Александр III был одним из самых успешных императоров на Руси. При нем у нас начался промышленный бум, литература, музыка, живопись вышли на первые места в мире – и хотя внутренняя смута тоже не дремала, трон под ним ничуть не шатался. Вот одна из его знаменитых фраз: «Все Балканы не стоят жизни одного русского солдата».
А вот еще известная история. Во время правления Александра некий солдат Орешкин напился в кабаке и стал буянить. Его пытались образумить, указывая на портрет царя. На что солдат ответил: a плевал я на вашего государя! Солдата арестовали и завели дело об оскорблении императора. Узнав об этом, Александр понял, что история гроша ломаного не стоит, и начертал на папке: «Дело прекратить, Орешкина освободить, впредь моих портретов в кабаках не вешать, передать Орешкину, что я на него тоже плевал».
Оригинально, остроумно, великодушно, с настоящим царским достоинством.
Кто-то скажет, что Александр мог себе позволить это остроумие и великодушие, поскольку сидел на троне прочно. Но можно заключить и иначе: он сидел на троне прочно, поскольку обладал столь важными личными качествами. Кстати его ранняя, в 49 лет, смерть стала тоже итогом его достойного характера.
В 1888 году царский поезд потерпел крушение, обвалилась крыша вагона, в котором находила царская семья и прислуга. Физически могучий царь, спасая других, держал ее на своих плечах до прихода помощи. Но после этого у него началась хроническая болезнь почек, которая и свела его в могилу в 1894 году. То есть отдал жизнь «за други своя».
Еще деталь: узнав об успехах восходящей звезды железнодорожного строительства Сергея Витте, он лично попросил его перейти из частной компании, где тот получал огромные 50 тыс. руб. в год, на госслужбу с более чем троекратной потерей в окладе. При первой их встрече Витте, нарушая грубо этикет, набросился на адъютанта государя, обвинив его в той роковой катастрофе. Юный запал «технократа» глубоко тронул Александра – и конечным итогом их союза стала великая Транссибирская магистраль, в основных чертах построенная под началом Витте всего за 10 лет…
А теперь представим, что было бы, прояви царь обиду к пьяному солдату и непочтительному Витте – по образцу наших властей, принявших «закон об оскорблении» и уже наказавших по нему первого оскорбителя. Никакого Транссиба при чудовищном воровстве тогдашних подрядчиков без железнодорожного гения Витте не возникло бы. А без Транссиба уже в Гражданскую войну Восточная Сибирь, лишенная связи с центром, от нас наверняка отпала бы.
Да и революция произошла бы не 1917 году, а много раньше. Ведь внутренняя смута, как сказано, при Александре тлела – и не разгоралась, потому что мудрый царь действовал против нее «несимметрично». Не отплевывался от плевак, не принимал карательных законов, подобных столыпиниским, а погружал страну в доходную работу вроде самой великой в мире тех лет стройки Транссиба и ей подобных.
Его сынок Николай повел обратную политику: в 1903 году, после завершения Транссиба, убрал Витте с должности министра финансов, ключевой в правительстве – поскольку чувствовал к нему великую обиду. Ну как же, при дворе заговорили: царь у нас никто, а самый главный – Витте. И именно чванство государя, страшно напоминающее нынешнее кремлевское, бездарная внешняя политика, «симметричные» меры Столыпина отшвырнули Россию от бурного развития к перманентному кризису.
Увы, наша сегодняшняя власть предпочла великому пути Александра III дорогу в никуда его отпрыска Николая II…
➡ Источник:
Комментарии (1)