В наши дни пропаганду вежливо зовут рекламой или употребляют эвфемизм: связи с общественностью
Ноам Хомский
Что объединяет маркетинг и политическое шоу в исполнении пришедших к власти в Украине временщиков? Пожалуй, в обеих случаях — это искусно замаскированная пропаганда.
Маркетинг, что в торговле, что в политике предполагает «воспитание» идеального потребителя, который будет принимать нужные для продавцов решения, даже если на самом деле ему они невыгодны.
Вспомните видеоролик, когда осенью 2013 года Арсений Яценюк рассказывал о «светлом будущем», что ждет нас после подписания Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. Красивая музыка, хорошо подобранный видеоряд и: «заработная плата и пенсия в пять раз выше», «современная медицина, что по карману каждому» и «доступ к лучшим европейским университетам».
А теперь задайте себе вопрос: сколько людей поверили в – молочные реки и кисельные берега, которые ждут не дождутся каждого украинца, а сколько потрудились найти текст Соглашения об ассоциации и хотя бы прочитать его? Ответ будет не в пользу тех, кто критически отнесся к этому образчику политического словоблудия.
Под видом «информирования» людей все эти евро-сказочники на самом деле занимаются банальным жульничеством, используя практически полную монополию на СМИ и различные PR-технологии. Их методы манипуляции общественным мнением можно сверять с книгой «Пропаганда», написанной Эдвардом Бернейсом — автором термина «связи с общественностью». Бернейс во время Первой мировой войны работал в Комитете по общественной информации — первом американской агентстве по государственной пропаганде, созданном администрацией Вудро Вильсона (28-й президент США, 1913 — 1921).
«…сознательная и разумная манипуляция организованными привычками и мнениями масс является важным элементом демократического общества…», — писал американский пропагандист как будто про власть в современной Украине, которая занимается манипуляцией общественным мнением.
Важно подчеркнуть, что нынешняя власть и политическая элита не информируют украинцев, а обманывают. Фейковые экономические и социальные показатели, лживые лозунги, патетическая риторика (желательно с надрывом) и громкие слова с подобающим случаю выражением лица — вот стандартный арсенал политического надувательства.
Как пишет в своей книге «Системы власти» американский политический публицист Ноам Хомский, «Все, что угодно, только никто и никогда не скажет вежливо и спокойно: «Я намерен сделать то-то и то-то».
Государственная информационная политика наших дней — это манипуляции в первую очередь с эмоциями толпы. Не важно, что происходит на самом деле, важно, как подадут информацию через СМИ.
Действительно, вспомните «вертолетное шоу» — массовое задержание экс-налоговиков времен президента Виктора Януковича. Или фантастическую историю в исполнении генпрокурора Юрия Луценко, на трезвую голову рассказывавшего с трибуны Верховной Рады, как Надежда Савченко якобы собиралась закидывать гранатами зал парламента, а Владимир Рубан — обстреливать его с баржи на Днепре. А что вы скажете о недавнем выступлении Владимира Гройсмана? Как оказалось, главное достижение – мы прошли «кризисный этап», а рост экономики «у нас еще впереди». Поэтому правительству «нужно время».
«Но есть ли альтернатива всей этой дешевой оперетке?» — спросите вы.
Недавнее интервью Виктора Медведчука в программе «Немцова.Интервью» немецкого издания Deutsche Welle выделяется своей взвешенной и рациональной позицией на фоне украинской элиты, привыкшей работать по правилам шоу-бизнеса. Главная мысль, которую транслирует Медведчук, заключается в том, что украинцы должны самостоятельно решать проблему конфликта на Донбассе. И начать нужно со строгого выполнения Минских соглашений, а не надеяться на США, которые установили внешнее управление над Украиной.
Действительно, исследование группы «Рейтинг» (6000 респондентов, 10-22 апреля 2018 года) — 67 % опрошенных считают, что главная задача нового президента — это прекращение военных действий на Востоке Украины.
Предыдущее социологическое исследование «Рейтинга» (2000 респондентов, 22-30 ноября 2017 года) свидетельствует, что украинцы устали от политического цирка в исполнении нынешней «элиты», устали от войны на Донбассе и хотят мира и стабильности:
— 43% украинцев — за возвращение Донбасса политико-дипломатическим путем;
— 17% — за прекращение боевых действий и замораживание конфликта;
— 13% — за предоставление этим территориям автономного статуса.
То есть, в сумме 73 % — за мирные способы решения проблемы войны на Донбассе. И лишь 11% — за продолжение войны, 8 % — за отделение, а 7 % затруднились с ответом.
Получается какой-то замкнутый круг – политиканы от власти занимаются сплошным популизмом, калькулируют прибыль на войне и называют «реформами» отказ государства выполнять свои социальные обязательства, а уставший, обманутый народ оплачивает этот политический гротеск из собственного кармана? Да, все именно так и происходит – точно по книге «Пропаганда» Бернейса. Получается, что нынешняя власть вообще не отвечает пожеланиям украинцев, а от имени народа сегодня говорят оппозиционные политики…
Что же делать? Может ли ситуация измениться к лучшему? Конечно, да. История знает массу таких случаев, когда страну удавалось спасти, вернув на путь выздоровления. Но для этого к власти в Украине на смену лже-реформаторам должны прийти люди, которые способны честно сказать, что происходит и предложить эффективный рецепт выздоровления для нашей страны.
Комментарии (0)