Новости, политика, экономика, общество

Цена "холодной войны": куда заведет противостояние США и РФ

Оторванность России от мира рано или поздно обусловливала серьезное отставание в технологическом отношении

Состоявшийся на прошлой неделе примечательный обмен репликами между Дж.Байденом и В.Путиным стал одним из самых обсуждаемых в России событий последнего времени. Комментаторы бросились оценивать как форму заявлений, так и их политическую зрелость; как предпосылки обострения, так и его возможные последствия. Многое — от возмущенной реакции «лидеров общественного мнения» в России до «чувств простых американцев», якобы излитых российскому послу в Вашингтоне, — напомнило самые примитивные образцы советской пропаганды, так что неудивительно, что термин «холодная война» стал одним из наиболее часто встречающихся в продолжающихся дебатах.

ФОТО: АЛЕКСЕЙ МЕРИНОВ

Я хорошо помню, как более десяти лет назад, в период охлаждения отношений между Россией и Западом эта тема уже поднималась, причем во вполне академических дебатах. В то время доминирующей точкой зрения оставалась позиция, согласно которой новую реальность нельзя было называть «холодной войной», поскольку этот термин был хорошо осмыслен в 1950–1970 годах и означал комплексное противостояние двух систем с многими характерными признаками, на большинство из которых в новых условиях не было даже намека. Однако коль скоро сейчас дискуссия идет на совершенно ином уровне, да и ветеранов «холодной войны» в политике почти не осталось, мне кажется, что пришло время переосмыслить это понятие.

«Холодная война», на мой взгляд, в российском случае представляет собой обозначение периода недоброжелательного отношения нашей страны к «своему иному» - Западу, к которому она исторически и культурно принадлежит, но особость по отношению к которому становится источником гордости и самоуважения при отсутствии иных поводов для таковых. По причине того, что Россия является лишь частью западной цивилизации, состояние «холодной войны» оказывает на нее намного более сильное влияние, чем на остальной мир, — и если мир не забывает на этот период об обычной жизни и рутинном прогрессе, то Россия полностью выкладывается и приходит к завершающей стадии противостояния далеко не в лучшем состоянии, экономическом, политическом и ментальном. При этом, подчеркну еще раз, «холодная война», как форма внутрицивилизационного противостояния, одновременно разделяет и связывает Россию только с Западом и ни с какой иной частью мира.

Если оценить историю последних двухсот лет, то я бы сказал, что наша страна оказывалась в состоянии «холодной войны» как минимум трижды.

Первый эпизод начался в 1830–1831 году, когда после подавления польского восстания Россия стала считаться в Европе изгоем, на что ответила союзом с самыми реакционными силами ( поиском новой объединяющей идеи в виде славянофильства и агрессивной политикой в отношении Турции. Второй был открыт вскоре после завершения Второй мировой войны, когда Советский Союз пошел на обострение отношений со своими бывшими союзниками (которые, замечу, также не питали к нему излишних симпатий), выстроил «железный занавес», подавил восстания в Венгрии и Чехословакии и запустил глобальное противостояние социализма и капитализма. Третий — в котором мы сейчас и оказались — стартовал в конце 2000-х годов, ознаменовался войнами в Грузии и на Украине и воплощается в противостоянии т.н. «цветным революциям», а также в изображении новой гонки вооружений — правда, на этот раз выглядящей скорее пародийно, чем реально.

На мой взгляд, рассматривать эти три эпизода как повторяющийся процесс крайне важно потому, что они отражают довольно устойчивую особенность нашего исторического развития и позволяют сделать вполне определенные выводы относительно его перспектив.

Прежде всего стоит заметить, что все они начинались в условиях, когда Россия ощущала «неуважение» со стороны неблагодарных партнеров и при этом полагала себя достаточно сильной и успешной; собственно говоря, как раз масштаб разницы в восприятии ее самой собой и другими и выступал «спусковым крючком» к началу конфликта. В 1820-е годы победительница Наполеона и обладательница самой крупной в Европе армии оказалась на периферии континентальной политики, будучи презираема за реакционность и ретроградство; в 1940-е Запад демонстративно оставил СССР за порогом ядерного клуба, отмел его претензии на расширение геополитического влияния в виде запрошенных Москвой военной базы в турецких проливах и мандата на Триполитанию; в 2000-е Россия была крайне разочарована тем, что она не стала частью Запада, несмотря на сдачу своих позиций, отказ от коммунистической идеологии и развитие свободного рынка по вашингтонским рецептам. Не очевидно, что «холодные войны» в разные периоды запускались ради того, чтобы добиться места в «западном» мире, но совершенно ясно, что они подстегивались неудовлетворенностью сложившегося в каждый конкретный момент положения.

Весьма характерно также и то, что все три «холодных войны» включали в себя и во многом начинались с попытки экспансии на западном направлении. В XIX веке можно вспомнить формальную оккупацию находившихся под русским протекторатом Молдавии и Валахии; в ХХ — насаждение марионеточных режимов в Восточной Европе, попытку дестабилизации ситуации в Греции и формальное разделение Германии; в XXI — присоединение Крыма. Идеализировать поведение западных стран на любом из витков исторической спирали не следует, но нет сомнения в том, что именно явные экспансионистские устремления Москвы выступали непосредственной причиной начала масштабного противостояния, а альтернатива ему имелась всегда, но никогда не была использована (вина, повторю еще раз, лежит на обеих сторонах). Довольно быстро после начала противостояния складывалась ситуация, когда идея борьбы полностью овладевала умами политической элиты и (несмотря на «разрядки» и «перезагрузки») становилась основной направляющей, сколь бы серьезно ни менялись текущие экономические и социальные обстоятельства.

Соответственно, переключение внимания на особость России, обеспечение сплоченности нации перед лицом недружелюбного мира и мобилизацию усилий приводили к усилению авторитарных тенденций в политике, отказу от рациональных выборов в экономике и в целом к доминированию классического принципа «цель оправдывает средства». Оторванность от мира рано или поздно обусловливала серьезное отставание в технологическом отношении, которое в конечном счете становилось критическим фактором поражения России в любой из «холодных войн». Неудивительно, что, сколь бы разными ни были следующие за ними периоды, они становились временем самого массированного технологического, индустриального, а порой даже институционального заимствования у Запада. При этом ни в каком серьезном отношении Запад не перенимал у России никакие know-how, якобы накопленные за период взаимного отчуждения. Всякий раз Россия лишь приходила к пониманию печальной необходимости осуществить очередную порцию заимствований извне.

Более того; нельзя не заметить, что каждое новое серьезное противостояние с Западом становится более болезненным для России и заканчивается с большими потерями. Последствиями первой «холодной войны» стали относительно успешно проведенные реформы и включение страны в европейскую экономику как одно из главных направлений для инвестиций.

Однако хозяйственным ростом всё в основном и ограничилось; движение в сторону политической и социальной модернизации было крайне медленным и в результате Россия сорвалась в революцию и выпала из европейской траектории развития. Итогом второй «холодной войны» стал масштабный политический кризис, вызвавший распад государства; более того, Россия даже не стала равноправной частью мировой экономики. При этом чисто хозяйственная динамика оказывается разнонаправленной в периоды «холодных войн» и относительного сотрудничества России и Запада: доля Российской империи в глобальном ВВП выросла с 4,4 до 5,4% между 1700 и 1820 годами и затем упала до 4,3% к 1856 году, но снова поднялась после реформ и составила 8,5% в 1913 году.

После двух войн и тягот сталинской индустриализации она достигла 9,57% к 1950 году и затем, протестировав исторические максимумы, вновь упала до 7,66% в достаточно благополучном 1989 году. Придя к низшей точке на уровне 0,7% в 1999 году, она выросла в четыре раза, до 2,6% в 2008-м, а по итогам 2020-го вновь опустилась до 1,7%.

Состояние «холодной войны» с Западом за последние двести лет стало представляться для России довольно естественным — именно поэтому, на мой взгляд, оно сегодня мало кого пугает. К тому же субъективно такая «война» воспринимается как чуть ли не оптимальный вид сосуществования, если альтернативой считать полноценный вооруженный конфликт. Между тем не стоит забывать, что ни в одной из крупных войн, которые Россия вела начиная со времен Петра I, она не выступала в одиночку против западного мира, тогда как именно «холодные» войны противопоставляли ее всей европейской цивилизации, что в значительной мере и обусловливало их тяжелые и долговременные последствия. Поэтому прежде чем восклицать «можем повторить!» и применительно к конфликтам такого рода, нужно не раз подумать о том, чего мы собираемся в итоге добиться и какую цену готовы за это заплатить...


Источник: Цена "холодной войны": куда заведет противостояние Байдена и Путина
Опубликовал:
Теги: фото война Путин цена противостояние

Комментарии (128)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Алексей Сибиряк
Экономика России отдана на откуп МВФ и в настоящее время функционирует по принципу насоса. Идет откачка ресурсов из России. О масштабах можно судить по величине сальдо международной торговли, с 1996 по 2019 год из России вывезли ресурсов на 3,1 трлн.$ больше, чем ввезли.
Чтобы поддержать свои экономики, финансовые регуляторы снижают учетные ставки.
ФРС: 0,25%;
ЕЦБ: 0,25%
И только упыри из ЦБ РФ сохраняют грабительские 4,5%.
Искусственно заниженный в 2,5 раза курс рубля к доллару снижает платежеспособный спрос в России и стимулирует экспорт, чтобы сырье было выгоднее продавать за переоцененную валюту за рубеж.
Ростовщические проценты на кредиты напрямую грабят население и душат экономику, а нищенские зарплаты лишают стимулов труда и потребления. Именно Набиулина в ЦБ взвинчивает ростовщические проценты (ставка ЦБ - 4,5 %. а ЕЦБ - 0,25 %, в 18 раза выше).
Себе любимой по 4,5 млн. руб. в месяц платит, не считая бонусы. По информации Baza, руководитель Сбербанка Герман Греф в 2018 году получил около миллиарда рублей.
Либералы в Минфине РФ, иностранцев кредитуют под 3 %, а Россиян под 30.
Надо развернуть экономику России на внутреннее потребление, повысить доходы населения, снизить кредитный процент.
Прекратить продажу сырой нефти, а продавать только продукты ее переработки. Продукты переработки дают десятикратное увеличение продаж на каждую тонну нефти.
https://www.youtube.com/watch?v=wKzztByAehs
Владимир Бабин
Практически со всеми вашими выкладками согласен за исключением...
При чем здесь МВФ? Например, чтобы свернуть с асфальтированного тротуара в грязь -- никакой МВФ не нужен (что и делает наша ненаглядная власть)
Сергей Шубин 
В.Бабину. Напрасно Вы так быстро соглашаетесь.
Цифры взяты с потолка и, большей частью, некорректны (мягко говоря). А если попросту, то откровенно лживы.
Из каждого утверждения прямо-таки прёт безграмотность на уровне незнания основ экономической "азбуки".
Но самое интересное – эту галиматью товарищ публикует с завидной периодичностью уже целый год: и к месту, и не к месту. Хоть бы цифры обновлял, или хотя бы буквы переставил.
Пробовал спросить у него напрямую: "Кто Вас учил?" – Нет ответа – молчит, как партизан.
Алексей Сибиряк
Сергей Шубин.
Решение по процентной ставке ФРС США 17.03.2021 Факт. 0,25%
https://ru.investing.com/economic-calendar/interest-rate-decision-168
А ты, лживый подонок, реальные факты галиматьей обзываешь.
Сергей Шубин 
А у японцев учётная ставка вообще отрицательная. И что с того? Не нужно путать учётную ставку и рыночные ставки кредитования. Букварь читайте. А рыночная цена (в том числе и кредита) определяется спросом и предложением. Если будут брать кредиты под 140%, то их и будут давать под 140%. Никто никого не неволит...
Кстати, у нас сейчас ставки потребительских кредитов даже ниже инфляции потребительских цен. По Вашей логике банки должны быть в убытке? Сомневаюсь... Уж наши-то своего не упустят.
Константин Найденов
На мой взгляд статья написана представителями пятой колонны и крайне не патриотична. РОССИЯ до сих пор существует не благодаря правлению а вопреки. Как говориться есть еще люди в русских селеньях. После прихода демонократов к власти в 90-ые. Как что то делать как бороться с западом на станках производства 60-70 ых годов... опять только местный кулибин(левша) и противостоит западу при полном противостоянии с руководством завода которое опять же делает все что бы запад побеждал (печально да...завод фабрика бюро и тд и тп не важно) руководство сгнило! РОССИЯ держится только за счёт РУССКОГО ДУХА!!!
Бузыкин Александр 
Экономика как любая точная наука не знает такого слова как патриотичность.
Если попирать экономические и юридические законы, то никакие заклинания о "русском духе" не помогут..
николай сосновский 
Причём тут экономика и патриотизм?
Константин Найденов
Прямая! Эконмист леберал, демонократ и тд и тп всегда Враг РОССИИ. Только патриот за счёт которого все ещё держится в этой стране (и экономика и военое "оружиие" И тд и тп держится на патриоте
Владимир Мирный 
С чего это вы, г-н Бузыкин, решили, что экономика - точная наука? Кто это вам сказал? За кем вы повторяете эту чушь? Современное экономическое учение - это жидовская хуцпа, где с использованием псевдонаучной терминологии обосновывается "нормальность" и "естественность" обворовывания одних людей другими, или выкачивание ресурсов одних стран в пользу стран других. И ничего другого, по сути, за этим учением не стоит
Бузыкин Александр 
С того, господин юдофоб, что законы экономики как и законы математики имеют свои закономерности, критерии и формулы.
николай сосновский 
А в советские времена экономистов не было? Патриотизм - это хорошо, но на одном патриотизме далеко не уедешь.
Владимир Мирный 
Ну нельзя же быть таким тугим, господин почитатель хуцпы. Наличие формулы само по себе, отнюдь не всегда отражает объективность явления, якобы описываемого этой формулой. Другими словами, для доходчивости, надпись на заборе совсем не означает того, что это уже не забор. Так что, применительно к "экономике", все её "закономерности, критерии и формулы" оставьте таким же доверчивым любителям хуцпы, как и вы сам
Бузыкин Александр 
Даже не стану что то вам доказывать. Нельзя переубедить деревянный табурет и покрасить воздух...
Владимир Мирный 
Вот уж не мог даже представить, что вы там у себя тренируетесь в полемике с табуретками и красите воздух. Вы превзошли мои ожидания
Виктор Кононенко 
Автор публикации не 5-я колонна, а откровенный политжулик-русофоб, использующий любые подтасовки для очернения России во все её времена.
Константин Найденов
Думаю эконмисты были не только в советские времена, а сейчас поэтому и плохо катимся в перëд, (левша вообще раз в сто лет рождался а кулибину жена дома много думать не даёт наступили товароденежшные отношения, о которых всегда руководство забывает предлагая работать бесплатно за *какие-то идеи понятные только им и Чубайсам*
Сергей Шубин 
А.Бузыкину. Не стану придираться к словам "законы математики" (не знаю ни одного такого закона). Но вот существование законов экономики отрицать не стану. Только вот беда: эти законы пока не сформулированы даже приблизительно. Более того, пока не определились даже с вопросом, а про что должны быть эти законы.
Так что, соглашусь с В.Мирным: современная традиционная "экономическая наука" – это довольно тупой и сумбурный набор букв с двумя "практическими применениями": обосновать очередной кризис (причём, когда он уже произошёл), или испугать грядущим кризисом (когда он ещё и не собирается случиться).
Хотя, надо отдать должное, существуют некоторые полуэмпирические методы решения экономических задач. Но для успешного практического их использования (для серьёзных задач) пока тупо не хватает вычислительных мощностей.
Но самое главное – никто не заинтересован в эффективной прикладной экономике. Это просто невыгодно.
николай сосновский 
Ну, не бесплатно, а за бумажки (доллар) и циферки (биткоин). И то и другое, на самом деле, никакой ценности не имеет, но мировые финансисты продолжают "ссать в уши" о том, что капитализм - это высшее благо. И там, на Западе, он правильный, а тут "в совке" он не правильный. Интересный вывод. Говорить о том, что есть капитализм правильный, а есть не правильный - это то же самое, что говорить есть женщина чуть-чуть беременная, а есть женщина полностью беременная. Капитализм он везде одинаковый, так же как и беременные женщины везде одинаковые.
Станислав Луганский
Владимир Мирный !
"Вот уж не мог даже представить, что вы там у себя тренируетесь в полемике с табуретками и красите воздух. Вы превзошли мои ожидания"
Так называемый "господин" Бузыкин является известным платным сетевым фейко-пургометом. Вы хоть издоказуйтесь,этому деревянному все нипочём.Но уели этого поца правильно.Когда ему пукнуть нечего,-"Даже не стану что то вам доказывать. Нельзя переубедить деревянный табурет и покрасить воздух..." И слился.Там дальше,ниже, что-то его друган, левая палочка Твикса (пан Смердянский) что-то всхлипывает про опричину,Сталина,ГУЛАГ.Подозреваю,что он-перевоплощение г-на Солженицына,иже Исаакиевича.Где один,там жди второго.Как заметил здешний товарищ "Они,как говно и подошва,тянутся друг к другу." Оно и понятно,надо же отрабатывать за долю малую.Иначе "грант" может и иссохнуть.А жрать-то хо-о-о-ца!
Станислав Луганский
Сергей Шубин !
"А.Бузыкину. Не стану придираться к словам "законы математики" (не знаю ни одного такого закона)."
А и не надо.Разговаривать с кучкой какашек,это знаете моветон,как минимум.Ну а максимум-биполярное расстройство с известным диагнозом.Так что подальше, подальше,а то смердит.
андрей полон 
лажу не гони про точные науки чучело, протекционизм как разновидность патриотизма в экономике, своим всё чужим закон это и есть классика пиндосовского подхода во всём, и решение проблем с позиции силы, только такие упоротые сектанты как ты могут вечно молиться на закат солнца...
Георгий Ситнянский
"на одном патриотизме далеко не уедешь".
Во времена оны меня один совковатник за подобные слова чуть не убил...
Антон Луценко
То есть отвесил вам оплеуху?
Александр К 
Автор статьи не навальный случайно,с такой враждебностью говорить о стране,что бы в ней не происходило,это просто омерзительно
Станислав Луганский
Александр К !
"Автор статьи не навальный случайно,с такой враждебностью говорить о стране,что бы в ней не происходило,это просто омерзительно"
Некий Владислав с фамилией Иноземцев.Хорёк лет 30-ти,эдакий Знайка.
Алексей Сибиряк
Надо строить свою самостоятельную экономику
;t=2s
Александр Коровкин 
Статья явно либерального толка. Именно подобные авторы сетуют на то, что нас в своё время не завоевали Наполеон и Адольф. И хотя в нашей стране своей плесени и гнили предостаточно, хоронить Россию рановато... Повоюем ещё.
Федор Трофимов 
Запад нас уже столько раз хоронил, что похоже Россия бессмертна :)))
Meerflieger
Кац предлагает сдаться? Только на этот раз нас уничтожат. Но кацам-то пофиг...
Георгий Ситнянский
Уничтожим мы себя сами, если не откажемся от дремучего ретроградства и ватомракобесия, продолжением коего является и антизападничество, ибо внешняя политика есть продолжение внутренней.
Федор Трофимов 
То ли дело при Жене Козыреве, когда он спрашивал на все разрешения у штатов. Эх, были же времена... Зарплату, правда по полгода не платили... Стоп, странно как то, процветали, значить, а жрать нечего. Ерунда какая-то получается...
николай сосновский 
В 90-е годы мы уже отказались от "ретроградства" - результат на лицо.
николай сосновский 
У Козырева имя было Андрей.
Федор Трофимов 
Простите, оговорился. Что андрея козырева лучше не делает.
николай сосновский 
Имя на интеллект черепной коробки не влияет - согласен.
Георгий Ситнянский
В 90-е мы не отказались от главного - от господства номенклатуры. Более того, "октябрьский переворот-1993" восстановил её всевластие, изрядно подорванное в предшествующие пять лет. Отсюда и все дальнейшие беды.
Meerflieger
Твоё лизание афедрона Западу нас уже не спасёт, Жорик... Расслабухи 90-х, когда Запад поверил, что Россия уже фсё, не повторится. Раздерут на части и сожрут. И к этому практически всё готово: в каждой сраной области - Правительство. Министры. Дума, блеат... Осталось "отпустить вожжи" и позволить этим конторам поверить, что они прекрасно будут жить самостоятельно... Кстати, Жорик, ты кем хочешь стать: отцом №2, или просто существом 5-го пола? А если у тебя есть деньжата, можешь стать калекой-негром с уклоном в "голубизну"... На Западе такие сейчас в офигительном тренде... ;-)
Сергей Шубин 
Г. Ситнянскому. "...если не откажемся от дремучего ретроградства и ватомракобесия..." Дык, 30 лет назад уже отказались! И что получилось?
Вот то ж... Почему-то не хочется повторения. В лучшем случае получится то же самое, что и сейчас.
И второе: что Вы называете "антизападничество"? Это когда мы не хотим отдавать Курилы и "Кемску волость"? Или когда предпочли иметь в Крыму свою базу, а не американскую? Так это не антизападничество, а "национальные интересы". Это нормально.
И вообще, с какой стати я должен слушать чьи-то сомнительные советы из-за забора? Тем более, если знаю, что советы этих "мудрецов" никого до добра не доводили.
Так что, Западу в этой стране всегда рады. Но на равных, а не "снизу-вверх".
PS. И если говорить об истоках "анти-", то это не мы изолируемся – это оттуда сыплются санкции и ультиматумы. Значит, будем вечно "стоять в углу, носом к стенке".
Георгий Ситнянский
Антизападничество - это отторжение Запада по внутриполитическим причинам: мол навыдумывали всяких там свобод, а "наше всё" - это Опричнина, крепостное право и Сталин - Берия - ГУЛАГ. А внешняя политика - лишь продолжение внутренней.
Федор Трофимов 
1993 минус пять, это 1988. И та самая "номенклатура", влияние которой, по вашему было "подорвано", точнее худшая её часть, просто стала олигархатом. Сами биографии немцовых-чубайсов-явлинских-собчак посмотрите, или на самые одиозные места показать?
Станислав Луганский
Георгий Ситнянский !
"Уничтожим мы себя сами, если не откажемся от дремучего ретроградства и ватомракобесия, продолжением коего является и антизападничество, ибо внешняя политика есть продолжение внутренней."
А,вот и подошва объявилась,раз говно-Бузыкин здесь.Или наоборот? Ну как же без твоего плача и духовных скреп,чудак на букву "М"
Георгий Ситнянский
"1993 минус пять, это 1988. И та самая "номенклатура", влияние которой, по вашему было "подорвано", точнее худшая её часть, просто стала олигархатом".
Тем не менее абсолютной власти у них не было. А главное - тогда речь шла об "обмене власти на собственность", читай - о превращении номенклатурщиков в нормальных капиталистов, а не о слиянии снова, хоть и в иной форме, власти и собственности.
Федор Трофимов 
"Нормальный капиталист" такой же оксюморон как "вегетарианец-мясоед". Суть капитализма - извлечение прибыли, любым путем, из всего. А сказка про "капитализм с человеческим лицом" нужна была что бы в неё поверила жадная и неумная советская богема (не путать с интеллигенцией)
Федор Трофимов 
Статья - пример великолепной подтасовки. Реальность прямо обратна изложенному в статье. Как только Россия укреплялась - начиналась скрытая работа "коллективного запада" по ее ослаблению. Россия обладает всеми необходимыми ресурсами - запад нет. Поэтому кровно заинтересован в слабой России-полуколонии.
Александр Кудрин 
Как только Россия укреплялась, у неё срывало крышу от налички и пальцы оттапыривались в веер. Отсюда и неприязнь Запада...
Владимир Герцен
Саша допустим "у неё срывало крышу от налички и пальцы оттопыривались в веер", а дальше что...За что "отсюда"...
Федор Трофимов 
Югославия пальцы не гнула, наличкой не изобиловала, с амерами и гейропейцами дружила в десны, как Брежнев с Хонеккером. Наверное живет припеваючи, что-то давно оттуда вестей не было:)))
Георгий Ситнянский
Ну и как "срывало крышу" и "пальцы оттопыривались в веер", скажем, при Екатерине II или Александре II?
Андрей Алексанков
Давно пора заканчивать мыслить категориями «отсталости от цивилизованного мира» и понять, что те же США стали лидером только потому, что ни на кого не оглядывались, а смогли максимизировать пользу от тех факторов и условий, в которых оказались. Хоть и не особенно беспокоясь о морально нравственной стороне.
николай сосновский 
Америка благодаря двум Мировым войнам стала могучей.
Федор Трофимов 
Потому что войны шли не на ее территории
Бузыкин Александр 
Это не довод. На территории Германии регулярно шли войны.
николай сосновский 
У Германии спонсоры были в виде западных капиталистов.
Бузыкин Александр 
Бред. Германия все двери мировые войны вела именно с ними, да ещё и на два фронта.
николай сосновский 
Германия воевала с государствами, а не с магнатами.
Бузыкин Александр 
Так и мы с англичанами и амерами не воевали против концернов Круппа и "Рейнметалла"
николай сосновский 
Но нам эти концерны не продавали свою продукцию.
Бузыкин Александр 
Так и американские концерны поставляли свою продукцию нам, а не немцам.
В чём вопрос то?
николай сосновский 
Американские концерны поставляли продукцию как нам, так и немцам.
николай сосновский 
И немцам тоже поставляли технику и продовольствие. Например, "Форд" и "Кока-Кола" активно вели с ними торговлю даже во время войны.
Бузыкин Александр 
Не во время войны, а ДО момента вступления в войну США на стороне атигитлеровской коалиции. Никакой торговли не было, а были выполнения долгосрочных контрактов частных американских и германских концернов, заключённых в довоенное время. Да и то в крайне незначительных масштабах (медицинские препараты, каучук, топливные присадки, синтетическое сырье) С июля 1942 в США был введён тотальный запрет на любые виды экономической деятельности с Германией.
Иными словами, в деяниях частных американских фирм нет ничего такого, чего бы не допускал СССР до 22 июня 1941. Наша промышленность тоже поучаствовала в поставках в рейх сырья (металл, руда, лес, станки, зерно) и попрекать американцев нет оснований.
Бузыкин Александр 
Ошибся. Не с июля 1942 конечно, а с января. С момента объявления войны Японии США, когда был введён мобилизационный план перехода экономики США на военные рельсы.
Георгий Ситнянский
"Но нам эти концерны не продавали свою продукцию".
Ещё как продавали! Могу перечислить.
николай сосновский 
Что мы, что американцы имели торговые контракты с Германией до 1941 года. Потом это всё было аннулировано.
Георгий Ситнянский
"США стали лидером только потому, что ни на кого не оглядывались"
А на кого "оглядывался" Наполеон? Николай I? Гитлер? Сталин? Чего же их империи лидерами не стали?
Федор Трофимов 
Амеры поставляли свою продукция и СССР и третьемы рейху. И это всё, что нужно знать о порядочности капитализма.
Федор Трофимов 
Вы уже спорили со мной на эту тему. Впрочем, глашатаю капитализма - порядочность лишняя обуза.
РПК Alede 
