Сергей Чеботарев, Липецк: В последнее время, насколько я могу заметить, Владимир Путин всё чаще, то ли жалуется, то ли оправдывается в различных своих выступлениях, связывая отсутствие экономического роста в стране, сдерживанием России Западом.
Хотя, на мой взгляд, в том, что Запад сдерживает Россию, нет ничего необычного и нелогичного! Чего ещё можно ожидать от геополитического врага и конкурента? К тому же это западное сдерживание, как мы видим, без особых потерь преодолевается.
А вот то, что сам Путин совместно с Правительством и ЦБ РФ сдерживает страну, загоняя в нищету население, и останавливая развитие бизнеса, функционирующего на внутреннем рынке, по-моему, абсолютно нелогично и неправильно! Но между тем, именно это, на мой взгляд, и происходит в России уже более десятилетия!
О механизмах сдерживания российской экономики российскими же властями, я неоднократно писал. Сейчас лишь предлагаю несколько коротких заметок на эту тему, которые в разное время были выложены мной в группах в «Facebook»:
9 июля 2020 года: Как сдерживают экономику
Хочу понять, но не могу, почему на протяжении уже десятилетий в планах правительства России, связанных со стимулированием экономики (нацпроекты и другое), напрочь отсутствует системный подход? Тот, который для нашей страны означает единственно то, что экономика государства представляет из себя отнюдь не хаос, а стройную, функционирующую в полной зависимости от решений регулятора (Правительства и ЦБ РФ) систему, включающую в себя две равновеликие части, -- эквивалент стоимости (деньги) и стоимость (товарную массу). При том, что обе эти части всегда при всех переменах (по закону спроса и предложения) стремятся уравновеситься. А сама система, будучи отделенной от других аналогичных систем надёжным пограничным барьером -- обращением национальной валюты (рубля), может в зависимости от решений регулятора как взаимодействовать с другими системами, так и быть абсолютно автономной.
Расти же такая система может (исходя из её структуры), либо при одновременном росте обеих уравновешенных частей, либо никак! Хотя для создания стоимости (так как бессмысленно производить то, для чего нет эквивалента, то есть то, что невозможно продать), в системе прежде самой стоимости, должен появиться её эквивалент – деньги, в виде платёжеспособного спроса. Если только речь не идёт о передаче этой стоимости за пределы системы (на экспорт), для удовлетворения спроса за рубежом. Никаких других вариантов для роста экономики в условиях рынка не существует! Потому что законы экономики работают только так, а не иначе!
И если при старте нацпроектов в России за счёт увеличения НДС, пенсионного возраста и др. была изъята из денежного оборота значительная часть эквивалентов стоимости (потребительских денег), то, соответственно, размер создаваемой в стране стоимости, вслед за сокращением её эквивалента (при уравновешивании обеих частей) может только уменьшиться, вне зависимости от реализации или не реализации нац. проектов! Ожидать от системы экономического роста, при одновременном сокращении платежеспособного спроса, всё равно, что пытаться штаны через голову одевать! Абсолютно бесполезно!
Соответственно, когда ЦБ РФ с упорством маньяка для таргетирования инфляции уже многие годы, ограничивает в стране оборот эквивалентов стоимости (денег), он тем самым убивает саму возможность наращивания товарного производства, то есть экономического роста! Фактически реализуя планы Запада в отношении России, направленные на ослабление нашей страны, -- на увеличение бедности и сокращение численности населения! Разве не эту картину каждый из россиян видит сегодня вокруг себя? И совершается это не по воле «невидимой руки рынка», а вполне конкретными руками, нынешних руководителей экономического блока страны, - Силуановым, Набиуллиной и т.д.!
Что касается инфляции, возникающей согласно учебников только тогда, когда производственный сектор по каким-то причинам, не в состоянии своевременно ответить на избыточно возрастающий спрос увеличением объёма продукции, то для её полного подавления без вреда для экономического роста, надо лишь уточнить, на сколько производственный сектор РФ способен увеличиться, в случае возросшего в запланированном периоде спроса. И ровно столько эквивалентов стоимости (рублей) направить в российский денежный оборот! Только и всего!
Неужели руководителям экономического блока страны так трудно разобраться в работе элементарной системы? Или эти министры находится не на своих местах?
12 октября 2019 года: Нацпроекты как показатель либеральной дури!
В преддверии Петербургского экономического форума президент РФ говорил, что наряду с другими мерами, (а это, очевидно, увеличение пенсионного возраста, акцизов на бензин, отмена налоговых льгот для малого бизнеса и др.) повышение НДС было вызвано необходимостью определить источники для финансирования национальных проектов. При этом, как можно было понять из его слов, и он сам и весь экономический блок Правительства РФ вполне отдавали себе отчёт, что это повышение налогов на некоторое время, (по их мнению, не более чем на полгода) нанесёт ущерб экономическому росту. В надежде, что затем, за счёт толчка -- значительных финансовых вливаний в экономику при реализации нацпроектов -- темпы роста возрастут!
Однако, хотелось бы заметить, что уже само ожидание роста, в результате толчка, в нашем случае, в результате реализации нацпроектов, есть ни что иное, как обыкновенная либеральная дурь, так или иначе навязанная Госдепом США абсолютно безграмотной экономической псевдоэлите государства, развитие которого Соединённые Штаты предполагают остановить!
Ведь всякая нормальная экономика в условиях рынка (прошедшие 27 лет беспросветных реформ это со всей определённостью подтверждают) сама по себе, без постоянного направленного на подъём в соответствии с законами рынка, (повторяю, без постоянного направленного на подъём в соответствии с законами рынка) бюджетного и налогового регулирования, расти не может и не будет, вне зависимости от наличия или отсутствия в тот или иной момент в стране, каких бы то ни было масштабных или продолжительных толчков!
К тому же гос. регулирование, должно быть абсолютно выверенным. Иначе оно может быть направлено не на созидание, а на разрушение. И если кто-то, включая Президента РФ, этого ещё не понял, то повышение НДС, пенсионного возраста, акцизов на бензин, отмена налоговых льгот и др., и есть те самые рычаги, которыми регулируется экономика, но, в предложенном варианте исключительно в сторону замедления развития страны!
И хотя отрицательный инфляционный эффект из-за повышения НДС, действительно, как сказал Путин, скорее всего, не продлится более полугода. Негативное воздействие на экономику, связанное со снижением внутреннего спроса, из-за того же роста НДС, (вследствие чего по законам рынка, в стране неизбежно сократится часть производства, в первую очередь малый и средний бизнес) не может быть преодолено никогда, разве что после снижения этого налога. И советники президента РФ по экономике это обязаны знать!
Более того, сам подход Минфина, МЭР и ЦБ к якобы проблеме по определению источников финансирования нац. проектов, со всей неотвратимой очевидностью показывает, что чиновники из этих важнейших министерств, не могут или не хотят видеть в России никакой собственной (в виде сложившейся функционирующей системы) экономики. Предпочитают видеть лишь абсолютную зависимость от внешнего, (при семейно-бухгалтерском подходе, это исключительно возможность работы по найму на стороне) в качестве сырьевого придатка. При этом, поскольку заработанного, чаще всего не хватает, урезаются доходы членов семьи (в масштабе государства – всех граждан).
В результате, вместо того, чтобы перенаправить стагнирующую экономику к росту, правительство РФ, за счёт произведённых в 2018 году, так называемых преобразований, попросту отобрало средства у беднейших слоёв, и передало богатым, формально на реализацию нац. проектов, что лишь усилило в стране бедность, смертность и, за счёт снижения внутреннего спроса, рецессию.
Нацпроекты, при этом, оказались неким фетишом, дымовой завесой! Потому что ни к росту, ни тем более к прорыву, они не ведут и привести не могут. И по сути, при сопутствующих обстоятельствах, (как это для кого-то, может быть, ни парадоксально!) оказываются прямо направленными на дальнейший спад в экономике! Если, конечно, отобранные у бедных деньги, не вернуть бедным же! Что ни нацпроектами, ни какими-либо другими законами РФ явно не предусмотрено!
Чтобы состоялся реальный рост, правительство РФ должно наконец понять, что экономика, - не хаос, который сам по себе неизвестно почему, то усиливается, то спадает, а слаженная, чутко реагирующая на изменение регуляторных рычагов, система. И если нац. проекты в этой системе (в сравнении с автомобилем), -- газ, то повышение НДС, пенсионного возраста и др., -- мощнейший тормоз, останавливающий развитие страны! Какой же смысл, если надо двигаться, одновременно газовать и тормозить?
