О нашей национальной идее
Владимир Лиман
С 2013 г. президент России начал рассматривать патриотизм в качестве возможной национальной идеи, а в 2016 г. определенно
Все великие наши соотечественники, прославившие Россию своими трудами и достижениями, будь то государственные деятели, военачальники, мореплаватели, путешественники, ученые, врачи, педагоги, литераторы, деятели искусства, меценаты, инженеры, промышленники, купцы, представители иных профессий и видов деятельности, вошедшие в историю нашей Родины, или простые труженики, солдаты, матросы, оставшиеся безвестными, были, безусловно, патриотами. Следуя их примеру, и сегодня мы можем на основе патриотизма, принимаемого в качестве национальной идеи, успешно решать многие непростые задачи современной России.
Однако зададимся некоторыми вопросами. Является ли патриотизм чисто русским, российским явлением, чтобы выступать в качестве именно национальной идеи для России? Разве патриотизм не присущ другим народам, не культивируется в других странах? Является ли патриотизм наиболее универсальным, высшим принципом, следуя которому мы сможем не только решать весь спектр задач развития нашего Отечества во всех сферах деятельности и на всех социальных уровнях, но и, демонстрируя успехи в таком развитии, дать привлекательный образец для подражания другим народам, другим странам, увлечь народы идеей строительства нового, лучшего, подлинно человеческого миропорядка?
Конечно, патриотизм – не только русская, российская основополагающая идея. История знает немало великих патриотов, беззаветно служивших своей родине, где бы она ни находилась – в Европе, Америке, Азии, Африке или Австралии. Вспомним хотя бы Жанну д’Арк. Общеизвестно, что граждане США свято чтут символы своего государства – гимн и флаг, проявляя тем самым свой патриотизм. Хотя патриотизм, безусловно, бывает разным и, наверное, имеет национальные особенности.
Настоящий патриот не только добросовестно исполняет свой долг перед Отечеством, служит ему всеми своими силами, если требуется, то жертвует собой ради славы и пользы Родины. Подлинный патриот никогда не уронит честь, и с достоинством будет вести себя и действовать в любой ситуации. Все это так. И это является надежной основой, чтобы считать патриотизм системообразующим и достаточно универсальным качеством и принципом, на базе которого можно основывать нашу национальную идею. И все же люди противоречивы, не всегда последовательны, подвержены искушениям.
Представляется, что только самые пламенные, пассионарные патриоты во всех сферах своей жизни, во всякой ситуации действуют, исходя из высоких патриотических устремлений, интересов Отчизны, сознавая, что всякое личное недостоинство бросает тень на честь Родины, причиняет ей если не материальный, то моральный ущерб. Был ли князь Александр Меньшиков патриотом, радевшим об интересах России и много потрудившимся ради этого, снискавшим на поприще служения Родине, в том числе и на поле битвы с оружием в руках, славу и заслуженную благодарность императора Петра Первого? Конечно, был. Но был ли он корыстолюбцем, сказочно обогатившимся за счет казны? Увы, тоже был.
Всегда ли даже известные люди, служившие России своими талантами и титаническими трудами, рисковавшие жизнью и здоровьем ради блага Отечества, были безупречны в своей личной, семейной жизни? Вспомните биографии великих людей, задумайтесь о себе и об истории своей семьи, насколько она вам известна, и, положа руку на сердце, вы ответите на это вопрос – нет, не всегда. Возможно, вы возразите, что семейная и личная жизнь человека – это непубличная сфера и к патриотизму прямого отношения не имеет. Все это так.
Но в мире все очень тесно связано. Сегодня человек уступает своей слабости и делает неправильный шаг в этой непубличной, интимной сфере, а завтра его попранная совесть и уязвленная душа дают сбой в том, что касается интересов Родины, и человек забывает об этих интересах и предает свое патриотическое прошлое. Враг ловит нас на малом и заставляет потом поступаться большим. Да и малое ли это – семья и личная жизнь? Не эта ли сфера составляет основу человеческого общества и государства?
Словом, патриотизм – это еще не все, что нужно человеку, чтобы достойно служить Отечеству и быть подлинным человеком и гражданином.
Задумаемся, что же еще, кроме патриотизма, составляет основу русской души и может выражать нашу национальную идею? Достаточно ли русскому человеку быть только патриотом? Будем иметь в виду при этом, что русский – это не только и даже не столько этническое понятие, сколько понятие, прежде всего, культурное в самом широком смысле. Ведь культура включает мировоззрение, идеологию, язык, литературу, искусство, науку, историю, политику, экономику, государственное и социальное устройство, традиции, образ жизни, мораль и так далее и тому подобное – все то, что составляет наше представление о Русском мире.
Именно поэтому и уже давно для иностранцев русскими являются, помимо собственно этнических русских, и татары, и мордвины, и чеченцы, и калмыки, и буряты, и якуты, и евреи, и чукчи, и представители всех народов, проживающих на территории России и говорящих на русском языке. В значительной мере в сознании иностранцев остаются русскими русскоговорящие представители и тех народов, которые еще совсем недавно проживали на территории СССР. Безусловно, русскими являются и наши многочисленные соотечественники, проживающие за рубежом по всему миру, если они не утратили своей связи с Родиной. Что же для всех этих людей может быть и даже является объединяющей, главной идеей?
Помимо патриотизма такой идеей часто называют справедливость. И это тоже верно. Для русских справедливость, стремление к правде всегда имели важнейшее значение. Обманывать, юлить, кривить душой, искать только личную выгоду никогда не считалось в нашем народе достойным поведением, и мечта о справедливости всегда жила и продолжает жить в сердцах русских людей. Может быть, поэтому один из первых русских законодательных сборников XI века назывался «Русская Правда», а наш великий князь киевский Святослав Игоревич прямо объявлял врагам: «Иду на вы!», а не нападал исподтишка?
Проявлением духа справедливости можно считать и всегда присутствовавшие в русских людях жалость и сочувствие ко всем гонимым, притесняемым и угнетаемым, будь то отдельные личности или другие, например, славянские, народы, находившиеся под турецким гнетом. Может быть, именно благодаря вовремя выдвинутым политическим лозунгам, сулившим всем новое, справедливое мироустройство: «Мир – народам, хлеб – голодным, земля – крестьянам, фабрики – рабочим!», большевики взяли и удержали власть в России и строили, как им казалось, справедливое общество всеобщего благоденствия, но так и не исполнили половину своих основных лозунгов и потому сошли с исторической арены?
И сегодня в народе недовольство позором 90-х годов – грабительской приватизацией и развалом экономики, социальной сферы, армии, самой российской государственности остается не только живым чувством, но и явным желанием исправить несправедливость, обеспечив достойную жизнь тем, кто трудился на благо страны прежде и трудится сейчас.
Безусловно, справедливость, наряду с патриотизмом, важная часть нашего, как теперь говорят, цивилизационного кода, нашей руководящей идеи. Однако достаточно ли русскому человеку только патриотизма и справедливости? Не знаем ли мы, что милосердие выше справедливости? Не в нашем ли национальном характере проявлять милосердие не только к близким, к своим согражданам, но и к поверженному врагу, вообще ко всем, кто в этом нуждается?
Cвятой благоверный князь Александр Невский отпускал пленных тевтонских рыцарей, убивавших наших воинов, на свободу с наказом помнить: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет!» не только, чтобы предупредить новых завоевателей, но и проявляя милосердие. Во время русско-турецких войн русские солдаты делились продовольствием и всем необходимым не только с освобожденными от турецкого ига славянскими народами, но и с турецким населением, с плененными турецкими солдатами.
Так же поступали русские солдаты и во время Первой мировой войны, и во время Великой отечественной войны как на территории освобожденных европейских стран, так и на территории напавшей на нас Германии.
Каким только народам не помогала Россия за всю свою многовековую историю, проявляя и справедливость, и милосердие! И сегодня Россия щедро протягивает руку помощи сирийскому народу, измученному многолетней войной, всем, кто нуждается в поддержке из-за войн, природных и техногенных катаклизмов. Все это делали и делают русские люди, для которых милосердие выше справедливости, а чужая боль и нужда воспринимается и разделяется как своя.
И все-таки, что же является той квинтэссенцией, той главной скрепой, которая определяла Русский мир и удерживала его от распада на протяжении тысячелетней истории нашей страны? Что всегда хранило Третий Рим, после возникновения которого четвертого не бывать? Что действительно отличает Россию от остального мира и может не только стать гарантией ее небывалого развития, но и дать надежду и пример для всех других стран и народов? Русская православная церковь веками молится о Богохранимой стране Российской. Так почему же Бог хранит Россию, несмотря на все напасти и испытания, выпадающие на ее долю? Что в России и в русском народе такого особенного? Что объединяет идеи патриотизма, справедливости, милосердия?
Чтобы ответить на эти вопросы, задумаемся, как рождаются в душе человека чувства патриотизма, справедливости, милосердия и вообще всякие добрые чувства и устремления? Присущи ли эти чувства и устремления каждому человеку от природы или воспитываются в нем обстоятельствами жизни, в результате собственных усилий или иным способом? Есть ли в человеке что-то, какой-то механизм, который понуждает человека идти правильным путем и указывает ему не только этот путь, но и ошибки на таком пути?
Для человека верующего ответы на эти вопросы очевидны. Человек сознан по образу и подобию Божию, Который есть Любовь, Истина, Благо. Такой взгляд на природу человека является общим для христианства и иудаизма, поскольку общими для них являются священные книги Ветхого Завета. И в силу указанного способа возникновения человека в нем заложены названные главные, сущностные свойства Бога, которые определяют природу человека. Однако человеческая природа повреждена, искажена грехами – его личными и первородными грехами прародителей. Поэтому человек живет в борьбе.
Его Богоданная природа находится в конфликте с искажениями и отклонениями от нее, вызываемыми грехами, то есть изменой человека своей первозданной сути, своей природе, установленной Богом. Но Бог дал человеку механизм связи с Собой, позволяющий чувствовать возникающие отклонения и свободно выбирать правильный путь в каждой жизненной ситуации. Этот механизм, своеобразный камертон, позволяющий настраивать человеческую душу на нужный лад, гармонизировать ее, называется совестью.
В известном смысле именно совесть и составляет основу религии, то есть связи человека с Богом-Творцом. В повседневной жизни именно совесть позволяет человеку отличать любовь от ненависти, правду от лжи, добро от зла, справедливость от несправедливости, проявлять милосердие, жертвенность, преданность, патриотизм, трудолюбие, терпение, смирение, великодушие и другие добродетели, вести борьбу со всем недобрым в себе, со своими грехами, слабостями, страстями и пороками, преодолевать соблазны.
Совесть есть у каждого человека – у хорошего и у плохого, у доброго и у злого, у честного и у лживого – у любого. Потому что такова природа человека. Мы все знаем, что такое неспокойная совесть. Даже самый отъявленный негодяй испытывает муки совести, она сигнализирует ему, что живет он неправильно, в противоречии со своей природой. Нередко муки совести заставляют человека меняться к лучшему, пусть даже под конец жизни, как это случилось, например, с евангельским Благоразумным разбойником. Поговорки о том, что человек спрятал свою совесть в карман, забыл о своей совести, потерял ее, лишь подтверждают, что совесть есть у всякого человека. И избавиться от нее нельзя, ибо она часть нашей человеческой сущности.
Для человека неверующего, атеиста совесть тоже не пустое понятие. Пусть совесть для такого человека не связана с Богом и Богоданной природой человека, но она есть и играет важную роль в жизни каждого. Это признает явно или неявно подавляющее большинство людей. Совесть называют иногда «внутренним нравственным чувством» или даже «естественным нравственным чувством», что ближе к религиозному понимаю совести, ибо ключевое слово здесь – «естественный», то есть природный, присущий самой натуре человека.
Задайте вопросы себе, своим близким, знакомым и совершенно случайным людям с разными политическими и религиозными убеждениями, взглядами или не имеющим таковых, с разным уровнем образования, с разным социальным статусом, разного пола, разного достатка, разного возраста, разных национальностей, имеющим разные профессии, живущим в разных местах нашей необъятной страны, спросите всех этих людей о следующем.
Нравится ли вам, когда с вами поступают не по совести? Хотите ли вы, чтобы с вами поступали по совести? Считаете ли вы, что жить по совести естественно для человека? Стараетесь ли вы сами жить по совести? Живут ли по совести люди, которых вы знаете, с которыми встречаетесь в своей жизни? Считаете ли вы, что жить по совести лучше, чем игнорируя ее сигналы, особенно, если так живет большинство окружающих вас людей, а в идеале – все люди? Хотите ли вы жить по совести? Хотите ли вы, чтобы все люди жили по совести?
Задайте эти вопросы, и вас удивит, насколько много, буквально подавляющее большинство, людей ответят на них именно так, как вы и ожидаете, как вы сами на них отвечаете. Потому что ответы на эти вопросы очевидны и естественны для всякого нравственного человека.
Почему же так произойдет? Потому что такова природа человека. Так не следует ли нам всем сознательно стремиться жить в соответствии со своей природой, жить по совести? Ведь именно такая жизнь позволит нам быть истинными патриотами, позволит нам жить в справедливом и милосердном обществе, позволит нам радоваться жизни и радовать окружающих, позволит нам чувствовать гармонию с собой, со своим окружением, с природой, а для людей верующих – со своим Творцом!
Будет ли это раем на земле? Нет. Но это будет совсем другая, подлинно человеческая жизнь. Не к ней ли все мы призваны стремиться и в той или иной мере стремимся? Не является ли стремление жить по совести главной особенностью нашего национального характера, нашей русской натуры? Не станет ли осознанное желание жить по совести нашей национальной идеей, следование которой пробудит в нашем обществе небывалые творческие силы и изменит нашу жизнь к лучшему без революционных катаклизмов и потрясений? Не эта ли уникальная особенность, способность жить по совести отличает русских людей и нашу Россию от всего мира? Не это ли хранит Землю Русскую на протяжении тысячи лет и дает силу нашему народу?
На эти вопросы мы можем ответить только все вместе. И не на референдуме, а своей жизнью. Жизнью по совести.
Было бы наивным полагать, что призывы жить в соответствии со своей природой, по совести вдруг просветят умы и сердца всех россиян, заставят их в одночасье измениться самим и изменить жизнь вокруг себя. Но такая высокая идеальная цель и животворная стратегическая идея должны осознаваться, формулироваться, декларироваться и превращаться в долгосрочную продуманную программу практических действий. Это должно происходить на всех уровнях от индивидуума и семьи до социальных групп и общества в целом и во всех сферах нашей жизни.
И каждый может начать со своей повседневной жизни уже сегодня. Без движения к этой цели мы еще долго будем искать впотьмах, кто виноват и что делать, и только декларировать необходимость мощного рывка вперед в своем развитии, спотыкаясь на этом правильном пути через то, что есть недоброго внутри каждого из нас. Обнадеживает, что такая цель – жить по совести, как представляется, соответствует замыслу Творца и подлинной натуре человека, а значит – она жизнеспособна.
Осознание этой реальности и ответственность за выбор этой объединяющей идеи и стратегической духовной цели развития для страны лежит на элите. Потому что с головы, как известно, начинается не только гниение мертвой рыбы, но и движение живой рыбы вперед и вверх. А Чьим символом является рыба мы, к счастью, пока не забыли.
И еще. Понятие «совесть» есть только в русском языке и близких ему славянских языках. В других языках нет слова, обозначающего именно это понятие, хотя наше слово «совесть» переводится на иностранные языки. Но мы можем объяснить всему миру, что это значит. И нас поймут. Потому что совесть есть у всех людей. Более того, русский народ своей жизнью показывает это всему миру на протяжении всей своей тысячелетней истории.
Комментарии (0)