В чем причина столь острых противоречий между Ираном и Соединенными Штатами Америки? Кто-то скажет «нефть» и будет, безусловно, прав. Но это верно только отчасти. Вторая не менее значимая причина в том, что именно Иран первым наглядно показал миру, что возможности США, этой самой крупной и влиятельной державы, в стремлении диктовать миру свои условия ограничены
А все так хорошо начиналось для Штатов. Традиционный, можно сказать рутинный государственный переворот, организованный спецслужбами США и Великобритании в 1953 г., убрал законно избранного премьер-министра Ирана М. Моссадыка за то, что он перед лицом английских и американских нефтяных ТНК осмелился отстаивать экономические интересы своей страны. Эти американские кровососы выкачивали всю иранскую нефть практически бесплатно. Дело доходило до того, что для собственных нужд Иран был вынужден закупать нефть у Советского Союза!
Казалось, что дальше все пошло по плану: США сильно укрепили своё экономическое (в лице американских нефтяных ТНК) и политическое влияние в стране. В 1955 году был создан блок СЕНТО (Багдадский пакт, куда вошел Иран), направленный против «коммунистической угрозы и антизападных сил» в регионе.
Однако довольно скоро блок распался. Произошло это в результате исламской революции 1979 года.
В Иране США совершили одну из своих фатальных политических ошибок. И дело не только в том, что они потеряли своё политическое влияние в стране, что проамерикански настроенные политики были удалены из иранского правительства, а американские нефтяные ТНК были изгнаны из Ирана. Поражение было и политическим, и экономическим.
А еще и в том, что их политики и стратеги проморгали куда более значимый момент – приход к власти в Иране шиитского духовенства. Это была первая в истории религиозно-политическая революция, которая дала миру образец политического устройства страны на основе шариата.
Такой сценарий способствовал появлению в исламе бесчисленного количества религиозно-политических течений экстремистского толка, которые далеко не всегда были связаны с иранским руководством, а зачастую были враждебны ему, как, например, суннитские исламисты в Саудовской Аравии. Просто они взяли на вооружение пример Ирана: политическую власть в стране можно завоевать и удержать с позиций исламского экстремизма. Многие при этом открыто скатились до идей исламского терроризма. И сегодня их расплодилось бесчисленное множество в странах с преобладающим мусульманским населением. Оттуда они расползаются по миру.
Как известно, слаб не тот политик, который делает ошибки, а тот, кто не извлекает уроков из своих промахов.
Американские же стратеги не только не считают нужным извлекать уроки из своих ошибок, но и пытаются всеми силами усугублять их.
Поняв, что натворили, они возомнили, что смогут оседлать дракона и использовать его в своих интересах. Так родилась идея использовать появившуюся (надо сказать, при прямом участии американских спецслужб) исламскую террористическую организацию «Аль-Каида» для борьбы против советских войск в Афганистане.
Все помнят, чем это закончилось для самих Соединенных Штатов: жуткими террористическими актами, устроенными Аль-Каидой в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 года, кода погибло около трех тысяч человек.
Главное, американцы не сделали основного вывода: нельзя пытаться использовать в политических интересах экстремистов и террористов. Это неизбежно приведет к катастрофе.
Помните историю, как Янукович, желая ослабить Юлию Тимошенко, пасшуюся на поле крайних националистов перед парламентскими выборами, изменил избирательную систему. Выборы были организованы и по традиционным партийным спискам, и по одномандатным округам. Голоса у «девушки с косой», таким образом, частично отобрали, но в Верховную Раду впервые прошли крайние националисты из западных областей, избранные по одномандатным округам. Надо заметить, что главным советником у Януковича по выборам в то время был небезызвестный американский политолог Пол Манафорт. Сегодня его судят в США за какие-то финансовые преступления, но на самом деле за то, что помог стать президентом США Трампу.
В отношениях с шиитской властью в Иране американцы потерпели имиджевое поражение. К этому привел захват в заложники сотрудников американского посольства и их освобождение в результате подписанного в Алжире соглашения, унизительного для такой претенциозной страны. До этого была попытка освободить заложников силой. Неудачная. Это тоже не прибавило авторитета ни руководству США, ни их специальным службам.