Если шестой муж бьёт тебя, то может дело не в них? "Россия", под которой мы подразумеваем власть этой страны, вечно "разочаровывается" в поведении Запада. А может пора наконец осмыслить своё поведение и разочароваться в своих действиях? Я не исключаю злые происки Запада, да хоть Востока, ведь никто не идеален и ничего нам не должен. Подкуп чмошных стран через займы тоже плохой и не благодарный способ "вырасти" в чьих-то глазах и обрести "друзей". Россия лишь один раз поступила правильно (при Сталине) когда решила кинуть свои силы на собственную прокачку, а не распылялась ища "партнёров" по миру, когда состояние своего народа в одном месте
Владимир Болдинов
" А может пора наконец осмыслить своё поведение и разочароваться в своих действиях?" Так один раз уже разочаровались- в "святые 90-е", и как? Напомнить результат?
Бузыкин Александр 
А результат дня сегодняшнего вам не напомнить? Или вы думаете с этими эффективными управленцами с Лубянки мы так уж далеко находимся от середины 90х..?
Сергей Александрович 
бесконечно далеко. На целую эпоху.Вообще, ничего общего. кроме, пожалуй, ненависти запада.
Бузыкин Александр 
Совсем недалеко. Ещё лет пять такого недостойного правления, так вообще никакой разницы не будет.
Вы с вашей ненавистью окажетесь у разбитого корыта. С инфляцией, с выходом на пенсию под 70 и минимальными зарплатами. Да ещё и с железным информационным занавесом и тотальными запретами.
Федор Трофимов 
Шура, из вас пророк, как из собчак - зоотехник. Кто мне доказывал, что навальный Кремлю не по силам? Напечатайте это пророчество на листе А1, прикрепите к нему трусы из Коврова, повесьте за экраном компа. Как только потянет в Эдгары Кейси - смотрите.
Станислав Луганский
Федор Трофимов !
"Шура, из вас пророк, как из собчак - зоотехник. Кто мне доказывал, что навальный Кремлю не по силам? Напечатайте это пророчество на листе А1, прикрепите к нему трусы из Коврова, повесьте за экраном компа. Как только потянет в Эдгары Кейси - смотрите."
Крутяк) Наваляли Пиздыкину поджопников,а шуту и ответить нечего.Мгновенный слив.Ау! Где ты,эксперт олофьянный?Занят,наверное.Вешает А1+трусы на монитор.Делом занят.
Бузыкин Александр 
Вы, Федул, давно ценами и тарифами интересовались? Покупательная способность рубля по итогам первых двух месяцев 2021 года снизилась на 7-8%, население заметно беднеет. Впереди ещё виток роста цен, инфляция тоже не стоит на месте.
А вы все о трусах грезите..
Георгий Ситнянский
Заставила власть уйти из политики Касьянова - получила Навального. Угробят Навального - получат кого пострашнее. Как в 1906-1917 из-за твердолобости царизма, разгонявшего одну Думу за другой (не только из-за этого, конечно...) массовая поддержка сместилась от кадетов к крайне левым (не только к большевикам). История учит только тому, что ничему не учит?
Федор Трофимов 
Еще один пророк? Рецепт тот же...
Федор Трофимов 
А госдолг сша составляет более 27 триллионов долларов, и каждую минуту увеличивается на два миллиона долларов. И поскольку бузыкины с ситнянскими всё в доллар верят, и будут зеленые бумажки покупать всегда, это неизбежно отражается на рубле, ведь другие ситнянские и бузыкины, сидящие в правительстве со времен горбача, никак не найдут в себе силы отказаться от фантика, они наворованное в 90е конвертировали именно в фантик. Всё просто, девонька. Пиндосы печатают фантики, рубль, привязанный к ним, дешевеет.
николай сосновский 
Автор статьи предлагает всем гражданам России подставить жопу перед Западом.
Александр Стародубцев 
"Оторванность России от мира рано или поздно обусловливала серьезное отставание в технологическом отношении" - автор, а что принесло России сотрудничество в 90 годах???? Последствия до сих пор разгрести не можем. "Первый эпизод начался в 1830–1831 году, когда после подавления польского восстания Россия стала считаться в Европе изгоем" - а что в 1812 году когда под предводительством Франция вся Европа пожаловала Россию поделить -это разве не первый этап холодной войны??? Во все века Европа зарилась на Россию, как бы чего урвать. Европа привыкла жить за счет колоний и богатства забирать у других. Вот и вся политика, а теперь реакционные силы Европы возглавляет Америка (которой кстати свободу помогла отстоять Российская империя), но память у Американцев "девичья". Сотрудничество подразумевает взаимовыгодный обмен, а не хапать все в одни руки.
Георгий Ситнянский
"а что принесло России сотрудничество в 90 годах????"
А что, на 90-х свет клином сошёлся? А сталинская индустриализация по чьим технологиям проводилась, не забыли?
"а что в 1812 году когда под предводительством Франция вся Европа пожаловала Россию поделить -это разве не первый этап холодной войны?"
Вообще-то Наполеоновские войны - это войны Франции против всего мира, а не России. Да, в 1812 удалось подневольно двинуть немалую часть Европы (но всё же три крупнейшие колониальные империи - Британская, Испанская и Португальская - были ЗА Россию, плюс Швеция), однако подневольные союзники всегда ненадёжны, в чём французы скоро убедились.
"Во все века Европа зарилась на Россию, как бы чего урвать".
В целом реже или по крайней мере не чаще на Россию, чем друг на друга.
"Европа привыкла жить за счет колоний и богатства забирать у других".
Типичный миф от "ватников" - "раз хорошо живёшь, значит, за счёт кого-то, подозреваю, что за мой".
Виталий Кирпиченко 
А что бы сказал на это Ленин и Сталин? Ленин бы сказал, что не туда едем, а Сталин бы ничего не сказал, а сделал бы больно набиулиным, грефам и пр. сечиным с миллерами.
Бузыкин Александр 
Он бы в первую очередь сделал больно именно вам. И то, что рядом с вами на одном лесоповале очутился бы кто то один из вельмож, вас бы не сильно утешило..
Алексей Калиниченко 
Бузыка, ну чего ты людей Сталиным страдаешь? Да, он был не ангел, но именно с ним страна развивалась. Тебе очевидно из американского минфина доплата идёт, вот ты за них так и хлопочешь. А никаких американских технологий мы при любом раскладе не увидим. Они с нами ничем делится не намерены. И ни с кем.
Федор Трофимов 
Сашенька, вам подобных, в могиле, это не утешило бы совсем...
Бузыкин Александр 
Думаю, что подобных вам, Феденька, это утешило бы ещё меньше.
Федор Трофимов 
И повыросли комменты
Да убогие такие
Из могильных бугорков...
Сергей Александрович 
сразу понятно, писал статейку западный куратор, не сильно знакомый с историей. да и с Россией тоже.

