт распространения жанра былины (скоморошины) свидетельствует о прямой связи между культурой новгородцев и культурой донских казаков. Таким образом, донские былины совмещали реалии казачьей жизни более позднего времени с фольклорными традициями русского народа, уходившими своими корнями в далёкий киевский период истории, во времена русской культуры средневековья. Так же есть явные черты влияния тюркских народов. Например, главная часть одежды донских казачек – кубилек, сшитый из парчи, имел форму татарского кафтана.
Во второй половине XIX века на территории региона развилась горнозаводская промышленность, были проложены железные дороги, и в связи с этим началось интенсивное заселение области. Быстро вырастали шахты, рудники, металлургические и металлообрабатывающие заводы. Развивалась параллельно и культура, если не сказать мультикультурность, на основе общеимперской общности. В этот период по темпам прироста населения Луганск занимал третье место в России после Баку и Екатеринослава (ныне Днепр).
– Светлана Владимировна, а что с культурой на Луганщине было в ХХ веке?
– Первая половина ХХ века была противоречивым периодом. Но даже в условиях социальных и экономических трудностей, политических репрессий, религиозных стеснений народное творчество продолжало развиваться. Распространялись революционные и эмигрантские песни, в пролетарской среде находил отражение жанр частушки. Уникальное явление народной музыкальной культуры середины ХХ века – бардовская песня, как новый виток развития жанра городского романса.
Накануне Первой мировой войны уровень культуры не только помещиков, но рабочих и крестьян, был достаточно высок. Луганск был культурным центром уезда, что сыграло значительную роль в формировании национального самосознания. Культура и искусство развивались в условиях межэтнических коммуникаций. Ярким свидетельством этого стал выход еженедельных журналов – «Гапрохим», «Цветник Иудеи» и «Южный Израиль», газет «Донецкая жизнь» и «Донецкий бассейн», ежегодный справочник «Весь Луганск в кармане», «Листок объявлений Славяносербского земства», «Славяносербский уездный общественный раввин».
В советское время национальный колорит Луганщины (тогда Ворошиловградская область) сохранил свою этническую неповторимость и уникальность. Например, об этом свидетельствует и такой художественный приём как русско-украинское двуязычие, который является отличительной особенностью многих местных образцов поэтического и песенного жанров народного творчества. Такой эстетический феномен придаёт песням дополнительную экспрессию.
Необходимо отметить, что исторический процесс заселения Луганщины сформировал определённую иерархическую модель развития национальных культур, где есть ведущие национальные группы, которые доминируют в первую очередь своей численностью. Но вместе с тем народности менее значительные по своей численности также сообщают нам высокий уровень самоопределения, культурных, духовных и нравственных ценностей, присущие определенным этносам.
– Как с этим обстоит дело в новейшие времена?
– Начиная с 1990-х годов характер самосознания и самоидентификации изменился. Об этом и сегодня, несмотря на известные события, свидетельствует действие на территории региона 39-ти национально-культурных общественных организаций, создание этническими меньшинствами «национально-культурных», «национально-просветительных» и «национально-благотворительных» обществ.
Из материалов луганского Центра народного творчества следует, что на территории Луганска и соседних городов наибольшие по численности и по активности следующие этнографические общества, их список разнообразен и внушителен: «Русская община Луганской области», еврейский благотворительный центр «Хесед-Нер», армянское национально-культурное общество «Крунк», союз поляков «Полонез», Центр польского языка, культуры и связей «Краковянка» (г. Стаханов), областное общество любителей польского языка и культуры «Варшава» им. М. Река, «Общество греков “Эллада”», грузинский благотворительный фонд «Центр грузинской культуры», культурно-просветительское общество немцев «Видергебурт», городская общественная организация татар «Туган тель» (г. Стаханов), объединение лемков «Ватра», национально-культурное общество «Дагестан», Ведическое общество украинско-индийской культуры, областное общество греков «Форос». С развитием уровня образования, с открытием новых институтов в Луганск приезжают на обучение студенты из Китая и стран Африки, которые также привозят свои культурные и духовные ценности, организовывают свои общины.
– В каких же общественно-доступных формах все эти группы выражают и доносят до публики свои ценности?
– Помимо национальных праздников, в Луганске проходят мероприятия, связанные с межнациональными историческими событиями. Приведу такие примеры. В 2015 году по инициативе армянского национально-культурного общества «Крунк» был проведён цикл мероприятий, посвящённый геноциду армянского народа 1915 года. Заседание круглого стола – «Геноцид – уроки истории» прошло в Луганской научной универсальной библиотеке им. М. Горького. В нём приняли участие представители Совета министров ЛНР, Министерства культуры, общественная организация «Общество греков “Эллада”», Луганский еврейский благотворительный центр «Хесед-Нер», Союз поляков «Полонез» и другие.
– Расскажите, пожалуйста, о музыкально-театральных народных коллективах Луганской народной республики.
– В культурной жизни Луганщины в условиях межэтнических коммуникаций большое значение принадлежит профессиональным и любительским коллективам, чей репертуар включает музыкально-поэтические, танцевальные, инструментальные и драматические жанры народного творчества. По данным Центра народного творчества, на Луганщине их насчитывается более 100, из них около 40 работают на базе национально-культурных обществ. Наиболее активные коллективы – это фольклорно-этнографические ансамбли «Луганцы» (г. Луганск), «Аюшка» (г. Красный Луч), «Игрушка» (при Союзе поляков «Полонез»), вокальные коллективы «Луганские узоры», «Багатица» и «Багрянье» (г. Луганск), «Былина» (г. Лугутино), «Мрия» (с. Роскошное), ансамбль песни и танца Луганской академической филармонии «Раздолье», хор «Атиква» (Луганская еврейская община), ансамбль танца «Барвинок» (областное общество любителей польского языка и культуры «Варшава» им. М. Река) и многие др.
– Приходилось слышать, что, в частности, устойчиво сохраняют культурно-национальные традиции фольклора компактно живущие на Луганщине лемки – небольшой народ из горных районов на границе Украины, Польши и Словакии.
– Это действительно так. В последние годы Великой Отечественной войны лемков расселяли по всей территории УССР. Так они появились на Луганщине, и до сих пор здесь проживают. Удивительно, что они сохранили свой фольклор локально. А откровенное исполнение казалось бы несложных напевов откликается в душах слушателей. Наиболее распространены у них свадебные припевки – ладкания, лирические песни, в частности, эмигрантская лирика, как отражение генетической близости к своим этническим территориям. Ещё обращу внимание на высокий уровень духовности лемков. По вероисповеданию они, преимущественно, греко-католики, потому большое распространение в их фольклоре получили рождественские колядки, песни пасхальные и «на Николая».
– Вы упоминали донских казаков. Что можете рассказать о них?
– Донское казачество на Луганщине – явление, конечно, закономерное. Местом их обширного расселения стала Станица Луганская. Именно там располагалась община донских казаков. С 2014 года, по понятным причинам, община существует на территории Луганской Народной Республики. Эмблемой казацкой духовной культуры является фольклорно-этнографический ансамбль «Луганцы». В его репертуаре – песни, записанные руководителем коллектива Денисом Оголевым на территории края. Благодаря его деятельности сохраняется и распространяется исполнительская культура донских казаков.
– Сегодня очень важно преодолеть пессимистичное отношение к героической истории страны, республики, родного края, усилить у людей чувство ответственности, чётче определить национальные и объединяющие ценности.
– В последние входят и простые нормы нравственности, без которых отношения между людьми немыслимы: человечность, доброта, соблюдение прав и свободы личности, уважение к человеку, сочувствие к нему, сопереживание, равенство всех перед законом, порядочность, честность, добросовестность. Важно, чтобы молодёжь осознала приоритет объединительных интересов и потребностей. Этому способствует усиление роли культурного общения, интенсивное взаимодействие представителей различных этносов. Культура повышает интеллектуальную, эмоциональную и волевую активность взаимодействующих сторон, поднимая межличностные отношения на более высокий уровень.
– Понятно, что каждая культура взаимодействует как партнёр и соучастник в создании общих духовных ценностей, которые конкретно воплощаются в каждой национальной культуре. В условиях глобализации актуализируются вопросы самосознания, идентификации и самоидентификации различных групп населения.
– Да, неслучайно исследователи в области этнологии, этномузыкологии, фольклористики и регионалистики всё чаще обращаются к вопросам самоопределения этносов, взаимовлияния и сосуществования разных национальных групп. Анализ динамики локальных структур, хотя и неотделимых от общерусского контекста, как это происходит на Луганщине, даёт возможность выявить причины и исторические условия возникновения, функционирования и сохранения до настоящего времени разных локальных вариантов традиционной культуры, быта, самосознания, повседневного поведения различных этносов. Такая постановка проблемы приобретает особое значение в рамках поликультурного общерусского пространства, которым и является территория Луганского края, вызывая к жизни всё новые исследования в области музыкальной регионалистики.
Беседовал Станислав Минаков
Комментарии (0)