После
Замминистра цифрового развития Паршин: «Цифровой профиль – совокупность всех данных о гражданине, которые находятся в распоряжении госорганов и государственных информационных систем, а также технических средств, которые позволяют управлять этими данными. На сегодня пользователями портала госуслуг, проходящими авторизацию в ЕСИА, являются около 90 млн. граждан страны, из них 52,5 млн. имеют т.н. подтвержденную запись (подтвердившие личность с помощью паспорта или СНИЛС в МФЦ или ПФР). Мы считаем, что критическая масса людей, пользующихся электронными услугами, у нас уже накоплена. Таким образом, 52,5 млн. россиян УЖЕ ИМЕЮТ прообраз цифрового профиля».
Минуточку, а всех этих граждан кто-то предупреждал, что они регистрируются и дают свои данные не только государству в рамках госуслуг, а третьим лицам – ростовщикам-банкирам, страховым компаниям (далее – и другим частникам), а также остальным госведомствам (в т.ч. силовым структурам), которые будут иметь доступ к личной информации граждан в любой момент и по своему усмотрению? Когда гражданин хотел удаленно оплатить свои штрафы или налоги, получить права и т.п., разве его кто-то предупреждал о том, что на него создается некий «цифровой профиль», инфраструктура которого предназначена для «обмена сведениями о гражданине между различными организациями» (это прописано в законопроекте о цифровом профиле)? Вопрос, разумеется, риторический. Вот так обманом и лукавством «цифровые евангелисты» затащили в систему ЦП более трети населения России, а теперь радостно втирают этому же населению об успешном развитии своего проекта.
Паршин: «Цифровой профиль будет вестись в том числе в целях аналитики для проактивных услуг – когда не надо предоставлять факты о том или ином событии, но факт того, что это событие состоялось является основанием для предоставления той или иной госуслуги».
Этим заявлением г-н Паршин подтвердил факт установления тотальной слежки за гражданином со стороны государства, непрерывный сбор наших всевозможных персональных данных и их внесение в цифровой профиль. Но если нас намерены «обслуживать» без нашего волеизъявления (автоматически/проактивно) – это что, простите, за услуга такая? На русском языке это называется не услугой, а принудиловкой. Или, как мы не раз уже отмечали во множестве материалов по этой теме – электронным рабством.
Далее Паршин рассказал об этапах внедрения цифрового профиля:
1. Принятие правок в 149-ФЗ о цифровом профиле – IV кварт. 2019 г.
2. Проведение эксперимента по НСУД и цифровому профилю – II кварт. 2019 г. – II кварт. 2020 г.
3. Доработка ЕСИА в части создания цифрового профиля – IV кварт. 2019 г.
4. Опытная эксплуатация цифрового профиля, пилотный проект с банками-участниками эксперимента – IV кварт. 2019 г. – I кварт. 2020 г.
5. Ввод в промышленную эксплуатацию цифрового профиля – IV кварт. 2020 г.
Обратите внимание, в отличие от коллег-цифролоббистов, внедряющих
Интересно, как могут органы власти в принципе выстраивать такую политику, при которой биометрию, регистрацию населения в ЕСИА и ЕБС для них обеспечивают кредитные организации? Уже на данном этапе очевидно, что государственной и суверенной данная система является лишь номинально. Никого в пресс-центре ТАСС почему-то совершенно не удивило, что главный персонаж, вещающий нам о создании и внедрении цифрового профиля – это замглавы Центробанка. Если откроем ст. 75 Конституции РФ, то увидим, что «основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля», а также осуществление денежной эмиссии. В профильном ФЗ «О Центральном банке» перечисляются его функции и там имеется лазейка – «осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами». Парадокс, но подписанный Президентом под шумок праздника 31 декабря 2017 г.
Далее слово на брифинге взяла первый зампред ЦБ Ольга Скоробогатова, подтвердив, что ЦБ в ее лице отвечает за практические шаги по внедрению цифрового профиля человека. По ее словам, «Цифровой профиль является одним из ключевых проектов в цифровой экономике. Пилотная его реализация будет выглядеть следующим образом: он будет хранить 57 атрибутов сведений, на первом этапе в нем, помимо 16 крупнейших банков, участвуют 3 ведущие страховые компании, а также четыре поставщика данных – ФНС, МВД, ПФР и Росреестр».
Итак, госструктуры становятся поставщиками наших персональных данных для ростовщиков, страховщиков и прочих частников в рамках цифрового профиля. Так что, граждане, можете готовиться к тому, что при обращении во все перечисленные выше конторы (напрямую, либо через МФЦ) вас будут первым делом упрашивать сдать биометрию и подписать согласие на обработку персональных данных. Если вам еще не присвоен личный номер-персональный идентификатор в виде СНИЛС, непременно сделают запрос в ПФР и будут присваивать его прямо на месте. А в случае отказа – все общение «электронного государства» с вами на этом закончится.
Если же вы уже зарегистрированы на портале госуслуг, значит, финансовый рынок вскоре найдет возможность поживиться вами через доступ к сведениям о вашей зарплате, законопослушности, прочих активах и долгах, штрафах, размере пенсии – все это и сформирует ваш цифровой профиль, т.е. их «человеческий капитал». Причем далее информация о вас будет регулярно пополняться, будут подключены другие ведомства – Минздрав, Минпросвет – «цифровой след», который каждый из нас оставляет в различных реестрах, весьма обширен.
Как сказал
«Либо этот процесс (цифровизации) пройдет мимо нас, тогда мы не сможем извлекать (из огромного массива данных) информацию и превращать ее в товар, либо мы научимся использовать эти данные и сделаем из этого машину, которая будет генерировать ценности. Ценности для наших клиентов, ценности для нас. Как вот этот гигантский поток сырых данных превратить в производный продукт, продукт переработки и научиться из него извлекать ценности и, в конце концов, деньги — вот самый главный вызов, стоящий перед нами», – рассказал Греф.
Скоробогатова: «…Мы должно точно знать, что поставщики будут отправлять в цифровой профиль подлинные данные обо всех гражданах. Мы должны этот путь пройти, и в октябре-ноябре уже иметь рабочую версию, в рамках которой будем подключать граждан и проверять работу по текущим продуктам (кредиты и страхование), а затем, после начала работы в промышленных масштабах, будем постепенно подключать другие. Мы также взяли на себя повышенные обязательства – будем одновременно на пилотном уровне внедрять и Национальную систему управления данными (НСУД).
Наши задачи, т.е. что хотели бы видеть на выходе: возможность финансовой организации обращаться в «одно окно», повышение скорости и качества передачи данных и снижение издержек; для физлиц – получение всех услуг в цифровом виде, управление цифровыми согласиями, единая мобильная точка доступа».
Далее Скоробогатова сделала весьма спорное, если не откровенно лживое замечание: «мы будем защищены больше, чем сейчас, потому что я буду точно знать, кому дала разрешение пользоваться своими персональными данными при получении того или иного цифрового продукта».
Простите, а до внедрения всех этих согласий на обработку персональных данных при каждом чихе, при взаимодействии с государством в образовании, здравоохранении, при визитах в те же банки – мы были защищены меньше? Мало было банковской, врачебной тайны, конфиденциальности сведений о наших детях в школе? А теперь, сливая данные самых разных типов о всем населении в единую базу и делая ее сведения открытыми всем ветрам, вы говорите о какой-то «большей защищенности»? Ранее Паршин также обмолвился, что информация из цифрового профиля будет храниться в облачных сервисах, т.е. будет находиться в полной зависимости от американского интернета и американского же программного обеспечения. Добавим к этому банальный человеческий фактор в виде нечистых на руку госслужащих – те же базы мобильных операторов или ГИБДД регулярно появляются на черном рынке. А здесь речь идет обо ВСЕМ массиве госсведений о гражданине. Так о какой защищенности вы нам лепечете?
Затем начались вопросы от ведущей пресс-конференции и журналистов, и ключевой темой стала возможность управления согласиями на обработку ПД в рамках системы ЦП. И здесь выступающие снова педалировали тему безопасности.
Паршин: «Сейчас у нас в обороте находится множество данных, и я часто не знаю, нужно ли это мне, либо какие-то структуры делают это в своих целях. Я должен иметь возможность прямо в своем мобильном посмотреть, кто и в каких целях использует мои данные, с целью каких госуслуг. И второе – я должен иметь возможность разрешать и запрещать доступ к своим данным в зависимости от запроса тех или иных структур. Такое разрешение может быть разовым либо пролонгированным. Это фундаментальная вещь, которую мы обязательно решим в рамках нашего цифрового профиля».
Скоробогатова: «В среде бизнеса было очень много предложений, чтобы управлениями согласия действовали в рамках коммерческой, а не госсистемы. Но мы настояли на обратном. Государство выделило средства, чтобы довести его (управление согласиями) до уровня. Реестр согласий будет дорабатываться на госсистеме и за счет госсредств».
Пока мы не видели ни практической, ни правовой реализации этой хваленой «системы управления согласиями», но совершенно ясно одно – как только от вас потребуют согласие на обработку персональных данных в рамках оказания госуслуг, либо в банке, страховой компании – на вас тут же заведут цифровой профиль. Как отметил далее г-н Паршин, «персональные данные без согласия могут обрабатываться только в силу закона, таких сведений не так много и доступ к ним ограничен. Все остальные данные – только через механизм цифрового профиля будут обрабатываться».
А Скоробогатова далее пояснила, что биометрические данные граждан из ЕБС также будут доступны в рамках их цифрового профиля. И далее сделала еще одно признание: «Мы делаем проект для финансового рынка, и мы хотели бы, чтобы они (субъекты рынка) могли БЕЗ ОГРАНИЧЕНИЙ пользоваться информацией из цифрового профиля».
Как видим, возможность гражданина управлять согласиями в ответ на запросы отдельных частников – в глобальном плане не более, чем фикция. Все любители навара и остапы бендеры нашего времени могут радостно потирать руки. Правда, для ряда частных компаний г-н Паршин обещал сделать доступ к цифровым профилям платным. Понятное дело – лоббистам и создателям системы тоже хочется получить копеечку за продажу «человеческого капитала». Вскоре забирать и поставлять данные в ЦП также будут судебные приставы и Национальное бюро кредитных историй. Так что веселье только начинается…
А вообще-то общие впечатления от этой цифровой вакханалии очень грустные. Третьи лица, давно все порешавшие в больших кабинетах, в том числе в ЦБ, который юридически вообще не является органом власти в РФ, на голубом глазу ставят нас перед фактом, делают вид, что ИХ планы, которые они расписали еще в 2017 году и сейчас последовательно выполняют, это наши общие планы, планы народа России. Как будто Скоробогатова не знает, что скорейшее внедрение цифрового профиля нужно не нашей стране (у нас есть куда более насущные проблемы), а внешним кураторам этого глобального проекта. Думается, руководство ЦБ, в отличие от более низших звеньев, не может не понимать или хотя бы не догадываться об истинных задачах внедрителей «цифрового профиля» – наладить ручное (на их сленге – «проактивное», т.е. автоматическое, в рамках заранее прописанных алгоритмов) управление населением России, взять каждого под цифровой колпак и обязать подчиниться нечеловеческой электронной системе.
Для этого, как видим, все средства хороши. Вот еще одна интересная цитата из выступления Скоробогатовой на Уральском форуме в феврале 2019 г.:
«Несколько слов о биометрической идентификации. Мы провели опрос клиентов. Клиент готов сдавать биометрию для дальнейшего предоставления минут, только если процесс занимает 5 минут. Я сама сдавала биометрию дважды, процесс занимал 15-20 минут. При этом в одном из банков меня вообще не уведомили о факте сбора».
То есть ключевой куратор проекта прекрасно знает о сборе ростовщиками биометрии обманом, она сама попала в такую историю – и не считает это серьезным нарушением прав человека. Дескать, похулиганили банкиры – ну и ладно, ничего страшного. Для нее главное – как можно скорее собрать истинные данные всех россиян. И при этом тут же, на пресс-конференции в ТАСС, Скоробогатова успокаивающе говорит о нашем свободном выборе!
Представители узкой группы «людиардеров» продолжают выстраивание тоталитарного кастового общества без широкой общественной дискуссии с привлечением специалистов по гос- и кибербезопасности, юристов, экономистов, руководителей заводов и фабрик, представителей реального сектора экономики. Граждан-потребителей этих самых «цифровых услуг», разумеется, вообще никто не спрашивает. В нашем же обществе в целом, увы, пока царит безразличие к вопросам защиты базовых, гарантированных Конституцией прав и свобод. Пора просыпаться и осознавать, что своим безразличием и молчаливым согласием мы даем цифровизаторам полный карт-бланш на продолжение бесчеловечного эксперимента.
РИА Катюша
Комментарии (0)