Это ж надо было завернуть- Россия часть западной цивилизации.
С историей так же плохо - слышал звон...Где-то. Восстание в Польше подавил Суворов. Причем дважды, а не один раз. и каждый раз Речь Посполитую делили между европейскими государствами. Они, видимо, до сих пор переживают по тому поводу. Но до этого было вторжение в Россию. И поляки в Москве. Вот за это нас, славян, и не переносит запад - мы ментально другие. Им непонятно, почему мы победив, не грабим побежденных?
Бузыкин Александр 
Вы видимо никогда не бывали в странах Средней Азии, Кавказа и в Китае.
Там бы оценили, кем вы являетесь на самом деле для них. И все разговоры о ментальности превратились бы в тот момент, когда бы вам предложили жить по нормам адата или есть кровяную колбасу из бараньих кишок.
Русский этнос - часть европейского.
Федор Трофимов 
Какого именно? Даже в одной из самых моноэтнических стран - Польше, этносов как минимум пять, во Франции - шесть, в Германии больше десяти, и бавары сильно отличаются от швабов. Англичане почти превратились в единый этнос, при этом валлийцы сильно отличаются от корнийцев, корнийцы от ирландцев, ирландцы от шотландцев. Продолжать?
Бузыкин Александр 
Слышал звон, да не понял по ком он..
Разве речь шла о национальных особенностях и наречиях? Менталитет любого чеха или финна гораздо ближе россиянину (не русскому), чем менталитет китайца или пуштуна.
Федор Трофимов 
Незнанием не стоит гордиться, девонька. Менталитет китайца, с его семейными ценностями, гораздо ближе среднему русскому, чем европейское "Делать деньги угодно Богу". У нас, несмотря на разгул толерантности, такую проповедь в храме произносить не стоит. В польском костеле - запросто.
Бузыкин Александр 
Девонька, поживи хотя бы неделю в китайской деревне. Ощутишь разницу менталитетов на собственной шкуре. А потом покалякаешь за ценности..
Федор Трофимов 
Шурочка, если ваши знания чисто теоретические, не надо думать, что и ваши оппоненты - сплошь теоретики. Жизнь в Китае прежде всего осложняет разница гастрономических привычек, а совсем не менталитет. А вот когда в Германии мальчиков один день в неделю заставляют приходить в школу в юбках, во имя толетрантности ... впрочем, девоньку Шуру этим не напугаешь.
Бузыкин Александр 
Да нет, Федечка, ваши мечты о юбках мимо кассы. Это удел нервных барышень, вроде тебя. Реальная жизнь это не комиксы на первом канале.
Сергей Мацедонский
Автор изучал историю по мурзилкам, поэтому написал плохенькую статью, основанную на лжи. 1) "Железный занавес" всегда опускал коллективный Запад, а не Россия. Именно Запад считает, что ему можно поступать как угодно, а России "по правилам", которые устанавливает Запад. Ноги политики Запада растут от самовозвеличивания: мы управляем миром. Но 1/6 часть суши это опровергает - отсюда конфликт. 2) Технократическое преимущество Запада нивелируется его бесчеловеческой сущностью. Бывший лидер капитализма Англия избавилась от нищих попрошаек не повышением уровня жизни населения, а просто всех их перевешали. Сейчас на Западе наблюдается реальное оскотинивание и стремится в эту клоаку нет никакой необходимости. 3) Россия действительно идет своим путем и мы вовсе не часть западной цивилизации. Россия - это собственная цивилизация: у нас свой духовный и культурный пласт, иное понимание межчеловеческих отношений. 4) Наша наука и технологии не только не хуже западной, но и превосходят их: когда нам НАДО, мы обгоним любого. Тому много подтверждений: в фундаментальной науке, в атомных, космических и авиационных технологиях, в радиотехнике и др.
Бузыкин Александр 
Своим путем это как? Против шерсти кривым коленом в обход болота?
Изобретение своего исконного, высокодуховного колеса..?
Сергей Мацедонский
Бузыкин, свой путь - это путь развития ЧЕЛОВЕКА. Это когда в стране не провозглашается свобода от совести и черное не называют белым. Это когда половые извращенцы - педерасты и лесбиянки - отвергаются как те, которые нуждаются в опеке и защите, а называются извращенцами и порицаются. Это когда без всякой мультикультуральности у нас спокойно живут десятки народов и народностей, имея духовную общность с русским народом. Вера в Бога, стремление к душевной чистоте отличали и отличают народ нашей страны от остального мира. Россия сейчас единственная страна, которая противостоит оскотиниванию, охватившему весь мир. Изобретать "духовные колеса" нет необходимости - они даны в заповедях Христа. Даже материалистическое советское общество в качестве "морального кодекса" имело именно эти заповеди. Жаль, что маргиналам это все пустой звук, но каждый выбирает и потом отвечает сам.
Бузыкин Александр 
Всё с вами ясно. Доморощенный мессия.
Георгий Ситнянский
"Это когда в стране не провозглашается свобода от совести и черное не называют белым".
Как в Совке, например.
"Это когда половые извращенцы - педерасты и лесбиянки - отвергаются как те, которые нуждаются в опеке и защите, а называются извращенцами и порицаются".
Если не мешают жить нормальным людям (например, не устраивают гей-парады в центре города), то пусть живут как нравится.
"Россия сейчас единственная страна, которая противостоит оскотиниванию, охватившему весь мир".
Особенно это видно по памятникам Ивану Грозному и восхвалениям крепостного права.
"Изобретать "духовные колеса" нет необходимости - они даны в заповедях Христа. Даже материалистическое советское общество в качестве "морального кодекса" имело именно эти заповеди".
Да ну конечно! "Чти отца и мать" - а в Совке донос на родителей доблестью считался. Про "не убий" уж вообще молчу. Да и насчёт "материалистического советского общества"... В трактовке истории - при декларативном марксизме на деле субъективный идеализм.
Георгий Ситнянский
"1) "Железный занавес" всегда опускал коллективный Запад, а не Россия"
Ну да, это Запад держал "границу на замке". Это Запад строил "Берлинские стены" и стрелял тех, кто через них бежал. Это Запад своих граждан не выпускал в страны "соцлагеря" и тех, кто, поехав, оставался, объявлял "невозвращенцами" и репрессировал их семьи. Перечисление можно продолжать.
Сергей Мацедонский
Знатоку истории из речи Черчилля в Фултоне: "От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике, через весь континент, был опущен «железный занавес»". Сейчас кто пытается изолировать Россию от мира?
Георгий Ситнянский
Только вы выборочно цитируете. Из речи Черчилля явствует, что опущен именно Советами.
Владимир Болдинов
"экспансионистские устремления Москвы"? И где их автор нашёл?
Владимир Ивков 
Как прикольно автор путает причины и следствия... Интересно, он учил историю по украинским учебникам?
Николай Беляев 
Напёрсточники. Какое противостояние. Сын Медведева в структурах власти США. Там все родные.
Александр Александров
Статья написана автором, враждебным России. Наукоподобный анализ не может скрыть этого факта.
Yuriy Potapchuk 
Больше половины комментаторов с менталитетом совка
Владимир Герцен
Юра,а что такое "менталитет совка"?
Станислав Луганский
Vladimir Gertsen !
"Юра,а что такое "менталитет совка"?"
Судя по фамилии,к тому же набранной латиницей,там жовто-блакинтый менталитет парубка из Нэзалэжной.
Владимир Герцен
Станислав Луганский А что у меня с фамилией?И ..." жовто-блакинтый менталитет парубка из Нэзалэжной"- это что?Я в Омске,в котором живу 67 лет, с такой терминологией не сталкиваюсь.К стати "судить по фамилии" нет ни какой необходимости.Достаточно зайти ко мне на странички в ВК (интересы),в ОК (архив)..И гадать не придется.У меня все открыто.
Станислав Луганский
Владимир Герцен. Это не Вам,это ответ к Yuriy Potapchuk через Ваш вопрос.Надеюсь,непонятка разрешилась?
Alexander K 
По существу повествования:у автора явно значительные пробелы в знаниях по части фактуры и политэкономии.Возможно это и не его вина,поколение ЕГЭ получило путёвку в жизнь и уже внедряет в неё свои догматы.
Юрий Шальнов 
Если сегодня запад полностью закроет для России высокие технологии, то путинскую Россию ждёт неминуемый развал и бегство за рубеж высокопоставленных жуликов, что уже наблюдается частично и сейчас, когда в наличии все структуры гос власти, но ни одна из них практически не работает! Сегодня в СМИ и соц сетях имеем только восторженные вопли продажных журналистов и ботов на содержании у ЕР...
Валера Подкаленко
Пока ВСЕМ МИРОМ не вспомним своих забытых Древлеправославных Богов,так и будем бестолку лялякать на просторах цацки- интернета!Всем Людям Желаю Здравствовать! Благости!
иван довженко 
Скоро за вход в супермаркет платить будем при таком росте цен! Народ безмолвствует, а болтуны болтают. Однако!
Александр 1 
Никакого антизападного противостояния у России нет, а есть вековая мечта Запада уничтожить Россию.
aroyzen Александр
Автор статьи прав: технологическое отставание грозит России потерей суверенитета. Сколько бы квасные патриоты ни бились в истерике, но задницу подтирать газетой давно отказались, да и патриотизм не заключается в том, чтобы упорно пользоваться газетой вместо рулончика, который был большим дефицитом и за которым эти "патриоты" стояли в безумных очередях в советский период, а в современный период называют врагами России тех, кто критикует руководство страны за неспособность создать собственное производство пресловутых рулончиков. Чьи экскаваторы работают на наших стройках? На чьих междугородних автобусах и легковых автомобилях вы ездите? Чьими мобильными телефонами, компьютерами и прочими достижениями цивилизации вы пользуетесь? Ремонт квартир вы называете "евроремонт", а львиная доля материалов для этого ремонта появилась благодаря "гнилому" Западу. Что же касается дискуссии по поводу экономики, то это - спор немого и глухого. Поскольку, по общему признанию, Россия сырьевая страна и все технологические достижения должна получать в обмен на сырьё, то главным участником экономического процесса становится государство, и тогда авторитарный режим неизбежен, монополизируются политическая и экономическая власти. Конкурентная среда в политическом и экономическом пространстве практически упраздняются, ликвидируется симметрия - как фактор движущей силы развития и устойчивости системы. Для обеспечения устойчивости вследствие отсутствия внутренней симметрии, страна вынуждена поляризоваться с внешним миром. В этом, по моему мнению, заключается причина противостояния и холодной войны.
, борис
китай считает россию сырьевой базой и тылом своей армии .,по серьёзным аналитическим раскладкам РФ не способна на военные действия и экономическую экспансию .для развития надо сделать ей два шага назад .аннексировать украину выслать 50% её населения в сибирь .и 5-8 лет заниматься своей промышленной базой ,или чахнуть. как мирное колониальное сообщество.экспортируя свое население на запад
Сергей
По первым абзацам этого фуфла я вижу блеяние хохлодерма, и поэтому не вижу смысла читать дальше. Я РУССКИЙ и ненадо об'яснять мне как мы живём и какие у нас приоритеты. Мы сами это решаем в отличии от западных пропагандонов, которые поют с подачи заокеанских хозяев. Мы РОССИЯ которую одни уважают, а другие боятся и альтернативы нет.
Станислав Решетников 
Автор, к сожалению, уровень аналитики аховый. Нет никакой "холодной войны" и не предвидится. Сейчас во всем мире идут другие процессы, связанные с ресурсным кризисом, ведущие к регионализации экономики, переходу ее на промышленно-сырьевые кластеры. Отсюда и вся байда. Просто идет дележка мира. Причем, поскольку никто не хочет этого говорить, особенно тем странам, которые обречены стать сателлитами, то все и завертывается в "фантики" от старых "конфет". Но ваш уровень интеллекта такой, что далее этих фантиков вы не видите ничего. Так что или не пишите, или включайте голову...
Alex Swinushkin 
Афигеть какие все умные и продвинутые!
А Вот тут из умников знает, что гимн США был сперт из песни Хазбулат удалой? А попробуйте переложить текст Хазбулат на мотив пиндосовского гимна? Пробуйте!:);)
Alex Swinushkin 
Китай да, считает Россию сырьевой базой из-за ресурсов. Но мы то так не считаем. Рулончиков не хватит подтираться. Кстати, всегда изумлялся, а почему попу надо подтирать, а не подмывать из душа? В моей семье этот вопрос решен лет 30 назад. Никакой бумаги, струя воды и все рады. Не мусульмане. Питерские русские.
юра ласковец 
это украинские учебники он писал
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Противостояние с Россией и Белоруссией убивает железную дорогу Латвии
Противостояние с Россией и Белоруссией убивает железную дорогу Латвии
18
Ваши новости 07:01 26 авг 2021
"Мужикии! Ну куда же вы?. Я здесь.."
"Мужикии! Ну куда же вы?. Я здесь.."
25
Мужской журнал 20:22 05 ноя 2017
В ООН признали начало Холодной войны
В ООН признали начало Холодной войны
0
Ваши новости 05:01 24 апр 2018
Куда делись незадолго до войны 8 миллионов советских граждан
Куда делись незадолго до войны 8 миллионов советских граждан
9
Ваши новости 14:01 25 янв 2019
Призрак большой войны: почему Путин медлит с «планом Б»
Призрак большой войны: почему Путин медлит с «планом Б»
164
Ваши новости 07:01 30 дек 2021
Медведев анонсирует продолжение новой «холодной войны» с США
Медведев анонсирует продолжение новой «холодной войны» с США
20
Ваши новости 09:16 18 янв 2021
Куда заливать гель для стирки в стиральной машине: 2 варианта и правила использования средства
Куда заливать гель для стирки в стиральной машине: 2 варианта и правила использования средства
0
Все о работе руками 13:00 12 ноя 2024
Россию назвали запасным планом Японии на случай холодной войны
Россию назвали запасным планом Японии на случай холодной войны
1
Ваши новости 14:01 10 апр 2018
Куда Россия потратила деньги за Аляску?
Куда Россия потратила деньги за Аляску?
37
Мужской журнал 09:01 03 янв 2021
Куда делись великие монголы
Куда делись великие монголы
7
Мужской журнал 07:00 02 мар 2022
Казахстан: противостояние националистов и интернационалистов
Казахстан: противостояние националистов и интернационалистов
2
Ваши новости 15:01 20 янв 2019
12 загадочных предметов, которые удалось идентифицировать с помощью пользователей
12 загадочных предметов, которые удалось идентифицировать с помощью пользователей
1
Все о работе руками 06:20 Вчера

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства