Фото: официальный сайт президента Турции tccb.gov.tr
В минувшие выходные в Турции был дан старт строительству канала «Стамбул». Одни называют его крупнейшим османским проектом века, другие ругают за дороговизну и строительство канала в угоду интересам других государств. Достроив канал, Турция может похоронить конвенцию Монтрё, а Черное море уже не будет спокойной гаванью. Разбираемся, как изменится баланс сил из-за спорного канала.
Долгострой, вредный и дорогой
О планах турок прорыть искусственный канал между Черным и Мраморным морями известно аж с XIV века. Зачем нужен рукотворный канал, если там уже есть прекрасный естественный пролив Босфор? Увы, у естественного пролива есть свои минусы в виде сложных течений, неприятных ветров и прочих радостей, так что испокон веков Босфор считался местом весьма опасным с точки зрения судоходства.
В наше время необходимость продублировать природную водную артерию искусственной вызвана возросшей на Босфор нагрузкой. Суда вынуждены ждать своей очереди по несколько часов, а то и суток, а январская авария на Суэцком канале показала, как важно, в случае чего, иметь запасной вариант.
В 2011 году Турция, волей тогда еще премьер-министра Реджепа Эрдогана все же решила стряхнуть пыль с планов по строительству канала «Стамбул». Был разработан проект канала, который в самой Турции одобрили далеко не все. Например, подавляющее число жителей Стамбула (включая мэра города, политического противника Эрдогана) выступает резко против канала. Недовольны проектом экологи, а группа отставных военных обратилась к президенту страны с призывом не менять военно-политический баланс сил в регионе столь радикальным способом.
Зачем нужен канал «Стамбул»?
Главная цель проекта, как заявляют турки - разгрузить Босфор, а также сделать проход между Черным морем и Мраморным более безопасным. Избыточный трафик и правда представляет собой большую проблему и для самого пролива, и для города Стамбул, который раскинулся по обе стороны от Босфора. Начнем с того, что через Босфор в год проходит втрое больше грузов, чем через Суэц. И с каждым годом морем отправляют все больше грузов, представляющих опасность, например, нефтепродукты или химикаты. Случись что - для многомиллионного Стамбула это будет катастрофой.
Канал безусловно будет иметь большое значение для стран, имеющих выход только к Черному морю: Болгарии, Венгрии, Украины, Грузии. Для них это вообще единственный выход к мировому океану. Кроме того, через Босфор проходят и другие международные торговые морские пути.
Выгоден канал будет и самой Турции. Несмотря на довольно-таки затратное строительство, Турция сможет зарабатывать на обслуживании грузоперевозок немалые деньги, а также упрочит свой статус в качестве одного из ключевых центров мировой торговли.
Доктрину Монтрё можно забыть?
Финансовая выгода - лишь ширма для осуществления геополитических планов с далеко идущими последствиями, предупреждают эксперты. Дело в том, что морские проливы Босфор (между Черным и Мраморным морями) и Дарданеллы (между Мраморным и Средиземным) Турцией не контролируются, а лишь управляются - в обмен на признание суверенитета Турции над обоими проливами.
Фото: официальный сайт президента Турции tccb.gov.tr
Все договоренности зафиксированы в так называемой доктрине Монтрё от 1936 года, согласно которой Турция не имеет права закрывать проход для простых судов, плата за проход по проливу не может быть выше определенных рамок, а проход для военных кораблей строго регламентирован: приоритет лишь у причерноморских стран.
Президент Турции Реджеп Эрдоган уже заявил, что доктрина Монтрё не будет иметь никакого отношения к строящемуся каналу. А ряд отставных высокопоставленных турецких военных предупредил, что выход из конвенции Монтрё грозит нарушить баланс сил в регионе, ведь именно благодаря статусу проливов Турция сохраняла нейтралитет долгие годы.
Внутри самой Турции высказываются опасения, будто канал строится в интересах США и Катара, ведь сейчас доктрина Монтрё не позволяет военным судам США беспрепятственно заходить в акваторию Черного моря. Российские эксперты также беспокоятся. Впрочем, для того, чтобы пройти через канал «Стамбул», американским кораблям необходимо сперва пересечь Дарданеллы. О планах построить искусственный канал рядом со вторым проливом пока ничего не известно, но кто знает, как далеко зайдут амбиции Эрдогана?
Впрочем, в последнее время отношения США и Турции тоже переживают не лучшие времена. Мировое сообщество скорее обеспокоено тем, что турки получат инструмент давления и будут пропускать суда по каналу исходя из настроения турецкого президента. Постойте, но ведь Босфор останется, спросите вы. Но кто знает, вдруг там случится какая-нибудь авария, и канал «Стамбул» станет единственным маршрутом, пусть и на какое-то время...
Что касается России, то нам со стороны Турции уже был послан довольно однозначный сигнал. Эрдоган упомянул о не забытом «беспокойстве по поводу дрейфа гигантского российского военного корабля у наших берегов», имея в виду январский дрейф ракетоносца «Маршал Устинов» из-за поломки.
Кроме того, не стоит забывать, что треть трафика через Босфор дают именно российские грузовые корабли. Сейчас проход через Босфор почти что бесплатный, а за проход через «Стамбул» турки будут брать много денег, либо отказывать вовсе. Как бы там ни было, канал строится в первую очередь в геополитических и военных целях, и лишь в десятую очередь - в торговых.
Ожидается, что «Стамбул» достроят через 6 лет. Удастся ли Эрдогану за столь короткий срок воплотить в жизнь планы, которые Османская империя не могла осуществить столетиями - вопрос открытый. В конце-концов, может выйти и так, что непомерные политические амбиции Эрдогана превратятся для Турции в один гигантский долгострой.
Екатерина Петрова
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
0 комментариев. Оставьте свой
Комментарии (10)