Тем не менее после пережитого кризиса экономические связи между Ираном и США постепенно начали налаживаться, поскольку иранское руководство стало проявлять прагматичный подход в вопросах внешней политики.
Но американцы не были бы верны себе, если бы не дали волю своим привычкам властвовать и не попробовали бы добиться осуществления собственных целей для ослабления Ирана силовыми методами.
Они очень умело подтолкнули Ирак к войне с Ираном, а потом способствовали дальнейшему затягиванию военных действий. Это сильно ослабило обе страны в экономическом плане, а людские потери достигли миллиона человек.
В этой войне американцы всемерно поддерживали Саддама Хусейна, что не помешало им чуть позже под надуманными предлогами развязать войну против Ирака, свергнуть бывшего союзника и казнить его.
Напряжение в ирано-американских отношениях служит фактором дестабилизации международной ситуации на Ближнем Востоке уже почти 40 лет.
Иранская революция 1979 года нанесла жесточайший удар по самолюбию американского истеблишмента и породила у него стойкий антииранский синдром. При президенте Обаме все же была попытка вывести отношения с Ираном в цивилизованное русло. А заодно и не допустить появления у него ядерного оружия. Речь идет о т.н. «Совместном всеобъемлющим плане действий» (известном также как «ядерная сделка»), заключенном руководством Ирана, США, России, КНР, Великобритании, Франции — пяти постоянных членов Совета Безопасности Организации Объединённых Наций (СБ ООН), а также Германии.
Однако в 2018 году президент США Дональд Трамп объявил о выходе США из соглашения и анонсировал дополнительные санкции в отношении Ирана.
Что им двигало? Возможно, это было перенесение в международную политику опыта строительного спекулянта: задавить клиента в железных объятиях, а потом, постепенно ослабляя хватку, добиться максимальных уступок при заключении соглашения. Не исключено, что Трамп пытался обратить себе на пользу упомянутый антииранский синдром, которым пропитан американский политикум.
Этот курс был нацелен и на сдерживание успешно возрастающей региональной активности Тегерана. Чтобы обострить социально-экономическую ситуацию стране и усилить протестные настроения определенной части населения для смены впоследствии нынешнего теократического режима.
Трамп в отношении Ирана совершил фундаментальные политические ошибки – расчет на то, что ухудшение экономического положения вызовет рост протестных настроений в отношении режима, явно не оправдал себя.
Конечно, санкции нанесли заметный удар по иранской экономике: произошла резкая девальвация национальной валюты, усилился рост безработицы, снизились темпы экономического роста. Это, естественно, вызвало усиление недовольства многих слоёв населения: мелких и средних торговцев, ремесленников, рабочих, жителей сельских районов – социальной базы режима.
Но стало также очевидным, что, если в Иране и грядет политический переворот, вероятность того, что его возглавят светские или проамериканские силы, крайне мала. Намного больше возможность того, что к власти придет еще более радикально настроенный Корпус стражей Исламской революции (КСИР).
Более того, Америка нанесла чувствительный удар по позициям президента Хасана Роухани и его сторонников, которые стремились наладить отношения с США, теперь они вынуждены встать на позицию резкой критики Вашингтона.
Ядерная сделка, заключенная ранее Обамой, давала шанс на постепенную нормализацию отношений с Ираном, но у Трампа возобладала убежденность, что ситуация быстрее и эффективнее может быть решена силовыми методами.
Трудно сказать, насколько предвидел Трамп реакцию остальных участников ядерной сделки с Ираном и, прежде всего, европейских стран.
Вряд ли Трамп просто пустил это дело на самотек. Американские спецслужбы, используя высокую степень агентурного и технического проникновения в правительственные структуры европейских «союзников», явно проинформировали американское руководство об отношении правительств европейских стран к выходу США из ядерной сделки с Ираном. А позиция России и Китая была заведомо ясной.
Таким образом, позиция ЕС по выходу из ядерной сделки была заранее известна американской администрации и она все-таки пошла на этот шаг! Объяснение этому может быть только одно: Трамп намерен впредь разговаривать со своими европейскими союзниками, включая самых верных и последовательных, таких как Великобритания, исключительно с позиции силы в рамках концепции «Америка прежде всего!»
О том, что это администрации США может и удаться, свидетельствуют два обстоятельства.
Первое – сплоченную линию европейских государств все больше нарушают финансовые и деловые европейские круги, активно выводящие свой бизнес из Ирана, несмотря на заявления политического руководства ЕС об их поддержке, ради чего создаются даже специальные структуры. Что будет с политическими декларациями главы дипломатии ЕС Могерини, если европейский бизнес окончательно уйдет из Ирана?
Второе – Европа продолжает активно поддерживать любые, самые фантастические обвинения в адрес России, выдвигаемые США, Англией или теми же Нидерландами. Это свидетельствует о том, что ЕС при определенных условиях готов выполнить команду из Вашингтона «К ноге!» Готов, вопреки здравому смыслу и инстинкту самосохранения, превратить Европу в основной театр военных действий в возможной в будущем третьей мировой войне.
Интересные порой узоры плетет геополитика! Не прошло и двух десятков лет XXI века, а она все перемешала в земном миропорядке. Исторических вековых врагов сделала чуть ли не союзниками, а союзников развела по разные стороны баррикады. Кто бы мог представить в начале века, что политически объединятся Иран, Турция, Россия и Китай. При этом Турция продолжит формально оставаться членом НАТО? Россия и Китай не так давно воевали между собой за остров Даманский, а сегодня – стратегические партнеры и почти союзники.
Никто в Европе не мог увидеть даже в самом кошмарном сне, что США наплюют на трансатлантическую солидарность ради конкретных экономических выгод для своей страны. Что политические интересы Израиля на Ближнем Востоке будут для очередного президента США (принадлежащего к «богоизбранной» нации) намного важнее политических и экономических интересов верных европейских союзников.
Мощное израильское лобби в Вашингтоне еще не раз скажет свое веское слово при определении приоритетов внешней политики США.
Используя традиционную слабость американцев к маленьким победоносным войнам, израильтяне, которых не на шутку волнует возможность появления у Ирана ядерного оружия и передовых ракетных технологий, убеждают Вашингтон, что Иран для него – удобный «случай», где можно отработать приёмы «ближнего боя». А публичная порка Ирана представляется как «маленькая победоносная война». Основная задача при этом – смена режима в Иране. Некоторые высокопоставленные государственные деятели даже открыто об этом говорят в своих заявлениях!
Смена власти нужна для дестабилизации и разрушения иранского государства по уже отработанному в Ираке и Ливии сценарию.
В иные времена смена руководства произошла бы непременно, но сегодня ситуация кардинально иная. Иран пользуется большой международной поддержкой, позволяющей нивелировать американские экономические санкции. Иранскую нефть – основной экономический ресурс страны – сегодня с большим удовольствием закупают Китай, Индия, Турция и ЕС. Но главное, что покупается она не за доллары, а за национальные валюты. Это сильнейший удар по доллару как основной мировой резервной валюте.
Пятерка государств, оставшихся в ядерном соглашении с Ираном, официально заявила о создании финансового механизма расчётов с Тегераном. Среди этих стран по одну сторону баррикады оказались непримиримые противники – Россия и Великобритания. Данное соглашение стало одним из самых чувствительных дипломатических поражений Госдепартамента и администрации США.
Иран стал первым камнем преткновения для Соединенных Штатов в деле восстановления своего безраздельного господства на Ближнем Востоке.
А контрольный выстрел для янки в этом регионе – провал политики по развалу Сирии. Благодаря помощи САР со стороны России, Ирана и Турции не сработал рецепт, успешно отработанный американцами в Ираке, Ливии и Афганистане.
Закат могущества США на Ближнем Востоке является яркой демонстрацией ослабления общего политического влияния Соединенных Штатов.
Трамп развязал экономическую войну со всем миром в расчете на скорую победу. Но этим дал лишь толчок к сплочению и консолидации сил своих противников, чьи ряды стали все активнее пополняться бывшими союзниками США. Они увидели, что «Акела промахнулся». А это всегда (и по законам политических джунглей тоже) повод для избрания нового вожака стаи.
Геополитика вновь принялась плести свои кружева. А что получится в результате, однозначно сказать пока никто не может. Ясно только, что этими «кружевами» нынешние американские власти вряд ли смогут прикрыть сделанные ошибки и украсить свое правление.
Сергей Кузнецов
Комментарии (1)