Начать же по-настоящему двигаться, можно лишь в том случае, если будет изменён подход к экономике, с либерального, абсолютно безнадёжного, привычного для многих бесполезных российских управленцев, - семейно-бухгалтерского, на единственно возможный для развития страны, - системно - государственный! При этом следует определить, что именно, за счёт чего и как должно расти! И поскольку в рыночной среде, как движителем, так и ограничителем всякого роста является потребительский спрос, необходимо рассчитать, на сколько этот спрос может и должен увеличиться, (и этому увеличению всячески содействовать, при условии, что ЦБ добавит в экономику необходимое для этого количество денег) с тем, чтобы следующая за спросом промышленность, была способна, за счёт увеличения производства, этот возрастающий спрос в заданные сроки удовлетворить. Это и есть единственно возможный на сегодня способ, наконец добиться в России долгожданного стабильного и мощного роста экономики, при полном отсутствии монетарной инфляции.
При этом развитие производительных сил в стране перестанет зависеть от того, сколько денег Минфин в отчётном периоде соизволит выделить на осуществление того или иного проекта. Наоборот, выделение денег Минфином будет зависеть от возможностей производительных сил (при наличии сырья, материалов, техники и технологий) произвести и реализовать те или иные материальные ценности на благо народа и государства. Не потребуется больше ради сомнительного «народного счастья», с помощью непомерных налогов загонять россиян в нищету!
Только при таких условиях экономика нашей страны, наконец, сможет встать с головы (в этом положении она сейчас находится) на ноги, начав быстро и поступательно развиваться!
Но вот способны ли чиновники из Минфина, МЭР и ЦБ, на адекватные сложившейся ситуации решения и действия?..
30 ноября 2020 года: Почему экономика России не может и не будет расти!
Не углубляясь в детали рыночной механики (о её работе я неоднократно писал), хочу обратить внимание российских властей на то, что нынешняя экономическая система России была создана в начале 90-х из плановой системы путём кардинальной перестройки и перелицовки последней. При этом команда Егора Гайдара не без одобрения иностранных консультантов исходила из того, что России уже больше не надо занимать какого-либо ведущего места в мире, а достаточно как всякой небольшой европейской стране «спокойно» жить и работать в качестве просто части (поставщика углеводородов) мировой экономической системы, с тем количеством населения (лишнее по замыслам реформаторов не должно было «вписаться в рынок» и потому должно вскоре исчезнуть) которое для этого необходимо.
Исходя из этой «как бы общеевропейской» доктрины в России в начале 90х и были созданы соответствующим образом функционирующие институты государственного управления, в том числе система управления экономикой! Которая за прошедшие десятилетия (исходя из её концепции и невозможности в ней экономического роста по внутренним причинам) не только не изменилась, но даже была (опять же не без одобрения представителей МВФ) существенно «улучшена», на первый взгляд абсолютно справедливым и верным бюджетным правилом. В результате введения которого, рост экономики России, вызываемый до этого благоприятной для нашей страны ценовой конъюнктурой на внешних рынках, (как это было в 2003 – 2007 гг.) уже больше не может повториться даже теоретически. То есть, при действующей сегодня в России системе управления, экономика нашей страны уже не может расти никак и никогда!
В связи с чем, абсолютно все предпринимающиеся время от времени попытки стимулировать её развитие (последняя попытка – нац. проекты), как и любые перестановки в правительстве РФ, абсолютно ни к чему не приводят и привести не могут! Ведь не для роста и возвышения России нынешняя система управления экономикой когда-то создавалась!
Чтобы всё же добиться мощного и стабильного роста, существующая система управления экономикой должна быть изменена. Что может быть сделано относительно быстро, и абсолютно безболезненно как для общества, так и для государства и бизнеса! Поскольку поправить необходимо лишь способ формирования государственного бюджета, который из бюджета сдерживания (когда денег катастрофически не хватает даже на самое необходимое) должен быть преобразован в бюджет реального развития (о том, как и почему это следует исполнить, я также неоднократно писал). Причём на рост инфляции, борьбой с которой либералы многие годы объясняют все свои антинародные решения, это никак не повлияет.
Но готовы ли власти во главе с Владимиром Путиным ради благополучия страны к таким (по-моему, элементарным, но необходимым) преобразованиям?!
Сергей Чеботарев, Липецк
Комментарии (2)