Бродит-завихряется слух о близком подорожании хлеба. Меня как человека, причастного сельскому хозяйству, часто спрашивают: как там – будет дорожать?
Отвечаю: будет! Хотя для этого нет никаких экономических и вообще материальных причин. Мало того, есть причины для снижения. Зерно, хотя урожай и ниже прошлогоднего, не подорожало. Мало того, у нас в Ростовской области на прошлой неделе цена почему-то даже слегка припала. В прошлые сезоны внутренняя цена зерна определялось мировой биржевой ценой. Сегодня, когда экспорт зерна монополизирован и доступен немногим избранникам, внутренняя цена отцепилась от мировой. И стала ниже.
Я могла бы рассказать о разных сортах и категориях, но не буду этого делать, поскольку всё это не имеет ни малейшего значения: в цене хлеба цена зерна составляет всего 10-15%. Остальное – различные факторы производства плюс психология. В современной экономике это главнейшая составляющая цены.
Что такое в наше время цена? Уж точно не издержки производства плюс резонная прибыль, как учили в советские времена. Цена в рыночной экономике на насыщенном рынке – это сумма, за которую ты можешь продать товар. И всё!
Если сумеешь убедить клиента, что это стоит столько, ты молодец и успешник, а не сумеешь – убогий лузер. В современной экономике процентов восемьдесят психологии. Покупатель вынимает кошелёк и платит за приобретение одного из двух:
1) Спасение от опасности (лучше, если удастся убедить, что не просто от опасности, а от неминучей гибели).
2) Прирост собственной значимости, самооценки.
Некоторым особо успешным продавцам удаётся совместить оба эти фактора.
Чем ниже ценовая ниша и соответственно беднее покупатель, тем значимее первый фактор – ужас-ужас-ужас! Разговоры о том, как всё плохо и вообще скоро всем кирдык, повышают цены на простые и дешёвые товары, подтверждая тем, что всё действительно очень плохо и создавая на предпосылки для новых повышений. При этом все факторы производства этого товара могут находиться на прежнем уровне. А конечная цена – растёт!
Хлеб, крупы, макароны принадлежат к этой категории товаров. Стоит прокричать что-нибудь апокалиптическое, тотчас начинают запасать крупы (говорят: соль и спички, но в реальности скорее крупы). На этом фоне подорожания ждут, и оно не замедлит явиться. Это и есть то, что называют самосбывающимся прогнозом. И цена на зерно имеет тут абсолютно второстепенное значение.
Когда имеется ощущение благополучия – как было с начала нынешнего века до восьмого года – растёт цена на дорогие вещи: на дорогую недвижимость, мебель и всякие атрибуты модной элегантной жизни. Сейчас цена на недвижимость в неявном виде падает, что, вероятно, и позволяет нашим руководящим органам полагать, что инфляция у нас невелика.
Но вернёмся к хлебу. Цена буханки имеет огромное символическое, а не только реальное значение. Хлеб при всех подорожаниях остаётся доступен даже самым бедным. И признаемся: очень редко для кого именно хлеб – основа рациона. Обидно то, что его много выбрасывают. Мне думается, уменьшенный формат буханки позволил бы выбрасывать меньше. Когда-то моя бабушка, знавшая голодные времена, не могла выбросить ни кусочка. Сушила сухари, делала гренки. Сегодня редко кто этим занимается. Кстати наличие в доме тостера позволяет использовать не идеально свежий хлеб и меньше его выбрасывать.
В моё детство, в 60-е годы, в деревнях хлеб часто скармливали скотине (в личных хозяйствах). Это было выгодно – при низкой цене хлеба. Помню, чёрная буханка стоила 12 коп. Тётя Маруся, у которой мы брали молоко, тащила из лавочки по целому мешку этих буханок. Моя бабушка возмущалась: кормить скотину печёным хлебом – невиданное безобразие.
Так что низкая цена на хлеб – не абсолютно прекрасная вещь.
На Таганке есть лавочка Германа Стерлигова, экстравагантного бизнесмена-дауншифтера. Продают там самую обычную пищу: хлеб, мёд, но только гораздо дороже обычного, потому как экологически чистое. Каравай хлеба – 500 руб.
Я попробовала бесплатные мелко нарезанные кусочки – ничего особенного, даже и не вкусно; впрочем, эко-еда и не обязана быть вкусной. Кое-кто покупает: экология – это модно, а дороговизна повышает самооценку: могу себе позволить, чай не нищеброд.
Любопытно, что дорогие обиходные вещи покупают вовсе не богачи (те самоутверждаются не хлебом, а домами и машинами). Я даже термин когда-то придумала: «дорогие дешёвые вещи». Так вот дорогие дешёвые вещи любят покупать люди, слегка приподнявшиеся над бедностью: на дорогую машину не тянут, а вот дорогое мыло или особый хлеб приятно ласкает самооценку.
Но покупатели, прямо сказать, эко-лавочку не осаждают.
Так что подорожание будет. Не радикальное. Чем больше о нём говорят – тем быстрее и больше будет дорожать. Собственно те буханки, что покупаю я, уже подорожали – на 1 руб., с 34 до 35 руб.
➡ Источник:
Комментарии (0)