Сегодня стало известно, что фильм Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи!» вошел в шорт-лист претендентов на «Оскар». Действие ленты разворачивается в Новочеркасске летом 1962 года на фоне забастовки рабочих, спровоцированной повышением цен и понижением зарплат.
Начинал я его смотреть, прямо скажу, с предубеждением. Видимо, сохранилось послевкусие от поганенького в художественном и человеческом смысле, совершенно бесталанного «Левиафана» — фильма, сделанного исключительно на экспорт, где съедается любая пошлятина, лишь бы в ней была густо намешана русофобия. И мне кажется, то же предубеждение было и у некоторых скорых на расправу критиков, которых довелось почитать-посмотреть в интернете. Один, как он сам признался, фильма не видел, зато как историк досконально знал о том, что произошло в Новочеркасске.
Кончаловский явно изучал документы, и теперь тоже является экспертом по новочеркасским событиям, уж поверьте — в «Дорогих товарищах» есть все, о чем упоминал рецензент-историк. Но при этом здесь нашлось место и авторскому вымыслу — я имею в виду прежде всего судьбу главной героини. Это не документальное произведение, а художественное, у которого свои законы. Вымысел вплетен в хронику, на мой взгляд, очень тактично.
Реклама
Но сравнение «Дорогих товарищей» и «Левиафана» с его картонными персонажами абсолютно оправданно. Даже несмотря на то, что первый фильм создал мастер, а второй — подмастерье, который мастером никогда не станет. Его удел — политическая пропаганда, снятая в жанре художественного кино. Объединяет их одно: обе ленты замечены жюри международных фестивалей.
Вы уже поняли: мне фильм Кончаловского понравился. Но при этом я, конечно, призадумался: а как его будут смотреть американские кинокритики? Наверняка ведь их заинтересует лишь русофобско-антисоветская канва. И если концентрация антисоветчины им покажется достаточной, то фильм вполне может стать лауреатом.
Но потом я подумал вот о чем.
Если постоянно ориентироваться на Запад, то наши писатели и режиссеры вообще не должны создавать произведения о трагических эпизодах нашей истории. О первом столкновении с монголами на Калке нельзя — только о Куликовской битве. Нельзя рассказывать о Барклае де Толли — только о Михаиле Кутузове. Табу должно быть наложено на все, что там получит прямо противоположную трактовку — на революции 1905–1907 гг. и 1917–1938 гг., на Крымскую войну с или войну Японией, на сложное Смутное или петровское время.
Нет, ребята, обо всем можно писать и снимать кино. И плевать, как они там к этому отнесутся. Главный критерий — талантливо снято или нет. Так вот с этой точки зрения «Дорогие товарищи!» — очень добротный, качественный фильм, снятый на сложную тему в лучших традициях советского кинематографа.
А «Левиафан» — это просто позор.
Комментарии (0)