Новости, политика, экономика, общество

Экс-министр экономики вскрыл тайные причины распада СССР: "Любовницы директоров"

У страны был шанс пойти по пути Китая

Развал СССР остается предметом для споров. Одни считают, что его можно было предотвратить, другие - что страна была обречена, что распад державы начался с ее заскорузлой экономики, которая уже к середине 80-х полностью утратила жизнеспособность. Причины краха Советского Союза мы обсудили с доктором экономических наук, министром экономики России в 1992-1993 годах Андреем Нечаевым.

- Был ли развал СССР неизбежным?

- Ответ надо искать глубоко в истории. Я разделяю мысль бывшего премьера Великобритании Маргарет Тэтчер, которая говорила, что социализм советского, жесткого планово-административного типа – это искусственная и надуманная система. Она работала до поры до времени, пока держалось на страхе и рабском труде.

Но уже где-то к середине 60-х годов стало понятно, что система захлебывается. Тогда была предпринята первая попытка ее трансформировать – путем, так называемых, косыгинских реформ - повышения самостоятельности предприятий, введения элементов хозрасчета. Но вскоре советское руководство испугалось событий Пражской весны 68-го, и преобразования были свернуты.

В принципе, крах грозил Советскому Союзу уже в середине 70-х, но тут открыли Самотлорское месторождение, и его дешевая нефть в сочетании с резко скакнувшими после второй арабо-израильской войны ценами на «черное золото» позволила продержаться еще какой-то период. Тогда страна и ее экономика плотно сели на нефтяную иглу.

В трудах Егора Гайдара, который много работал с архивами, цитируется одна из телеграмм премьера Косыгина министру нефтяной промышленности: «Изыщи еще немного нефти, очень хлебушка хочется». Мы критически зависели от импорта зерна, на пике доходившего до 45 млн тонн в год. Союз был не в состоянии сам себя прокормить.

Следующую попытку оттащить страну от пропасти предпринял Горбачев, с экономической точки зрения, в отличие от демократизации, неудачную. И к концу 80-х годов советская экономика фактически находилась в состоянии коллапса – в плане и потребительского рынка, и бюджета, и финансов в целом.

Параллельно Михаил Сергеевич дал больше самостоятельности региональным и республиканским элитам, которые стали тянуть одеяло на себя. Лозунг «Хватит кормить Москву!» обрел бешеную популярность на местах. Каждая республика надеялась, что из тяжелейшего социально-экономического кризиса она в одиночку выйдет проще и с меньшими потерями.

К тому моменту, когда эти два фактора – экономическая разруха и центробежные тенденции – сошлись, СССР был обречен. Хотя, если бы Горбачев начал более радикальные реформы раньше, а с другой стороны, не опоздал бы с попыткой прийти к новому союзному договору (который был сорван путчем августа 1991-го), СССР мог бы уцелеть, но в более гибкой форме - типа конфедерации. При этом он в любом случае потерял бы прибалтийские республики, твердо настроенные на обретение суверенитета. Августовский путч 1991 забил последний гвоздь в гроб Советского Союза.

АНДРЕЙ НЕЧАЕВ. ИСТОЧНИК: VK.COM

- В числе первопричин, подорвавших финансовую стабильность СССР, часто называют колоссальные траты на войну в Афганистане и на противоборство с рейгановской военно-космической программой СОИ. Какую роль эти факторы сыграли в действительности?

- Я считаю их отягчающими, но не основными. Планово-административная система советского типа была нежизнеспособна в принципе. Ну, сделали бы власти меньше ошибок, не транжирили бы так деньги на оборону, на вооружения, коллапс наступил бы чуть позже. Но наступил бы непременно. Конечно, эти запредельные для такой экономической модели военные расходы ложились на экономику тяжким бременем.

Но были более значимые факторы, к которым я бы отнес события мая 1986 года. После того, как американцы внушили саудовским шейхам, что следующим после Афганистана объектом нападения со стороны СССР станут они, министр нефти Саудовской Аравии объявил, что Эр-Рияд перестает сдерживать нефтедобычу, и, соответственно, экспорт. Это привело к катастрофическому для нас обвалу цен. Когда я в начале 90-х работал в правительстве, цена доходила до $8 за баррель. Значительная часть советских, а потом и российских месторождений становилась убыточной, при реальном (а не госплановском) расчете издержек. 

- При Горбачеве осуществлялись попытки совместить заведомо несовместимые вещи - элементы плановой экономики с рынком и госкапитализмом. В частности, в 1987 году были расширены права предприятий, усилена их мотивация и финансовая самостоятельность. Неужели руководство страны не осознавало, что эти усилия обречены на крах при действующей архаичной модели экономики и государства?

- В начале правления Горбачева у нас еще был шанс пойти по пути плавных китайских реформ Дэн Сяопина, в 1990-1991 годах – уже нет. При всем уважении к Михаилу Сергеевичу, его экономическое окружение, состоявшее преимущественно из ортодоксов типа Рыжкова и Павлова, оказалось абсолютно не готово к серьезным преобразованиям рыночного типа. Поэтому программа перехода к рынку «500 дней» и повисла в воздухе: проект Шаталина-Явлинского отдали на доработку правительственным экономистам, которые его полностью выхолостили.

При этом принимались разрозненные меры, носившие, скорее, деструктивный характер. Так, Закон о социалистическом предприятии 1987 года фактически снял контроль над расходами, в том числе над заработной платой, но одновременно ввел такую управленческую экзотику как выборы директоров.

Чтобы задобрить трудовой коллектив, директор раздавал деньги в меру собственной креативности. Это нанесло сокрушительный удар по финансовой стабильности, так как доходы стали неуправляемо расти, а адекватного предложения товаров не было. Но поскольку цены контролировались административно, возникла скрытая инфляция. Она выражалась в форме нарастающего дефицита товаров, к началу 90-х уже тотального. Образовался, по терминологии экономистов, гигантский инфляционный навес – в виде сбережений граждан, которые не могли быть реализованы.

Об этом, кстати, тогдашний председатель Госбанка СССР Геращенко писал и Горбачеву, и в правительство – что объем сбережений быстро нарастает, и что они носят вынужденный характер. Другое дело, что потом само государство направило эти деньги на финансирование дефицита бюджета. Когда говорят, что Гайдар уничтожил сбережения, это – от непонимания ситуации. В реальности эти средства были израсходованы последним советским правительством Павлова, а обязательства перед населением, естественно, остались.

- Можно вспомнить и знаменитый Закон «О кооперации в СССР», который был принят в мае 1988-го и разрешил кооперативам заниматься любыми не запрещенными законом видами деятельности, включая торговлю. Какова его роль в тогдашней советской экономике? 

- Опять-таки, благое вроде бы начинание, но с весьма плачевными последствиями. С одной стороны, действительно, появились какие-то кооперативные ресторанчики, а в центре Москвы - даже первые кооперативные туалеты. Но основной итог был крайне негативным.

Кооперативы создавались при крупных предприятиях, причем в качестве учредителя выступал обычно сам директор, либо его жена, любовница, кто-то из друзей, родственников, соседей... Пользуясь налоговыми льготами и правом практически неограниченно обналичивать деньги, они действовали по следующей схеме: формально продукция реализовывалась через кооператив, а деньги шли в пользу конкретных лиц (это затронуло даже оборонные предприятия). Это нанесло смертельный удар по сбалансированности финансовой системы Союза и привело к полному краху и бюджета, и финансов страны в целом.

- Параллельно с внутренними деструктивными тенденциями полным ходом шел и процесс крушения соцлагеря. Причем Москва поддерживала своих бывших политических сателлитов до последнего. Туда тоже ведь уходили огромные деньги, не так ли?

- Прямых финансовых дотаций c нашей стороны не было, не считая поставок оружия, но помощь осуществлялась через дисбаланс цен. Ни для кого не было секретом, что Москва является для стран соцлагеря донором – мы им продавали нефть, газ, лес, цветные металлы и другие виды сырья по льготным, бросовым ценам, а их продукцию – станки, трамваи, локомотивы, продукты, лекарства, одежду и обувь – покупали по завышенным расценкам.

В итоге сложилась очень интересная ситуация. После того, как партнеры по СЭВ расстались с нами и своим коммунистическим прошлым, оказалось, что СССР, который прекратил расплачиваться за поставки, должен этим странам миллиардные суммы в условных рублях. В конечном итоге все эти долги перешли России, согласившейся пересчитать их в долларах. Получилось около $15 млрд, и их пришлось выплатить сполна. 

- В социалистической экономике механизм формирования цен на товары и услуги отсутствовал как таковой. По сути, их придумывало специальное правительственное учреждение – Госплан. Насколько этот внерыночный момент тормозил развитие страны в конце 80-х?

- То, каким образом складывались цены, даже оптовые, могло бы стать прекрасным сюжетом для советского юмористического журнала «Крокодил». Абсолютно искусственные, завышенные на продукцию легкой промышленности и для ряда других потребительских товаров, они не имели никакого отношения ни к издержкам, ни к спросу и предложению. При этом были заниженные внутренние цены на сырье.

Вообще, вся советская экономическая модель исходила из того, что деньги вторичны, что они нужны лишь для выплаты зарплат бюджетникам, работникам на предприятиях. Никакой реальной конкуренции на рынке труда не было. До принятия вышеупомянутого закона 1987 года, предприятия очень жестко контролировались и лимитировались вне всякой связи с производительностью и ценой труда. И поэтому, если предприятию формально не хватало денег расплатиться за продукцию, которую оно потребляло, государство давало ему фактически беспроцентный кредит. Все инвестиции были бесплатными и централизованными.

А вообще, всерьез говорить о производительности труда применительно к советской экономике – занятие лукавое, если не бессмысленное. Безусловно, это был архаизм, жестко стопоривший развитие страны.

- После Великой Отечественной войны страна так и не отошла от мобилизационной модели, продолжала штамповать танки, создала ядерное оружие, запустила человека в космос. При этом население ютилось в коммуналках и ездило на автобусах в Москву за колбасой. То есть, на одном полюсе - баллистические ракеты, на другом – абсолютное потребительское убожество. Насколько этот разрыв был губителен для экономики?    

- На космическую и ядерную программы, на оборонную сферу работала вся экономика. Потребление населения всегда было вторично. Первый завод по производству туалетной бумаги открылся в СССР в конце 60-х годов, до этого людям приходилось пользоваться в отхожем месте газетой «Правда». Цветное телевидение как технологическая идея было изобретено в Советском Союзе, а цветные телевизоры вошли в обиход на 20-30 лет позже, чем на Западе. 

Таких примеров не перечесть. Можно вспомнить, что паспорта у колхозных крестьян появились лишь через полтора десятка лет после окончания войны. До этого было фактически узаконенное рабство. До 1966 года в СССР действовал обязательный минимум трудодней в год для каждого колхозника, когда деньги за работу вообще не выплачивались. В результате сельское хозяйство совершенно захирело, хотя царская Россия являлась одним из крупнейших в мире производителей сельхозпродукции и крупным экспортером зерна.

- Регионы, республиканские центры, тогдашние союзные республики, Российская Федерация, Москва – все эти субъекты СССР снабжались совершенно по-разному в финансовом, материальном плане. Как эта неравномерность, эта диспропорция отразилась на судьбе страны в конечном итоге?

- В Советском Союзе Россия выполняла довольно странную роль - одновременно метрополии и колонии. В Москве были сосредоточены все органы союзного управления, сама экономика РФ управлялась из федерального центра, и вместе с тем она являлась донором для большинства республик, в том числе за счет искусственной системы цен. Этой теме была посвящена моя последняя, перед приходом в правительство, научная работа.

Мы провели расчет на основе межотраслевых моделей, как выглядела бы ситуация с точки зрения межреспубликанских потоков, если бы СССР перешел на мировые, рыночные, сбалансированные цены. Так вот, оказалось, что положительное сальдо имеют только Россия и Азербайджан, у которых собственные залежи и добыча нефти. При этом все республики считали, что именно они кормят федеральный центр, Москву.

- Кабинет Егора Гайдара, в котором вы работали, фактически стал правопреемником последнего советского правительства. Какое «наследство» от советской экономики вы получили?

- Замечу, что мне довелось потрудиться в Института экономики и прогнозирования научно-технического прогресса АН СССР под руководством академика Александра Ивановича Анчишкина, который занимался не абстрактными теориями, а насущными проблемами. Но поскольку многое было тогда строго засекречено, мы не знали о каких-то принципиальных вещах.

Масштаб бедствия стал для нас ясен уже после прихода в правительство, где я возглавил валютно-экономическую комиссию. Выяснилось, например, что золотой запас Советского Союза похудел в пять раз, был распродан премьерами Рыжковым и Павловым в конце 80-х – начале 90-х. Страна фактически жила на политически мотивированные кредиты, которые Запад давал Горбачеву, но их не хватало.

В какие-то дни в валютном резерве именно правительства (не берем в расчет ЦБ с его золотовалютными резервами) оставалось $20-30 млн при внешнем долге $120 млрд. Почти все птицекомплексы, свиноводческие комплексы, снабжавшие население городов мясом, держались тогда на импортном зерне. В какой-то момент зерна в хранилищах оставалось на два-три дня, поскольку кредиты после августовского путча были перекрыты, и поток зерна из-за границы иссяк. В конце 1991 года дефицит бюджета составлял 33-35% ВВП (сейчас мы рассуждаем: 3-4% — это много или мало) и покрывался на 90% денежной эмиссией, печатанием денег, что дополнительно разгоняло потенциальную инфляцию. Госказна была пуста. Таковы дополнительные свидетельства о реальной эффективности советской экономики, о «величии» которой до сих пор любят рассуждать дилетанты.


Источник: Экс-министр экономики вскрыл тайные причины распада СССР: "Любовницы директоров"
Опубликовал:
Теги: Закон история модель СССР экономика

Комментарии (48)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Александр Кузнецов 
Зачем это нафталинное чмо опять вытащили? Реформы только по алкоголю Горбачёва нанесли урон бюджету в 100 миллиардов ех рублей. При этом на парт. конференции было понятно,что в стране подъём в промышленности! Его ощущали даже в 93- 94 годах. в магазинах быо полно отечестввенной продукции отличного качества. По конверсии на Ковровском заводе сделали прототипы швейных машин Дюркоп Адлер, но только в разы дешевле и технологичнее. Так было во всём: холодильники, телевизоры, швейные машины...Белоруссия на этом багаже живёт до сих пор!!!
И вот эти вот прости господи просто уничтожили всю промышленность в СССР.
Мы проиграли власовцам и бандеровцам! Потому что нам твердили, что это не армия и народ во главе со Сталиным выиграла войну, а простой советский народ вопреки ему. Что дефицит - это не наличие денег в стране и низкие цены, а просто махинации и не умение управлятть...И результат - нечае пишет о рабском труде...И эту дуру Тетчер ещё цитирует!!!
Валерий Юрьев
Статья интересная, ложь умело перемешана с некоторым количеством правды, а потому для неокрепших умов и может выглядеть, как 100% правда.
Валерий Боронин
А вот затем, что историю свою мы ДОЛЖНЫ знать и не только в интерпретации московских пархатых мажоров Соловьева, Сатановского и КО
Идея по бухлу была совершенно правильная!!! Только вот исполнена идиотами. Как и многие другие. Выполнить и перевыполнить любой ценой и отчитаться. Что и сейчас продолжается
Беларусь 90% импорта в Россию. Когда мы уже у них это гавно перестанем покупать?
Вполне исторический факт, что Сталин после начала войны месяц нигде не появлялся. Жидко срался? Главнокомандующий и руководитель страны блять
Владимир Федоров 
автор по нафталину заскучал, нафталиновый он сам и разваливал страну помогал...
Александр Кузнецов 
Боронин, скажите врачам- пусть отберут у Вас эти таблетки! Или это не от таблеток7 Врождённый резун головного мозга? Может быть и Китай не по пути Сталинского СССР идёт? Беда с Вами...
Георгий Н 
кузнецов - лопату в зубы!
Александр Кузнецов 
Георгий Н, какую лопату тебе в зубы? Срал да упал? Может тебе ещё и якорь в жопу?
Георгий Ситнянский
И что конкретно ложь? Разве что "паспорта у колхозников появились через полтора десятилетия после ВОВ" - не "появились", а "начали появляться": процесс выдачи паспортов затянулся с 1961 по 1981 гг.
Георгий Ситнянский
"Может быть и Китай не по пути Сталинского СССР идёт?"
По пути сталинского СССР Китай шёл при Мао. И оказался в заднице. Тогда пошёл по пути, аналогичном НЭПу.
Александр Кузнецов 
Дурак ты, Жора! При Мао ставка была на крестьянство и мелкую промышленность, типа домны в каждом дворе. сейчас на промышленность массовую, с переходом крестьян в города и на заводы!
Какой НЭП? Ты просто так и будешь дурака валять?
Александр Кузнецов 
Жорик а как наличие или отсутствие паспортного стола на селе в СССР на что то влияло? Люди в СССР перемещались легко, завербоваться можно было в лёгкую куда угодно. А там и паспорт... Или ты без паспорта станешь "скотиной безрогой"?
Георгий Ситнянский
Какой НЭП? Государственные только предприятия стратегических отраслей (точнее, контрольные пакеты акций), остальное частное (и 70-80% ВВП). А "домны в каждом дворе" при Мао не были собственностью крестьян, им централизованно указывалось, что производить, кому и по какой цене продавать (точнее - сдавать) продукцию и т.д.
Георгий Ситнянский
"...как наличие или отсутствие паспортного стола на селе в СССР на что то влияло? ... Или ты без паспорта станешь "скотиной безрогой"?
Именно так. Советский человек без паспорта был никто.
"Люди в СССР перемещались легко, завербоваться можно было в лёгкую куда угодно".
Даже и после Сталина - не так просто. При нём сам из колхоза уйти не моги.
Валерий Боронин
ты как вижу из бывших партработников ... Всего у вас там о хуа было и только и умели что других работать призывать. Что? В политологи не взяли? Умишком не удался вот и приходится по соц.сетям оттягиваться
Александр Кузнецов 
Дурак ты, Валера! Обычно партработнички себе нашли места, тот же Нечаев или ельцин были коммутантами. Ты называешь дерьмом продукции Белоруссии? То есть ты не просто дурак, а ещё и не евший белорусской пищи? Ил к примеру холодильники Атлант! Они рабоатают не хуже всего импортного дерьма...Или лён, который у нас в загоне!
Читай, Валера, побольше, ходи в магазины белорусских товаров, носи белорусскую обувь и перестань писать всякую хуету!
Валерий Боронин
Белорусская обувь-колодки!!! Только по приговору Атлант-гавно И компрессоры у него китайские. На даче 2 уже таких сменил Домой купил вот теперь новый а на дачу притащил старый LG. Трусики они нам шьют? Ну может быть
С едой у нас тут неплохо и без белорусов. Эти бы дотации что им даем так в наше бы сельское хозяйство. Дурак этт ты, Саша или белорус( что одно и тоже)
Александр Кузнецов 
Ну я был прав! Дурак и есть дурак! Купи себе пшена, кормилец и дотатор херов!!! Правильно ты себя охарактеризовал перед этим! "Умишком не удался вот и приходится по соц.сетям оттягиваться"...
Александр Кузнецов 
Валерий Юрьев, ещё геббельс говорил:" Чем откровеннее ложь, тем легче в неё верить!". При чём нечаев сам верит в то, что говорит и пишет! Идиёт!
владимир шипулин 
Этот пользователь больше не может писать комментарии, возможно он тролль
Статья глупая.министр экономики критикует эономику которой он руководил.Но при этом виноваты все вокруг ,но только не он.
Безусловно только то,что разростающийся спрут ВПК и "братская" помощь другим гос-вам лежала тяжким грузом на экономике СССР,но не экономика стала основной причиной развала.Горбачёва просто перекупили и он начал работать на развал СССР.Причём не только экономическими,но и политическими методами.Достаточно вспомнить сколько грязи было вылито на ранние годы СССР,на правителей ,па коммунизм и социализм вцелом.
А экономика была нормальной.Надо только было ею грамотно управлять.Количество предприятий и качество оборудования и технологий позволяли абсолютно безбедно существовать всей стране.Да и количество посевных площадей не предполагало недостатка в с/хоз продукции при любых урожаях.Главное правильно всем этим распорядиться.Но не смогли.И дело не в социализме,а в том,что его то,как раз и перестали строить.По сути остался госкапитализм 30х годов + партократическая система власти.Вспоминается один скандал,когда на демонстрации (не помню то ли 1 мая,то ли 7 ноября) развернули плакат-"ВСЯ ВЛАСТЬ СОВЕТАМ".
Борис Нестеренко 
Владимиру Шипулину - согласен. Согласен и в том, что автору публикации - бывшему министру - нужно оглянуться и на свою деятельность. То, что СССР себя экономически исчерпал - не более чем заклинание, не подкрепленное серьезными фактическими данными.Почему бы автору не сравнить капитальные затраты в обновление основных средств производства в сопоставимых темах в 1980-е годы и сейчас? Почему бы не сказать о вложениях, например, в микроэлектронику и достижениях тогда и сейчас. Я не говорю, что сейчас ничего не делается. Я за то, чтобы нашелся кто-то из бывших, кто тщательно с цифрами проанализировал экономику (с разбивкой по отраслям) тогда и сейчас. А заклинания - это легко! Труднее с анализом и фактами, с цифрами. Например, по гражданским самолетам. Докажите кто-нибудь из таких аналитиков, что производство своих самолетов в СССР было нужно, а сейчас не нужно, или нужно, но усилиями, в основном, Президента. Докажите! Я неэффективности экономики СССР, кроме как в мозгах нескольких десятков "экспертов",- не вижу. Какая же это неэффективность, если хватало денег на бесплатное жилье, на строительство сотен санаториев и многого другого. Сам когда-то работал на заводе, в том числе, на конвейре. Все работало как часы. Ничего не было обречено. Да, сдали страну в 1980-е сверху. История и Всевышний еще разберется, кто, как и почему... Надо не хаить нашу же страну - СССР, а брать лучшее и полезное, что было, и внедрять сейчас.
владимир шипулин 
Этот пользователь больше не может писать комментарии, возможно он тролль
Экономически развитая росия это серьёзный конкурент.А оно надо хозяевам нынешней власти?
Сергей Егоров 
Историю знать важно, только не со слов чиновников от капитализма! Экономика была плановой)): суть плана - развал соц. лагеря. Поражает также то, что чиновник говорит о сформированных недостатках и не проводит очевидные параллели с современностью
Владимир Федоров 
может от недостатка экономического и высшего образования или заказная статья!!!
Владислав Мельник 
89г. Встал вопрос об объединении Германии и выводе войск СССР из ГДР. Немцы и Горбачев едут на переговоры.
Немцы обдумывают, какую сумму отступных может потребовать СССР за выход из ГДР.
100-300 млрд марок - куда ни шло, наскребем. Потребует 500 - что ж, пойдем занимать у американцев.
А потребовать СССР в принципе мог ЛЮБУЮ сумму, учитывая итоги второй мировой.
Приезжают на переговоры.
Горбачев:
Миллиардов 30 марок дадите в кредит, лет на 10?
Немцы потеряли дар речи....
В итоге даже и этого не дали, а мы в итоге войска выводили в чистое поле, побросав всю недвижимость и прочее в ГДР.
Занавес.
Георгий Ситнянский
"В итоге даже и этого не дали, а мы в итоге войска выводили в чистое поле, побросав всю недвижимость и прочее в ГДР".
Не надо! Строительство военных городков для выводившихся войск немцы оплатили сполна! А вот куда эти деньги делись - вопрос уже не к немцам.
Александр Кузнецов 
Жорик, а почему USAнцы твои любимые не вывели войска из ФРГ?
Георгий Ситнянский
Они их в 10 раз уменьшили.
Алексей Калиниченко 
Ничего тайного. Сколько можно писать подобную хрень. Виной всему КПСС. Как хрущ пришёл к власти, так и началось отупление партии и народа. У Китая вековые традиции, которые позволяют держаться на плаву. Может быть, это и тоже когда-то кончится, но пока они ищут новые формы, которые позволяют им развиваться.
Игорь Губин
Алексею Калиниченко - в Китае в управлении страной нет евреев и этого достаточно, что бы успешно развиваться (иногда допуская ошибки, но ведь это естественно).
alex alexandr 
Не КПСС и коммунисты виноваты,а отдельные личности с парт.билетами,такие как Хрущев и ему подобные,жаждущие власти,дорвавшись до неё и развалили .
Игорь Олейников
Этот пользователь больше не может писать комментарии, возможно он тролль
ОТКРОвенная брехня
Z В. М.
Обычная пиндосовская пропаганда рассчитанная на подростающее поколение. Вот только здесь заминочка: на сайте большинство кто родился и вырос в СССР и всё это видел на своём примере,я не имею ввиду жидогонов типа Смердянского. А молодежь сейчас не читает,они всё в компах да телефончиках сидят. :-))))
-Владимир -Сосницкий 
Популистско-гайдаровская трактовка событий. Механизмы экономического распада разработаны были не в России, и были далеко не стихийными, прекрасно и основательно мотивировались и поступательно реализовывались.
Валера Апёнышев
присоедиряюсь к мнению Кузнецова и Юрьева
Валерий Богданов
Зря Нечаев пытается завуалировать свершившуюся контрреволюцию , заранее подготовленную советской буржуазией (чиновничья и партийная номенклатура) и поддержанную мафиозными и бандитскими группировками.А упоминание Е.Гайдара в связи с этой революцией , указывает лишь на то , что Гайдар готовил теоретическое обоснование необходимости подобной революции.Что из этого получилось все хорошо знают. Однако, последствия от этих"преобразований и поиска новой модели существования государства..." не закончились и вопрос о модели существовании самого государства ещё не закрыт.
Олег Григорьян
Сегодня сознательно вбрасывают такого рода писульки для дальнейшего оболванивания подрастающего поколения. И законы соответствующие выходят, чтобы про бывших президентов ни слова и почёт и уважение на новом сенатском поприще.
Валерий Неволин 
Как же тогда понять, тот факт, что продукцию нашего мясокомбината каждое утро вывозили на помойку. Зато прилавки были пустыми. Бомжи на помойке были "царями". Кое-кто из них приторговывал с помойки. Т.е. всё совсем не так. Надо было показать, что плановое хозяйство не способно накормить граждан страны. Всё много проще.
Юрий Светлов
Нечаев пишет все правильно,так и было, ну основная причина развала СССР-то,что у власти оказался случайный человек,ничего не понимающий в экономике,да и в Жизни вообще,заболтал Все, что можно,и что нельзя.Не повезло стране,был бы другой руководитель, не горбачев,все можно было сделать по другому,и реформы, и демократизацию и т.п. Ну а то, что реформы были нужны, это понятно любому .Вот если в странах народной демократии нашлись нормальные руководители,Польша,Венгрия,Чехия,Словакия-они и сейчас живут намного лучше нас.А у нас-то безголовый болтун,то амбициозный алкоголик.
Георгий Ситнянский
Может, и так. Но ПОЧЕМУ в Польше, Венгрии и т.д. нашлись нормальные руководители, а у нас нет? Думайте!
Валерий Кабаков 
Вся беда человечества на сегодня - это отсутствие правильного образования. То что сейчас культивируется как наука на самом деле еврейский бред. Начнём с Маркса. Капитализма изначально не было, был государственный бандитизм. А марксизм - это попытка придать этому бандитизму человеческое лицо. А Сталин не строил социализм в России а возродил изначальный, рюриковский социализм, который был нам дан при переселении на эту планету и был похерен Романовыми с введением крепостного права. 300 лет романовского (про европейского) ига народ сопротивлялся и, наконец, иго было сброшено. В то время люди, в большинстве своём, понимали что всё идёт правильно. Но время шло, появилось много новой информации. Одна ВОВ каким потрясением являлась. Дольше больше. Космос, атомная бомба, телевидение, продукция голивуда и боливуда, Мостильма, Ленфильма и прочей лабуды уводили народ в дебри виртуальности. Ладно бы проповедывались истинные ценности прописанные в Библии, так нет же. Дошло до того что во всеуслышание говорят что Адам и Ева были первыми людьми. Хотя из Библии известно что созданы они были через 1754 года после сотворения истинных людей (Ивана да Марьи). Сейчас говорится всякая чушь про социализм и его якобы несостоятельности. А ведь человек разобравшийся в Евангелие понял бы что первым коммунистом на Земле был Иисус Христос. И учебник о человеке и человеческом обществе есть. Там описан генотип человека и показаны этапы эволюционного процесса. Правда в зашифрованном виде. Вот это и есть наша беда. Я пытался рассказать методику "расшифровки" во "Введении в христианско-исламский материализм", на Самиздате (http://samlib.ru/k/kabakow_w_w/). Прочитали за 2 года чуть больше 1000 человек. Но революции не произошло. До всего надо "дорасти". Например до постулата сто Бог сотворил человека по образу и подобию Своему. А ведь люди на планете помещены что бы учиться на Бога.Но это слишком серьёзный вопрос и в комментарии его не осветишь. А с тем что нечаев (с маленькой буквы) есть нафталиновое чмо я полностью согласен.
Арутюнян А
Он один из идеологов развала страны, и сейчас из себя святого изображает. Развал СССР это частично результат организованного саботажа в ключевых предприятиях страны и это стало толчком для недовольства масс.... Вот где причина нехватки товаров и продуктов питания...
Валерий Боронин
Да все так и было. Печально , но факт
Андрей Хаджи 
преступная недостача ума, вороватость в верхних эшелонах и посредственности у власти, начиная с Хрущёва (украинские кланы), вот эти причины. Внешним силам оставалось лишь немного подтолкнуть этого колосса... с марксистскими негибкими догматами и несбалансированной (там где кто-то ворует, дебит с кредитом не сходится) экономикой.
Александр Осташко 
Нам повезло.
Ельцина надо всем россиянам в задницу целовать за то, что мы сейчас работаем хоть на себя,за не большим исключени ем.
А что касается ссср, то вспоминаю как сливали ГСМ в землю,как зарывали стройматериалы, запчасти и пр. бульдозером в ямы, боясь московской комиссии. Оборудование и материалы ржавели на открытых площадках. План в Москве верстался в тоннаже и килом-х.
Хотелось бы, что бы сейчас мы были хозяевами в своей стране-России.
И нужно больше критиковать, молодец ВАРЛАМОВ!
Александр Дуньков
Все написанное соответствует течению времени. Однако не хватает роли "ихтамнетов" того периода. А они сыграли, пожалуй ключевую роль. Со времен Сталина, они получили полномочия вмешиваться во все виды деятельности государства. После того как убрали Берию и отодвинули эти органы от вмешательства власти, Страна получила возможность какого-то развития. Это было не так уж просто, потому, что страна потеряла два поколения своего народа. Не потому-ли, вплоть до 70-х, развитие страны опиралось на 1913 год, как самый продуктивный. Но с середины 70-х "ихтамнеты" вновь получили полномочия, а в 1982 году полную власть. В 1991 году они споткнулись о Б.Н.Ельцина, но не надолго - на пять лет. Сейчас мы поедаем плоды этой власти.
Сергей Шубин 
"Меня не интересует почему нет. Меня интересует, что вы сделали, чтобы было..." (© Гл. героиня фильма "Москва слезам не верит").
А сделали они ещё хуже. Зачем, спрашивается, впрягались?.. если не умеете. Не припомню, чтоб кто-то сказал: "Не могу. Некомпетентен. Прошу отставки."
Нет же: загоняли страну в ещё более глубокую задницу, а теперь эдак "компетентно анализируют", кто и как обделался на этом поприще. И не стыдно товарищам...
А пороки социалистической экономики мы и без них прекрасно знаем. Социализм имел бешеные преимущества, когда ничего не было. После гражданской войны или ВОВ народу что ни предложи – всё сгодится. Что ни спланируй – всё на пользу. А вот в фазе насыщения для планирования нужны были другие механизмы. Мало того, таких прогностических мощностей (для планирования в масштабах страны) даже на сегодняшний день не имеется.
Мы ещё погоду на два дня вперёд не научились предсказывать, а тогда замахнулись на прогнозы экономики огромной страны (да на пять лет). Утопия.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Экс-офицер КГБ заявил о вербовке Владимира Соловьева
Экс-офицер КГБ заявил о вербовке Владимира Соловьева
37
Ваши новости 18:01 23 окт 2020
Распад СССР предопределил не Ельцин или прибалтийский сепаратизм, а крах советского рубля
Распад СССР предопределил не Ельцин или прибалтийский сепаратизм, а крах советского рубля
77
Ваши новости 04:01 20 фев 2022
Экс-глава МВД Украины Аваков предложил новый план по «возвращению» Крыма и Донбасса
Экс-глава МВД Украины Аваков предложил новый план по «возвращению» Крыма и Донбасса
46
Ваши новости 18:01 08 ноя 2021
СССР погиб благодаря случаю?
СССР погиб благодаря случаю?
249
Ваши новости 09:16 04 дек 2020
Как разрушали СССР: убийственная «перестройка»
Как разрушали СССР: убийственная «перестройка»
55
Ваши новости 17:14 18 июл 2021
Описан тайный заговор Андропова по развалу СССР
Описан тайный заговор Андропова по развалу СССР
75
Ваши новости 10:01 08 сен 2021
Министр экономики признался Путину в беспомощности
Министр экономики признался Путину в беспомощности
3
Ваши новости 09:16 06 фев 2021
В регионах массово меняют опытных директоров школ на «эффективных менеджеров»
В регионах массово меняют опытных директоров школ на «эффективных менеджеров»
35
Ваши новости 03:00 11 фев 2022
Михаил Хазин назвал виновных в уничтожении экономики России: "Их надо убирать"
Михаил Хазин назвал виновных в уничтожении экономики России: "Их надо убирать"
86
Ваши новости 12:46 09 дек 2020
ТОП-5 мифов, призванных очернить СССР
ТОП-5 мифов, призванных очернить СССР
315
Ваши новости 15:31 01 дек 2020
Экс-министр обороны Украины: Русские танки покатятся с ветерком без всяких помех
Экс-министр обороны Украины: Русские танки покатятся с ветерком без всяких помех
1
Ваши новости 11:00 21 фев 2022
ГИБДД представила новые основания для остановки и проверки документов у водителей
ГИБДД представила новые основания для остановки и проверки документов у водителей
0
Авто-Тема 09:14 Вчера

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства