В СССР в армию старались попасть все. Социально-коммунистическая пропаганда вкупе с влиянием комсомольской организации были настолько сильны, что не попавших на срочную службу по состоянию здоровья на полном серьезе жалели и считали ненастоящими мужиками. Тех же, кто отказался идти в армию на почве религиозных или политических убеждений, и вовсе считали ненормальными.
В деревне к таким людям относились как к неполноценным, в городе же им было несколько проще затеряться. Но и здесь комсомольские комитеты не дремали и стремились регулярно предать позору граждан, которые осмелились уклониться от священного долга Родине и написали заявление об отказе от воинской службы по причине своих убеждений.
Военкомат – место, полное неприветливых людей в погонах.
Разумеется, основная масса таких заявителей ссылалась на принадлежность к пацифистской религии, ведь доказать свои политические взгляды было намного сложнее, да и опаснее. Тем более что отказ от службы по причине религиозных убеждений в разные периоды времени был совершенно законен, а вот иметь отличные от политики партии убеждения было чревато. В законодательстве не существовало возможности избежать срочной службы по этой причине. Настаивать на своей точке зрения было чревато потерей свободы.
В 1987 году в стране многое изменилось. В том числе это коснулось и положения убежденных уклонистов. Дело в том, что Комиссия по правам человека ООН приняла резолюцию, которая предписывала признать за такими гражданами право «проявление свободы мысли, совести и религии».
Несмотря на государственную политику, в СССР все же не брали в армию представителей некоторых религиозных течений.
Вот такие повестки получали советские призывники.
Так, в конце 80-х годов от срочной службы освобождались баптисты. Но добиться такого освобождения было не так-то просто. Нужно было доказать, что человек исправно посещал службы, занимался духовными исканиями в рамках своей конфессии и строго придерживался пацифистского мировоззрения.
Помимо религиозных причин, можно было уклониться от службы «по блату» или с помощью банальной взятки. Заплатив немалую по тем временам сумму, страждущий получал военный билет с соответствующей отметкой согласно Закону о воинской обязанности.
Откуда взялись эти основные способы уклонения от армии? По всей видимости, это явление уходит своими корнями в историю: еще в 20-е годы ХХ века, во время проведения массового призыва в ряды РККА, членам военно-врачебных комиссий негласно рекомендовалось выявлять тех, кто уклонялся путем дачи взятки, болезни или религиозной принадлежности и стараться привлекать их к службе.
Военно-врачебная комиссия решает судьбу призывника. Может, он отправиться домой, а, может быть, и к месту несения службы.
Эти причины плавно перекочевали и в более позднее советское время. Единственное отличие — если в начале века взятку чаще давали «натурой», то есть самогоном или продуктами, то позже в ход шли преимущественно деньги. Величина суммы зависела от должности берущего лица.
При этом, как правило, одним человеком дело не ограничивалось, потому что решение об освобождении от срочной службы принималось коллегиально. Обычно участвовали военком, председатель медицинской комиссии и секретарь военкомата. При получении взятки им приходилось придумывать причину для освобождения от службы. Это могла быть статья 36-я Закона о воинской обязанности (освобождение по состоянию здоровья), статья 34-я (семейные обстоятельства), статья 35-я (продолжение образования).
Это основные причины, по которым давались отсрочки от прохождения воинской службы.
В СССР в начале 70-х годов в богатых семьях было принято, что матери чуть ли не с момента рождения сына заботились о том, чтобы к призывному возрасту у сына был «правильный» психиатрический диагноз, который бы позволял получить освобождение от службы, но при этом не осуждался в обществе. К примеру, это лунатизм, эпилепсия, разные типы неврозов.
Так что в организации получения отсрочки от армии участвовали еще и педиатры, которые принимали детей в поликлиниках по месту жительства. Единственный негативный эффект от такого способа уклонения—это то, что советские кадровики при приеме на работу требовали предъявить военный билет и якобы больным в трудоустройстве отказывали. Хотя, конечно, детей высокопоставленных родителей это не касалось.
Ну а кто не хотел уклоняться от военной службы, конечно же шли в ряды армии и принимали присягу.
Встречается заблуждение, что уклонистам в СССР не выдавался на руки военный билет, однако это не так. Напротив, конечной целью мероприятия по освобождению от срочной службы как раз и было получение этого заветного документа с правильной отметкой в нужной графе.
Если была предоставлена только отсрочка от воинской службы, то по ее окончании следовало снова явиться в военкомат и снова предоставить документально подтвержденные основания для ее продления. Правда, обычно продление оформлялось проще и быстрее, чем при первоначальном обращении.
Ситуация в стране напрямую влияла на численность призыва в армию. Как только начиналась какая-либо общественно-политическая нестабильность, число уклонистов начинало расти. Так было во время войны в Афганистане, а также в «лихие» 90-е годы.
Военкоматы изобретали разные способы для выдачи военного билета за взятку. Так, зачастую оформлялись документы, которые свидетельствовали, что призывник якобы уже отслужил срочную службу на территории уже отделившихся бывших советских республик.
В результате неразберихи, возникшей в перестройку, проверить истинность этих сведений было крайне затруднительно, поэтому этот способ был одним из самых популярных у уклонистов.
Постепенно появлялись и другие причины для отсрочки от военной службы. Так, если мужчина женился и заводил двоих детей, он полностью освобождался от призыва. В связи с этим были зафиксированы многочисленные случаи женитьбы на матерях одиночках, зачастую фиктивной.
Но следует признать, что в основном в СССР лица, уклонившиеся от военной службы, не могли чувствовать себя спокойно. Все-таки в то время общество склонно было рассматривать такого человека как неполноценного гражданина страны.
Комментарии (3)