«Подтвердить право на кредитные каникулы смог лишь каждый десятый заемщик»
В Совете Федерации предложили полностью списать долги по кредитам нуждающимся россиянам. С инициативой выступил сенатор Владимир Кравченко. Сейчас попавшим в трудную финансовую ситуацию гражданам предлагают лишь отсрочку по кредитам с последующим покрытием всех процентов. Но даже таким механизмом поддержки 85% должников не смогли воспользоваться, заявил сенатор. Так возможна ли в России кредитная амнистия? «МК» спросил эксперта.
фото: pixabay.com
Одной из антикризисных мер правительства было предоставление кредитных каникул физлицам, индивидуальным предпринимателям, а также малому и среднему бизнесу.
Однако под отсрочку попадали лишь кредиты на относительно небольшие суммы. Нужны были документальные подтверждения нуждаемости и снижения дохода до определенного уровня. При этом долг вернуть придется в любом случае и со всеми процентами, но на полгода позже, то есть срок кредита продлят.
Банки на такие каникулы шли не охотно. В итоге, кредитными каникулами по новым правилам смогли воспользоваться только 15% заемщиков, заявил сенатор Кравченко.
Он добавил, что банки не готовы были работать по такой схеме и предлагали клиентам свои программы реструктуризации долгов, которые в итоге ухудшали кредитную историю заемщика.
Поэтому сенатор предложил банкам и ЦБ обсудить возможность полной кредитной амнистии для наиболее пострадавших граждан.
Эксперты сомневаются, что идея полного списания долгов будет всерьез рассматриваться властями и участниками рынка.
«Полная кредитная амнистия предлагается с завидной регулярностью, особенно часто - в рамках «электоральных циклов». Уверен, что и данное предложение не станет последним, о котором мы услышим в ближайший год, - отмечает председатель Совета СРО «МиР», президент Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) Эльман Мехтиев. - Вместе с тем, анализ опыта других стран пошедших по пути кредитной амнистии, показывает, что это делается за счет государства (то есть налогоплательщиков), и чаще всего в период транзита власти. Не думаю, что такая мера у нас будет принята. По крайней мере, не в текущих макроэкономических и политических условиях».
Более логичным и эффективным шагом было бы совершенствование уже имеющегося механизма кредитных каникул, считает наш собеседник.
«Чтобы добиться «прозрачности» процедуры получения кредитных каникул, достаточно организовать прием заявок через ЕПГУ (Единый портал госуслуг). Это не только даст единую форму заявления, которая сейчас отсутствует, но и предоставит надзорным организациям возможность сразу отслеживать и контролировать факт отправки заявления, сроки его рассмотрения кредитором, ответ заявителю, причину отказа в случае принятие отрицательного решения. Нужно подключать и самих кредиторов к такой системе уведомления и «обратной связи», - говорит он.
По словам эксперта, главная проблема действующего механизма кредитных каникул – невозможность документально подтвердить снижение дохода.
«Фактические реальные примеры показывают, что у одних кредиторов подтвердить право на получение каникул смогли 80-90% заемщиков, а у других – 5-10%. И это объективная реальность, связанная с процедурами одобрения займов и аппетитами разных финансовых организаций, - добавил наш собеседник. - Например, в сегменте микрофинансирования лишь 20-25% заемщиков могут подтвердить падение своего дохода. Это определенная особенность и специфика этого бизнеса. Понимая это, большинство МФО разработали собственные программы с более лояльными условиями предоставления кредитных каникул».
Комментарии (0)