Новости, политика, экономика, общество

Идея «русской» вины разрушительна для всех



Нам сообщают, что Россия была колониальной империей, подобно другим европейским империям – и подобно им должна каяться в своих колониалистских преступлениях.

Были ли в истории России преступления? Несомненно. Она была не филиалом рая на земле, а воинственной (другие не выживают) империей. Однако вменять русским «вину колонизаторов» – подобную «белой вине», которая внушается белым американцам и европейцам – было бы крайне ложной и пагубной идеей.

Нам стоит отметить резкие отличия нашей исторической ситуации от западной – русская экспансия не была расистской, русские никогда не считали другие этнические группы биологически ниже себя и не знали понятия «чистоты расы». Целый ряд русских дворянских родов имел татарские корни; высокие позиции в имперской иерархии могли занимать люди нерусского происхождения, которые с гордостью носили грузинские, армянские и другие фамилии, указывавшие на то, что элита присоединенных земель воспринималась – и воспринимала себя – частью российской.

 

В европейских колониальных империях уровень расизма мог отличаться: у британцев и немцев он был более жестким, у французов и испанцев играл гораздо меньшую роль. Но интеграция уроженцев колоний в элиту метрополии, их коренные жители, породнившиеся со знатнейшими европейскими родами – этого и помыслить было нельзя.

Другое важное различие – западные разговоры про расизм и колониализм относятся не только к истории, но и к современности. Намного худшее (по сравнению с другими этическими группами) положение чернокожих в США – это не прошлое, а текущая реальность. Чернокожие в целом беднее, причем находятся в ловушке «поколенческой бедности»: бедные родители не могут дать образования своим детям, те не могут из-за этого выбраться из нищеты и дать образование своим – так что тот же набор бедности, безнадежности и криминала воспроизводится от дедов к внукам. Темнокожие люди хуже представлены в медийных и политических элитах – и, как правило, живут в районах с гораздо более высоким уровнем преступности. У нас, к счастью, нет районов расовой поколенческой безнадеги – то есть депрессивные районы есть, но к этническому составу жителей это не имеет отношения.

Таким образом, попытки импортировать западный антиколониальный дискурс в Россию бессмысленны – у нас другая история и другое настоящее. Но этот дискурс сильно ядовит сам по себе.

Он создает крайне искаженную картину истории – и побуждает к крайне разрушительной и вредной реакции на эту картину. Он не приносит ничего, кроме вреда, всем – и особенно тем людям, от лица которых берется выступать.

История в этом случае подчиняется идеологии – и идеологии революционной. Все оценки становятся пафосно моралистскими и при этом (извините за невольный каламбур) черно-белыми. Мир делится на плохих (белых угнетателей) и хороших (их жертв). «Плохие» оцениваются с точки зрения представлений о гуманности и правах человека, сложившихся к XXI веку – и, разумеется, этим представлениям позорно не соответствуют. Поэтому их памятники следует снести. Как, например, смел Людовик IX, правивший Францией в XIII веке, не следовать нашим представлениям о религиозной толерантности?

«Хорошие» не подлежат никаким оценкам вообще. Нельзя спрашивать, соблюдали ли индейцы права человека или чтили ли африканские правители, поставлявшие рабов белым торговцам, их свободу и достоинство. Ставить такие вопросы есть страшный расизм. Как страшный расизм ставить вопросы о положении дел в современных неевропейских обществах. Но мы-то, в России, вполне можем их поставить; и тогда мы увидим гораздо более запутанную картину.

Человеческая история вообще очень страшна. Люди без конца воевали, сильные порабощали слабых, творились ужасающие жестокости и несправедливости. Европейцы не вторгались в рай, где царили мир и гармония с природой – они оказывались одной из сил, бесконечно воюющих между собой за господство. Земли, где они появлялись, и до них не были мирными ни в малейшей степени. Европейцы были просто наиболее хорошо вооруженной и организованной силой.

Если бы веке в XV, до эпохи великих географических открытий и начала европейской экспансии, вся Европа вымерла от какой-нибудь эпидемии, в мире не стало бы меньше войн и жестокости.

Более того, тот уровень (относительной) гуманности и уважения к человеческой жизни и достоинству, который достигнут к настоящему времени – и с которого мы можем ужасаться поведению европейцев прошлого – был достигнут именно в Европе. Идея, что человек создан по образу Божию, и поэтому обладает неотъемлемой ценностью и достоинством независимо от расы и сословия, пропитывала европейскую (включая русскую) цивилизацию очень медленно и неровно – но пропитывала она именно ее.

Завоевательные войны, империи, построенные на жестоком принуждении, рабство, расизм – все это существовало до европейцев и независимо от них. Европейцы первыми додумались, что в этом всем есть что-то неправильное. Рабство, например, было везде. И единственная цивилизация, где его признали злом и отменили – европейская.

Оглядываясь на историю России, я вижу много зла и греха – но я способен их там увидеть только потому, что я являюсь наследником тысячелетней цивилизации, восходящей к Крещению Руси, которая, в свою очередь, является частью более широкого христианского мира.

Попытка оценить этот мир и его историю негативно – абсурдна, потому что лишает нас самого стандарта, на основании которого мы могли бы производить оценку. На практике эта идеология неизбежно разрушительна – разрушительна для Запада и разрушительна для России, если мы ее импортируем.

Пафос покаяния за грехи прошлых столетий может выглядеть морально привлекательным, однако он подразумевает две ложные и опасные идеи – актуальность исторических обид и коллективную ответственность.

Актуальность исторических обид предполагает, что отношения между ныне живущими людьми должны определяться несправедливостями, совершенными задолго до того, как они появились на свет. Потомки обидчиков должны потомкам обиженных морально, а иногда и вполне материально – деньгами. А из этого следует, что статус «потомка обиженных» становится выгодным – и чем ужаснее обиды, нанесенные предкам, тем на большую моральную или материальную компенсацию могут рассчитывать потомки. Это поощряет к подогреванию исторических обид – как подлинных, так и не вполне – и к подаче их в максимально эффектном виде. Людям объясняют, что они и не знали, и не интересовались, а вот их соседи, оказывается, еще при царе Горохе совершили против них великие злодеяния – за которые сейчас надо требовать покаяний и компенсаций.

Коллективная ответственность предполагает, что большинство (без различения лиц) виновато перед меньшинством и должно ему (опять же, без различения лиц). Оба этих принципа не только не помогают устроению мира между людьми, но и прямо его разрушают.

Представьте себе две этнические группы, у которых в прошлом было всякое – и вражда, и несправедливость, но которые сейчас как-то притерлись и даже отчасти смешались. Представьте себе, что к этим людям приходят попечители о правах меньшинств и говорят: «Послушайте, вот вы и внимания не обращаете, а ведь вы принадлежите к угнетенному меньшинству. Ваши соседи, принадлежащие к большинству, вам должны и перед вами виноваты. Сейчас мы вам подробно расскажем, какие именно тяжкие обиды их предки нанесли вашим предкам и как они сейчас не отдают вам законного».

Такого рода борьба за права меньшинств является просто отзеркаливанием расизма, который использует те же принципы – для расиста исторические обиды тоже всегда актуальны, а «враги» несут коллективную ответственность за действия выходцев из их среды. Поэтому сама идея «белой», или в нашем случае «русской» вины разрушительна и пагубна для всех.

Иногда говорят о том, что раз для нас актуальны достижения нашей истории, для нас должны быть также актуальны и ее преступления. Это неверно – потому что история не является простым нагромождением фактов; мы неизбежно выбираем их и оцениваем, и включаем в какую-то общую картину.

И мы строим эту картину исходя из того, чего мы хотим для нашей страны здесь и сейчас. А мы хотим ей мира, уверенности в себе и процветания.


Источник: Идея «русской» вины разрушительна для всех
Опубликовал:
Теги: история отношение война русский идея

Комментарии (18)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Георгий Ситнянский
"Намного худшее (по сравнению с другими этическими группами) положение чернокожих в США – это не прошлое, а текущая реальность. Чернокожие в целом беднее, причем находятся в ловушке «поколенческой бедности»"
А может, они просто работать не хотят?
Антон Остроушко 
Наверное не без этого. Типа их предки уже наработались на "белых", теперь "белые" пусть их содержат. Проблема в том что и "белые" поверили в это.
Борис NIKITIN
конечно не хотят , пособие есть , жилье есть , да нахрен им работа сдалась
Бузыкин Александр 
Что за эмфимизм, часто мелькающий в текстах, западнофобно ориентированных писак и их последователей? Что такое европейцы? Европа неоднородна и ментально очень разная. Испанцы отличаются от финнов так же как немцы от греков. А тут их изображают как однородную массу ...
Борис NIKITIN
изображене как однородную массу, дает возможность грести всех под одну гребенку , европейцы типа такие хорошие а вот негры бедные и несчастные , а то что на 90 % те же пиндосы - это хорошие европейцы переселившиеся в Америку , на это начхать ...
Олег Мельник
в россии ни когда не любили рассизм это факт и замечательно только вот приписывать эту заслугу христианству это ложь мы и до крещения не были расистами и были намного лучше и чище!
Владимир Клопов 
Сыновья за отцов не отвечают. Пусть каждый отвечает за себя. И отчасти - за детей: они такие, какими ты их воспитал.
Евгений Измайлов 
Бесполезно давать оценки истории с позиций наших дней. Колективной вины за прошлые события нет, есть преступления конкретных лиц или групп лиц, которые повернули историю по агрессивным рельсам. Я совершенно согласен со словами поэта Бориса Свойского "Как жизнь глупа, но как прекрасна и что забавнее всего, в ней все как будто бы напрасно, но не напрасно ничего..."
Некрасов Виталий 
Об оценке истории с позиции наших дней согласен, а вот об конкретных лицах - нет. Конкретное лицо является "зеркалом" своей эпохи, ее чаяней и потребностей. Возьмите Гитлера, мог бы он появиться скажем во Франции? нет. Он мог появится только в Германии того периода, для этого должны были сойтись некоторые факторы. Среда рождает своих героев и антигероев, а не наоборот.
Сергей Попов 
Конечно никакой речи о "русской вине" быть не может. В России самым угнетенным народом был и является русский народ. Как минимум со времен Петра 1
Boris Yanygin 
Статья в основном правильная. и автору плюс. Кто знает историю государства Российского. то должен знать, что царские указы российским наместникам на завоёванных территориях, предписывали уважительное отношение к языку, культуре, религии, обычаям этносов, проживавших на этих территориях. Таковы были требования православия, как религии. Только поэтому на территориях современного Дагестана, Чечни, Ингушетии, Татарстана, Башкирии - сохранился ислам. как религия. В отличие от Османской исламской империи, которая преследовала все другие религии и силой обращала этносы в ислам, или создавала худшие условия для жизни, например, в виде налога на христиан. Таково было требование Корана и законов ислама. Даже такой пример весьма показателен. Имам Шамиль, предводитель кавказских народов в войне против России, потерпев поражение был пленён и доставлен в столицу к русскому царю. Царь не отрезал ему голову, как это бы сделал Шамиль, случись победа в войне на его стороне. Царь построил для него дом, поселил его туда со всем его семьёй и дал полное государственное обеспечение до конца жизни. Потомки его за государственный счёт выучились и вошли в российскую элиту. Так настоящие колонизаторы со своими прямыми врагами не поступают.
Илья
Русские никогда не были расистами, но были юдофобами.
Андрей Панин 
Нахрен всех негров. И буковки заменить на уй.
Игорь Олейников
Вам сообщают??? Вам - ЭТО КОМУ??? и самое главное КТО сообщает???
Валерий Викторович
Один пи_ р уже пропиарился ботинки почистить решил..) пора ему пососать дать...
Ирина Владимировна
Теперь потомки дворян будут каяться перед потомками крепостных))) Хорошо, что самый известный российский негр был арапом Петра Великого. Хоть тут проблем нет))) Да, еще негритенок из «Цирка» с Орловой в главной роли.
Питер Петренко 
"Идея «русской» вины разрушительна для всех" - так как идея "украинской" вины, "коми" вины, "татарской" вины, "финской" вины и т.д. И не надо путать "русских" и граждан Российской империи, граждан СССР или граждан Российской Федерации.
Валера Подкаленко 
Все мы ЗЕМЛЯНЕ!Благости!
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Русские красавицы Инстаграма у Михалыча.
Русские красавицы Инстаграма у Михалыча.
86
Мужской журнал 16:24 04 мар 2018
Германия жестко усмиряет «русских немцев»
Германия жестко усмиряет «русских немцев»
7
Ваши новости 09:02 20 сен 2017
Инфракрасный обогреватель: отзывы пользователей Инфракрасный обогреватель: отзывы пользователей
Ошибочка вышла: досадные ляпы в истории русской живописи
Ошибочка вышла: досадные ляпы в истории русской живописи
111
Мужской журнал 05:01 23 авг 2018
Это русские то пьяницы???
Это русские то пьяницы???
1
Ваши новости 04:01 17 июн 2019
"Статуя Свободы" сделана из русской меди ?
"Статуя Свободы" сделана из русской меди ?
11
Мужской журнал 08:01 13 мар 2019
Вина русских Украины
Вина русских Украины
2
Ваши новости 07:01 28 сен 2017
Америка давно травит русских биологическим оружием. Э.Сноуден
Америка давно травит русских биологическим оружием. Э.Сноуден
40
Мужской журнал 20:55 21 мар 2018
Фига: что на самом деле этот жест означает у русских
Фига: что на самом деле этот жест означает у русских
31
Мужской журнал 13:01 21 апр 2018
Ужасы и приколы русских свадеб
Ужасы и приколы русских свадеб
6
Мужской журнал 18:40 28 июл 2017
Какие привычки есть только у русского народа
Какие привычки есть только у русского народа
16
Мужской журнал 13:02 03 апр 2018
Анастасия Квитко: интимные съемки русской Ким Кардашян
Анастасия Квитко: интимные съемки русской Ким Кардашян
21
Мужской журнал 12:13 26 ноя 2017
Белорусы навязали Лукашенко партизанскую войну
Белорусы навязали Лукашенко партизанскую войну
1
Ваши новости 20:01 Сегодня

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства