Новости, политика, экономика, общество

Иностранный язык должны учить только те, кому он реально нужен

Желание что-нибудь отреформировать у российских чиновников присутствует постоянно. Усердие делающих карьеру ограничивается только осторожностью и здравомыслием их начальников.

Так бывает, конечно, не всегда. Часто начальство документы читать ленится, а аппарат подсовывает им на подпись всякую дребедень. В итоге очередную реформу приходится останавливать русскому климату, непрогрессивному населению и какому-нибудь экономическому кризису, по итогам которого сокращают бюджеты и приостанавливают «перспективные проекты развития».

Идея с введением обязательного единого государственного экзамена по иностранному языку родилась в далеком 2010 году и служила тогда живым свидетельством открытости России миру, поворота к нанотехнологиям и грядущего успеха Сколково. Но и в 2010 году, и в 2020-м любому директору школы, любому учителю было очевидно, что никакого обязательного ЕГЭ по иностранному языку в России быть не должно.

 

Во-первых – некому учить. Российские педвузы выпускают преподавателей английского, французского и немецкого языков с уровнем в лучшем случае Intermediate, то есть средний. А во-вторых, учить некого. Конечно, в стране есть довольно широкая прослойка семей, которые уверены, что знание английского пригодится им хотя бы во время поездки в Анталью. Но для остальных 70%, у которых нет загранпаспортов, даже такой мотив является не вполне очевидным.

Автослесарю из города Кулебаки или продавщице мороженого из Верхней Салды ни английский, ни испанский язык не нужны. И даже менеджеру по продаже ковролина из Краснодара или бригадиру строителей из Перми – тоже. Совсем. Нисколько. Никогда.

Аргумент «Национального родительского комитета», который выступил формальным инициатором отмены со следующего года обязательного ЕГЭ по иностранному языку, что «Россия является великой независимой страной, а не колонией», конечно, идиотский. Но если вас предупреждает, что впереди открытый канализационный люк, даже и вполне дурак, к нему все равно стоит прислушаться. Хотя бы для того, чтобы не свернуть себе шею.

Вместо того, чтобы заниматься очередными благоглупостями, а обязательный госэкзамен по английскому языку (изучение в России остальных иностранных языков находится в районе статпогрешности) относится именно к этой области, скорее имеет смысл наконец начать открытую и серьезную дискуссию о состоянии и стратегии развития отечественного образования.

 

Очевидно, что оно находится в тяжелом идеологическом кризисе и отдельные успешные учебные заведения типа физтеха или мехмата МГУ не меняют общей картины. Чиновники Минпроса ежегодно отчитываются об уже проведенных реформах и придумывают новые. А тем временем качество подготовки российских школьников и студентов неуклонно деградирует.

Школа и вузы говорят, что отечественная экономика не создает достаточное количество рабочих мест для квалифицированных специалистов. А представители бизнеса, в свою очередь, им отвечают, что уровень современных выпускников школ, колледжей и вузов просто ужасающий.

И хорошее знание английского языка этой проблемы решить не в состоянии. В отличие от математики и русского языка, изучение иностранных языков вообще должно быть факультативным, добровольным. Хочешь учить? Учи. Нет? Иди домой. Честно говоря, мне до сих пор непонятно, зачем эту практику обязательного иностранного языка сохранил СССР. Со своими герметично закрытыми границами Советский Союз упорно учил детей немецкому, а с 50-х – английскому языку. Так же, как до 1917 года гимназисты учили «мертвые» древнегреческий и латынь.

Подозреваю, что большевикам просто было неудобно исключать иностранный язык из школьной программы, чтобы враги не посмели упрекать первое в мире социалистическое государство за снижение уровня образования по сравнению с проклятым царизмом. Таким же образом в школьной программе оказались уроки рисования, на которых никого не научили рисовать, пения, даже для тех, у кого не было и намека на слух; и астрономии без телескопа. Это была убогая и нелепая попытка имитировать классическое образование 19-го века в условиях отдельно взятой районной советской, а потом и российской, средней школы.

Существующая система, когда ЕГЭ по иностранному языку сдают (и, соответственно, учат) только дети, которые нацелены на дальнейшее его использование – это система разумная и достаточная. Иностранный язык вообще начинают учить только тогда, когда жизнь заставляет. Например, человек готовится к эмиграции. Или курсант училища гражданской авиации понимает, что без знания английского на хорошем среднем уровне ему никогда не получить приличную работу на международных рейсах.

Английский учат таксисты и официанты в Санкт-Петербурге и Москве, потому что часто это либо условие приема на работу, либо гарантия приличных чаевых. Но и то и другое являются мощным стимулом, чтобы после рабочего дня зубрить слова, слушать аудио и платить за уроки с преподавателем.

 

Единственное, чего должно добиваться государство – это чтобы приличный уровень английского обеспечивал любой российский университет. Это должно стать нормой. Не важно, идет речь об инженерах или врачах. Диплом о высшем образовании должен гарантировать, что человек хорошо знает как минимум английский язык. Не «для красоты», а потому, что дальнейшее повышение квалификации без знания английского невозможно. Опять-таки, нет разницы, идет речь об инженере или о враче.

Государству сначала необходимо обеспечить достойный уровень преподавания иностранных языков в вузах, а потом уже замахиваться на десятки тысяч российских школ, часть из которых, к слову, до сих пор не обеспечена канализацией, а не то что учителями немецкого и испанского.


Источник: Иностранный язык должны учить только те, кому он реально нужен
Опубликовал:
Теги: красота Важно работа успех Москва

Комментарии (20)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Бузыкин Александр 
Начало положено. Сначала минобр замахивается на иноязыки, потом на очереди будут гуманитарные дисциплины. Действительно, зачем прорабу Васе или менеджеру Кате география, астрономия, биология. А история так вообще вредная наука, ещё начинаются опасных книг...
Худо бедно читать умеют и того довольно.
Идёт планомерное оболванивание, тренд на понижение количества образованных людей в стране. Ведь неучами проще править.
Ирина Владимировна
Язык учить нужно с садика, в форме игры, а не зубрежки правил. Ребенок учит сначала язык, а потом начинает на нем читать и писать, а не наоборот
Бузыкин Александр 
Это и взрослых касается. Любой смысловое наполнение текста гораздо легче запоминается в игровой форме (шарады, викторины, конкурсы)
Владимир Макатаев 
Учить языки нужно, хотя бы для того чтобы открыв инструкцию по прибору и не обнаружив русского прочитать на том который учил и не попасть в ступор! А прорабу Васе та же Астрономия может пригодиться, дабы при затмении не упасть и не переломать себе ноги! А менеджеру Кате в свои 20 лет география пригодиться для того чтобы не заблудиться в незнакомой местности в гостях у друзей!
Бузыкин Александр 
Есть мнение нейрофизиологов, что постоянная тренировка процессов запоминания развивает ассоциациативную память, образность мышления, расширяет лексический запас... что в свою очередь является прекрасной профилактикой явлений старческой деменции. В этом деле важна регулярность, а не обьем информации.
Как говорили классики, кора головного мозга homo sapiens поддается тренировке, как любой мускульный орган.
Анатолий В
"Автослесарю из города Кулебаки или продавщице мороженого из Верхней Салды ни английский, ни испанский язык не нужны... ...Совсем. Нисколько. Никогда."
Браво!!!
Еще не нужны история, литература, география, физика, химия, математика - только уметь считать до 1000 !
Зато, ну очень нужны тупые, необразованные дебилы!
Бузыкин Александр 
Вы будете удивлены, но да. Именно что востребованы. Во всяком случае пробелы в образовании сегодня не считаются недостатком, а скорее наоборот...
Александр Паничев 
Прежде всего нужно учить русский. А то то все больше таких, кто ни на русском, ни на немецком...
Анатолий Юдин
... ха..!
... есть такие.., немецкий не выучил, а русский забыл...
Олег Дерявко 
Я получил в школе аттестат со всеми пятёрками. Потом было высшее образование. Из всей полученной мною информации в этих двух учебных заведениях мне пригодилась арифметика и русский язык. Всё остальное - чисто для общего развития, т.е. и на хер было не нужно.
Бузыкин Александр 
Вот вы и не правы. Совсем не правы. Общее развитие, так называемая сумма знаний - это фундамент, на котором базируется последующая образовательная ступень. Чём прочнее и обширнее фундамент - тем выше и качественнее образование.
Понимание об этом приходит с годами, а не сразу после получения диплома.
Роман Панин
И даже менеджеру по продаже ковролина из Краснодара или бригадиру строителей из Перми – тоже. Совсем. Нисколько. Никогда....автор дабы тебе было известно,сейчас больше половины строй материалов завозится из за границы,и на них написано то по английски,то по немецки,то по испански.И не твоего ума дело кому какой язык учить,и где он сможет пригодится.А так как сейчас китайцы по производству товаров-впереди планеты всей,то скоро всем миром придется изучать Китайский язык...
Олег Федоскин 
Слава богу, это самый простой язык. (Его знает больше всего людей.)
Сергей Сысоев 
Британцы вообще не хотят изучать никакие языки, считая, что английский должен быть основным и его должны знать все.
Виктор Игнатов
Зачем меня много лет мучали немецким не понимаю никак , пустая трата времени а особенно нервов , Надо людей с мышлением технорей освободить насвегда от гуманитарных наук и иностранных языков , ВЫ техническую голову литература и иностранный невпихуемы
Бузыкин Александр 
Вы плохо знаете потенциальных возможности головного мозга человека. Они поистине безграничны. Мы используем меньше процента от его объёма. Все зависит от методов тренировки памяти и развития процессов запоминания.
А уж знание иностранного языка совершенно точно ещё никому не навредило...
Анатолий Юдин
... нет, Витя, не соглашусь я с тобой...
Ты спокойно пораскинь..., и сам поймёшь, что твоё мнение ошибочно...
Валерий Юрьев
Может, вы правы, а может - и нет. Есть такой бородатый анекдот про волка, когда он прокукарекал, а потом подумал, как хорошо знать иностранные языки. Меня немецким не мучали, я изучал другие языки. Но в начале 90-х, когда шел массовый вброс старья из мирового автопрома, имея под рукой учебник немецкого для 8 класса со скромным словариком в конце книги, я вполне успешно перевел документацию на авто одного немецкого концерна. С тех пор я думаю как тот волк : хорошо если не знать, то хотя бы разбираться в иностранных языках.)))
Александр Надеждин
С автором, в отношении иностранных языков отчасти согласен! Иностранные языки нужно изучать как в СССР - с 4-5 классов. Дети русский то не знают, а хотят чтобы английский, немецкий, французский, испанский... До недавнего времени, в ряде субъектов РФ (Татарстан, Башкирия и т.д.) было обязательным изучения национального языка, и причем доходило до абсурда... в Татарстане: 6 часов татарского, 2 часа русского и 4 английского в неделю! Моё личное мнение и ни кому его не навязываю, считаю, что английский язык - "язык рабов"! Потребуется "тебе" "иностранный язык" - выучишь, любой. А в школах должно быть "классическое" образование, как в СССР периода 60-80 годов.
Бузыкин Александр 
Не все так просто. Можно выучить язык только тогда, когда в детстве заложена лексическая грамотность и азы базовой фонетики языка. Грубо говоря, когда школьник свободно и правильно произносит отдельные фразы, слова, простые предложения и общеупотребимые речевым обороты.
А вот когда взрослый берётся за изучение языка с абсолютного нуля и в детстве не выучил ни одного слова - тут результат будет плачевный.
Так что изучение иностранного языка (по выбору) в школах - вещь необходимая и полезная.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Глава спч о профанации с мигрантами в метро москвы. кто должен учить чужой язык - мы?
Глава спч о профанации с мигрантами в метро москвы. кто должен учить чужой язык - мы?
30
Ваши новости 14:01 15 ноя 2021
Кому нужен силикон, когда есть такие природные сокровища?!
Кому нужен силикон, когда есть такие природные сокровища?!
18
Мужской журнал 07:26 01 дек 2017
Не только для сушки полотенец: зачем нужен полотенцесушитель в ванной?
Не только для сушки полотенец: зачем нужен полотенцесушитель в ванной?
0
Все о работе руками 06:01 16 окт 2024
Язык, который все славяне понимают без перевода: как он построен
Язык, который все славяне понимают без перевода: как он построен
9
Мужской журнал 11:00 04 авг 2019
Кому нужен UAZ Patriot в США
Кому нужен UAZ Patriot в США
0
Авто-Тема 22:00 19 ноя 2021
Что язык может рассказать о вашем здоровье
Что язык может рассказать о вашем здоровье
3
Мужской журнал 03:01 10 мар 2022
Кому нужен был ЗиЛ "Бычок" с половинкой кабины
Кому нужен был ЗиЛ "Бычок" с половинкой кабины
0
Авто-Тема 10:16 13 фев 2022
Только пинки должны быть от души. От всей русской души.
Только пинки должны быть от души. От всей русской души.
18
Ваши новости 08:00 09 апр 2019
Куат - инициативный дурак или иностранный агент
Куат - инициативный дурак или иностранный агент
2
Ваши новости 23:28 19 авг 2021
Заточите все ножницы и ножи дома. Единственный реально рабочий метод
Заточите все ножницы и ножи дома. Единственный реально рабочий метод
7
Все о работе руками 15:23 20 фев 2023
Откуда предковый язык Британии? Уникально ли совпадение лексики англичан с русской?
Откуда предковый язык Британии? Уникально ли совпадение лексики англичан с русской?
11
Мужской журнал 11:01 23 окт 2020
Секрет лотка для яиц. Оказывается, в него помещается не 10, а 14 яиц
Секрет лотка для яиц. Оказывается, в него помещается не 10, а 14 яиц
4
Все о работе руками 10:20 Вчера

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства