Новости, политика, экономика, общество

Хозяин морей Эрдоган. Чем плох для России канал в обход Босфора?


Фото: официальный сайт президента Турции tccb.gov.tr


В минувшие выходные в Турции был дан старт строительству канала «Стамбул». Одни называют его крупнейшим османским проектом века, другие ругают за дороговизну и строительство канала в угоду интересам других государств. Достроив канал, Турция может похоронить конвенцию Монтрё, а Черное море уже не будет спокойной гаванью. Разбираемся, как изменится баланс сил из-за спорного канала.

Долгострой, вредный и дорогой

О планах турок прорыть искусственный канал между Черным и Мраморным морями известно аж с XIV века. Зачем нужен рукотворный канал, если там уже есть прекрасный естественный пролив Босфор? Увы, у естественного пролива есть свои минусы в виде сложных течений, неприятных ветров и прочих радостей, так что испокон веков Босфор считался местом весьма опасным с точки зрения судоходства.

В наше время необходимость продублировать природную водную артерию искусственной вызвана возросшей на Босфор нагрузкой. Суда вынуждены ждать своей очереди по несколько часов, а то и суток, а январская авария на Суэцком канале показала, как важно, в случае чего, иметь запасной вариант.

В 2011 году Турция, волей тогда еще премьер-министра Реджепа Эрдогана все же решила стряхнуть пыль с планов по строительству канала «Стамбул». Был разработан проект канала, который в самой Турции одобрили далеко не все. Например, подавляющее число жителей Стамбула (включая мэра города, политического противника Эрдогана) выступает резко против канала. Недовольны проектом экологи, а группа отставных военных обратилась к президенту страны с призывом не менять военно-политический баланс сил в регионе столь радикальным способом.

Зачем нужен канал «Стамбул»?

Главная цель проекта, как заявляют турки - разгрузить Босфор, а также сделать проход между Черным морем и Мраморным более безопасным. Избыточный трафик и правда представляет собой большую проблему и для самого пролива, и для города Стамбул, который раскинулся по обе стороны от Босфора. Начнем с того, что через Босфор в год проходит втрое больше грузов, чем через Суэц. И с каждым годом морем отправляют все больше грузов, представляющих опасность, например, нефтепродукты или химикаты. Случись что - для многомиллионного Стамбула это будет катастрофой.

Канал безусловно будет иметь большое значение для стран, имеющих выход только к Черному морю: Болгарии, Венгрии, Украины, Грузии. Для них это вообще единственный выход к мировому океану. Кроме того, через Босфор проходят и другие международные торговые морские пути.

Выгоден канал будет и самой Турции. Несмотря на довольно-таки затратное строительство, Турция сможет зарабатывать на обслуживании грузоперевозок немалые деньги, а также упрочит свой статус в качестве одного из ключевых центров мировой торговли.

Доктрину Монтрё можно забыть?

Финансовая выгода - лишь ширма для осуществления геополитических планов с далеко идущими последствиями, предупреждают эксперты. Дело в том, что морские проливы Босфор (между Черным и Мраморным морями) и Дарданеллы (между Мраморным и Средиземным) Турцией не контролируются, а лишь управляются - в обмен на признание суверенитета Турции над обоими проливами.


Фото: официальный сайт президента Турции tccb.gov.tr


Все договоренности зафиксированы в так называемой доктрине Монтрё от 1936 года, согласно которой Турция не имеет права закрывать проход для простых судов, плата за проход по проливу не может быть выше определенных рамок, а проход для военных кораблей строго регламентирован: приоритет лишь у причерноморских стран.

Президент Турции Реджеп Эрдоган уже заявил, что доктрина Монтрё не будет иметь никакого отношения к строящемуся каналу. А ряд отставных высокопоставленных турецких военных предупредил, что выход из конвенции Монтрё грозит нарушить баланс сил в регионе, ведь именно благодаря статусу проливов Турция сохраняла нейтралитет долгие годы.

Внутри самой Турции высказываются опасения, будто канал строится в интересах США и Катара, ведь сейчас доктрина Монтрё не позволяет военным судам США беспрепятственно заходить в акваторию Черного моря. Российские эксперты также беспокоятся. Впрочем, для того, чтобы пройти через канал «Стамбул», американским кораблям необходимо сперва пересечь Дарданеллы. О планах построить искусственный канал рядом со вторым проливом пока ничего не известно, но кто знает, как далеко зайдут амбиции Эрдогана?

Впрочем, в последнее время отношения США и Турции тоже переживают не лучшие времена. Мировое сообщество скорее обеспокоено тем, что турки получат инструмент давления и будут пропускать суда по каналу исходя из настроения турецкого президента. Постойте, но ведь Босфор останется, спросите вы. Но кто знает, вдруг там случится какая-нибудь авария, и канал «Стамбул» станет единственным маршрутом, пусть и на какое-то время...

Что касается России, то нам со стороны Турции уже был послан довольно однозначный сигнал. Эрдоган упомянул о не забытом «беспокойстве по поводу дрейфа гигантского российского военного корабля у наших берегов», имея в виду январский дрейф ракетоносца «Маршал Устинов» из-за поломки.

Кроме того, не стоит забывать, что треть трафика через Босфор дают именно российские грузовые корабли. Сейчас проход через Босфор почти что бесплатный, а за проход через «Стамбул» турки будут брать много денег, либо отказывать вовсе. Как бы там ни было, канал строится в первую очередь в геополитических и военных целях, и лишь в десятую очередь - в торговых.

Ожидается, что «Стамбул» достроят через 6 лет. Удастся ли Эрдогану за столь короткий срок воплотить в жизнь планы, которые Османская империя не могла осуществить столетиями - вопрос открытый. В конце-концов, может выйти и так, что непомерные политические амбиции Эрдогана превратятся для Турции в один гигантский долгострой.

Екатерина Петрова



(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)

0 комментариев. Оставьте свой


Источник: Хозяин морей Эрдоган. Чем плох для России канал в обход Босфора?
Опубликовал:
Теги: авария море Россия болгария Эрдоган

Комментарии (10)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Борис Леонтьев
Да, канал разгрузит Босфор, но при этом сам Босфор существовать не перестанет. Но доктрина Монтрё как действовала так и будет действовать хотя-бы относительно пролива Босфор. И отменить её никакой Эрдаган не сможет. Просто потому, что в противном случае турецкий флот, не только военный, но и гражданский сможет плавать тогда только в прибрежных турецких водах окружающих их страну морей. Даже из Средиземного моря турков просто не будут выпускать. А ведь в мире множество проливов и каналов и установив свои правила в своих, турки тут же будут вынуждены испытать ответку на свою тупость по всему миру.
Алексей Сибиряк
"благодаря статусу проливов Турция сохраняла нейтралитет".
О каком "нейтралитете" члена НАТО может идти речь?
Виктор Антощук 
Пусть будет хоть 10 каналов, да хоть по воздуху пусть в Чёрное море летят. Есть Конвенция Монтре, подписанная в 1936 году, ограничивает пребывание в Черном море военных кораблей нечерноморских государств сроком в три недели. Также документ предусматривает, что в акватории одновременно могут находиться до девяти таких кораблей общим тоннажем не более 30 тысяч тонн.
Андрей Фатеев
не понимаю паники - два всегда лучше, чем один. вот если бы он закрыть собирался...
Анатолий Юдин
... согласен, если он хочет вырезать личную "форточку", то и флаг ему..
... да пусть хоть три прокопает (это как платную дорогу постоить, если окупится, то и хорошо, а если нет, то "считать нужно было лучше)
... это его дело...
от этого пролив не исчезнет...
Виктор Антощук 
Пусть хоть 10 каналов будет, хоть по воздуха в Чёрное море перелетают. Есть Конвенция Монтре, подписанная в 1936 году, ограничивает пребывание в Черном море военных кораблей нечерноморских государств сроком в три недели. Также документ предусматривает, что в акватории одновременно могут находиться до девяти таких кораблей общим тоннажем не более 30 тысяч тонн.
Виктор Игнатов
Солёность чёрного моря будет повышаться еще быстрей
Анатолий Юдин
... про солёность...
скорее наооборот, уменьшится...
хотя.., что такое канал для моря..?
Анатолий Арапов
Пора рыть через Сибирь канал из Арктики в Индийский океан и полоскать там сапоги.)))
Валерий Юрьев
Чем для России - пока хрен его знает, президентские аналитики не дотумкают.
Поживем - увидим.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Расширение Босфора
Расширение Босфора
14
Ваши новости 09:57 29 июн 2021
Сколько морей омывает Россию. Кажется простой вопрос, но знают не все
Сколько морей омывает Россию. Кажется простой вопрос, но знают не все
18
Мужской журнал 11:01 21 мар 2021
Эрдоган перед выбором: Двуличие Анкары становится запредельным
Эрдоган перед выбором: Двуличие Анкары становится запредельным
62
Ваши новости 12:28 26 апр 2021
Эрдоган способен сменить власть в Европе
Эрдоган способен сменить власть в Европе
3
Ваши новости 10:01 30 окт 2021
Охлобыстин призвал закрыть «Первый канал»
Охлобыстин призвал закрыть «Первый канал»
36
Ваши новости 04:01 07 апр 2021
Нацисты вне себя от ярости: Лободу прямиком из РФ пристроили ведущей на канал олигарха Пинчука
Нацисты вне себя от ярости: Лободу прямиком из РФ пристроили ведущей на канал олигарха Пинчука
15
Ваши новости 05:16 15 янв 2021
Канал «Евразия»: где собираются построить новый канал из Каспия в Черное море
Канал «Евразия»: где собираются построить новый канал из Каспия в Черное море
6
Мужской журнал 10:58 15 ноя 2018
Эрдоган, одумайся!
Эрдоган, одумайся!
53
Ваши новости 13:00 23 дек 2021
В Перу найден загадочный водный канал инков
В Перу найден загадочный водный канал инков
1
Мужской журнал 07:02 05 апр 2019
Байден поманит пальцем, Эрдоган снова забудет «дорогого друга» Путина
Байден поманит пальцем, Эрдоган снова забудет «дорогого друга» Путина
17
Ваши новости 16:00 04 ноя 2021
В Перу найден загадочный водный канал инков
В Перу найден загадочный водный канал инков
3
Мужской журнал 07:02 05 апр 2019
Насколько безопасны китайские автомобили в 2022 году: результаты краш-тестов
Насколько безопасны китайские автомобили в 2022 году: результаты краш-тестов
0
Авто-Тема 13:24 Вчера

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства