Новости, политика, экономика, общество

Как СССР стал великой танковой державой

100 лет назад, 31 августа 1920 года, из цехов нижегородского завода «Красное Сормово» выехал первый советский танк. Это была переработанная под отечественное производство копия одного из трофейных «Рено», танка времен еще Первой мировой. 20 лет спустя Советский Союз станет великой танковой державой, которая единственная в мире выдержит удар самой сильной армии Европы.

Непростое начало

Последствия Гражданской войны для России были тектоническими – они полностью изменили страну. И дело тут не только в идеологии –восстанавливать разрушенное приходилось долго и тяжело. Но были и положительные моменты – например, красноармейцы поназахватывали самых разных танков. Были среди трофеев не только «ромбовидные» британцы и всякая подобная экзотика, но и французские легкие танки «Рено».

Именно их компоновка – одна башня с основным вооружением, экипаж спереди, двигатель в изолированном отсеке сзади – и стала классической, самой оптимальной. Именно этот, сравнительно простой и эффективный танк, и решили копировать на отечественном заводе. Всего «русских Рено» выпустили 15 штук. Они не успели ярко повоевать, но опыта на внедрении в серию первого танка было набрано немало.

 

Чтобы его закрепить, в 1926 году решили сделать куда большей серией концептуально близкий к «русскому Рено» танк. Но – весом полегче, скоростью побольше и вооружением помощнее. И желательно, подешевле. И вдохновляясь уже итальянским «Фиатом», родили 5,3-тонный МС-1 – первый советский крупносерийный танк, изготовленный тиражом почти тысячу экземпляров.

Поиск концепции

Итак, с налаживанием производства и разработкой все было понятно. А затем начались метания. Ясно было одно – молодой СССР находится в кольце если не врагов, то как минимум недружественных или потенциально недружественных стран. Страна была бедная и истощенная Гражданской войной. Но своеобразная фора у нее имелась – было понимание, что большая война впереди неизбежна, и к ней надо готовиться.

Было ясно, что танки будут одним из важнейших вооружений будущих войн. Но какие танки делать? Сколько у них должно быть башен? Какая максимальная масса? Производить ли один тип танка (тогда можно будет сделать больше) или расширить номенклатуру боевых машин, каждую под свою задачу?

Отвечать на эти вопросы можно было лишь методами проб и ошибок. Советские инженеры и танкисты не стыдились использовать зарубежный опыт. Стремились закупить все представляющие интерес зарубежные образцы. А если что-то продавать не хотели, то пытались выведать про это как можно больше.

 

Взять, к примеру, британский пятибашенный танк «Индепендент». В концерне «Виккерс» его советским специалистам, конечно, показали, но говорить конкретику и уж тем более продавать – отказались. Понимающе кивнув менеджерам, посланец Москвы пошел к инженерам. Сделал вид, что «Индепендент» уже куплен, и начал расспрашивать про особенности конструкции. И те ему с радостью обо всем рассказали.

Кстати, о многобашенности – в СССР, как и во всем мире, активно экспериментировали с этой схемой, рождая и пуская в серию двух-, трех-, и пятибашенные танки. Но в итоге от этой схемы отказались, поняв, что кратное увеличение орудий не дает такого же роста эффективности огня – управлять им на поле боя командиру крайне непросто. Но выпустить полсотни пятибашенных Т-35 и полтысячи трехбашенных Т-28 все же успели.

В итоге удалось создать внушительный танковый парк: было произведено более 11 тысяч танков Т-26 для сопровождения атакующей пехоты и семь тысяч скоростных колесно-гусеничных танков БТ. Корни у них были все еще иностранные. Т-26 вдохновлялся 7-тонным танком «Виккерс», а БТ был рожден посредством радикальной переработки танка американского конструктора Джона Уолтера Кристи. Подвеска американского конструктора была выбрана не в последнюю очередь потому, что не избалованный госконтрактами изобретатель охотно согласился продать свою схему и помочь наладить производство.

Тем не менее опыта было набрано достаточно, чтобы окончательно перейти на танки полностью своей конструкции. Повод для такого переворота нашелся быстро.

Противоснарядная броня

Им стала гражданская война в Испании – самый знаменитый «прокси-конфликт» 30-х годов, в котором у советских танкостроителей появилась возможность проверить свои детища в бою. Результаты были неоднозначные. Внезапно оказалось, что скорострельная противотанковая артиллерия успела распространиться сильнее, чем предполагалось. Когда оснащенные противопульной броней БТ и Т-26 пытались прорвать оборонительные рубежи, их встречали множественные противотанковые пушки. Замаскированные, быстро стреляющие, они легко пробивали броню и наносили танкистам чувствительные потери.

И это в полунищей Испании, которую, конечно, поддерживали фашисты с нацистами, но отнюдь не вкладывались туда в полную силу. А что будет, если придется иметь дело со страной посерьезнее? У которой совершенно точно будет больше противотанковых орудий на километр фронта.

Стало ясно – надо срочно разрабатывать и внедрять в производство танки с противоснарядным бронированием. Останемся с БТ и Т-26 – нас точно сомнут. Поэтому советские инженеры принялись чертить свои проекты. Победителями вышли знаменитая «тридцатьчетверка» (Т-34) и тяжелый КВ. Последний приняли на вооружение едва ли не сразу после первого испытания на войне с финнами, как только высшее руководство страны ознакомилось с отчетом с поля боя. Всех впечатлил град снарядов, выдержанный танком – такой «Клим Ворошилов» стране точно нужен.

Затем была битва за продукцию. Новые танки были сложнее и больше массовых «старичков», а производить их следовало быстрее и больше, да еще и на большем количестве заводов – в Европе уже грохотала Вторая мировая война. Она неизбежно должна была прийти и в Советский Союз – и к этому моменту надо было быть готовыми любой ценой.

 

В итоге к 22 июня 1941-го в войсках имелось 1300 танков новых типов – КВ и Т-34. Это были грозные машины. Но отнюдь не неуязвимые – неуязвимого на войне принципиально не существует. Они еще были сыроватыми – и часто ломались на маршах. Тем не менее основу за 20 лет заложить удалось.

Имелась конструкторская школа, способная быстро и эффективно улучшать танки под быстро меняющиеся требования. Резерв квалифицированных рабочих и станочного парка – чтобы воплощать эти конструкции в реальность. И тактика применения танков, командиры и сами танкисты. По ряду параметров на начало войны все эти аспекты не были отточены идеально, многое не было, грубо говоря, «лучшим в мире». Но все это было достаточным для того, чтобы пережить страшный удар, выстоять и начать бить самим – и по итогам самой масштабной войны в истории человечества все-таки победить.


Источник: Как СССР стал великой танковой державой
Опубликовал:
Теги: скорость история война вооружение СССР

Комментарии (10)

Сортировка: Рейтинг | Дата
alex konon
Как всегда, побеждали не умением, а числом.
Алексей Кирсанов
Как в лужу... Мобилизационный резерв СССР и стран "гитлеровской каолиции", промышленность и... И вот так...без умения...одним числом... Но в Берлине!
Георгий Ситнянский
К 22 июня 1941 было не 1300, а 2111 Т-34 и КВ (1400 первых и 711 вторых), и есть основания полагать, что они одни были сильнее всех 3712 танков Вермахта (про чудеса, творившиеся КВ, и на здешних форумах несколько статей было).
Бузыкин Александр 
Сильнее один на один в дуэли. Но стратегия блицкрига не предусматривала таких дуэлей. Концентрированные удары вермахт наносил в стык механизированных корпусов РККА, усиливал прорыв мобильными частями (в большинстве случаев обычной пехотой на грузовиках) и постоянно поддерживал максимальный темп наступления моторизованными частями. Постоянная координация и взаимодействие передовых танковых батальонов с люфтваффе (особенно с Ju-87) позволяли легко подавлять либо обходить очаги противотанковой обороны РККА.
При такой тактике наступательных операций немцы свели преимущества советских КВ-1 и Т-34-76 практически к нулю. Гудериан в своей книге говорил, что если бы летом 1941 Pz.III и лёгкие "двойки" имели только противопульное бронирование (что было близко к реальности), то и тогда успех был бы практически таким же. В условиях когда люфтваффе господствовало в воздухе, крупные транспортные узлы и шоссейные магистрали контролировались немцами, а темп движения моторизованных дивизий вермахта значительно превышала скорость ответных действий КА... число и ТТХ советских машин имело второстепенное значение. Красная армия в 1941 не умела правильно использовать танковые части, а немцы умели. Стратегически и тактически вермахт превосходил нас тогда на две головы.
Alexander Kostuchenko 
Увы. Сильнее они не были всилу трех причин. Во-первых у командования РККА было весьма смутное представление что с ними делать и как использовать. Отсюда огромные небоевые потери по причине поломок и отсутствия ГСМ на протяженных маршах. Во-вторых отсутствие необходимой логистики, топливо и запчасти подвозили в подавляющем большинстве случаев гужевым транспортом, соответствено и скорость продвижения мехкорпусов равнялась скорости передвижения телеги с лошадью. Ну и в-третьих, машины были откровенно сырыми и недоработанными и после каждых 60-100км пробега нуждались в более-менее серьезном ремонте, а запчасти... см. выше. Вот и получалось, что из ста танков выходивших из части, до места боя, добиралось хорошо если 10 и то нередко "в состоянии нестояния".
Бузыкин Александр 
Плюс ещё и неправильное организационно-штатное построение войск. Мехкорпус включал в себя очень мало автотранспортных частей и много гужевого транспорта, стрелковые полки мехкорпуса практически не могли следовать за танками. Бронетехника на марше была открыта с флагов для противотанковой артиллерии врага. Мехкорпус не имел зенитной артиллерии.
А самое главное - мехкорпусу РККА в начале войны для нанесения удара требовалось не менее 5-6 дней для того, что бы только выйти в район дислокации. Моторизованные дивизии вермахта успевали обойти эти районы и контрдействия КА оказывались неактуальными. Корпуса вводили в бой по частям, разрозненно и немцы легко отражали контрудары.
Бузыкин Александр 
Командный состав мехкорпусов тоже оставлял желать лучшего. Очень редко ими командовали танкисты, чаще выпускники общевойсковых училищ и академий. Они просто не понимали особенностей применения танков и ставили заведомо невыполнимые задачи перед командирами дивизий. Предписывалось вступать в бой с марша, минуя этапы развертывания колонн в предбоевой и боевой порядок. "Штуки" имели просто сказочную возможность накрывать с отвесного пикирования скопления техники. Очень часто в районы сосредоточения прибывали неполные экипажи и доукомплектовывались экипажи прямо с колёс на ходу...
андрей кувалдин 
У немцев внезапность! У нас полная неожиданная оппа.
Багдат Кабдоллиев 
Если не ошибаюсь, 1970-х в мире насчитывалось 100 000 танков, из них 68 000 принадлежали СССР! Потом сократили до 55 000!
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Россия вновь стала великой державой
Россия вновь стала великой державой
1
Ваши новости 09:01 12 окт 2017
О потерях в Великой Отечественной. Ещё раз и с ненавистью
О потерях в Великой Отечественной. Ещё раз и с ненавистью
363
Мужской журнал 08:57 31 дек 2018
Ахеджакова готова отказаться от званий и наград, чтобы глумиться над Великой Отечественной
Ахеджакова готова отказаться от званий и наград, чтобы глумиться над Великой Отечественной
102
Ваши новости 13:01 05 окт 2021
России предлагают ложный выбор между великой державой и социальной справедливостью
России предлагают ложный выбор между великой державой и социальной справедливостью
2
Ваши новости 09:02 08 ноя 2018
«Немцы не ожидали»: что творилось в первые часы Великой Отечественной
«Немцы не ожидали»: что творилось в первые часы Великой Отечественной
48
Мужской журнал 08:01 31 авг 2021
Почему Китай не сможет стать главной державой планеты
Почему Китай не сможет стать главной державой планеты
45
Ваши новости 00:30 29 апр 2021
Boston Review: Гениальная стратегия Путина сделала Россию великой державой
Boston Review: Гениальная стратегия Путина сделала Россию великой державой
0
Ваши новости 02:02 14 сен 2017
Ковался ли в СССР германский меч?
Ковался ли в СССР германский меч?
42
Мужской журнал 09:01 04 окт 2019
Банно-прачечные отряды на Великой Отечественной: кто там служил
Банно-прачечные отряды на Великой Отечественной: кто там служил
15
Мужской журнал 09:41 04 фев 2018
Неизбежность Второй мировой и Великой Отечественной войн
Неизбежность Второй мировой и Великой Отечественной войн
3
Мужской журнал 09:00 16 авг 2021
Пришло время восстановить в правах флаг СССР – эксперт
Пришло время восстановить в правах флаг СССР – эксперт
90
Ваши новости 08:01 13 май 2021
Можно ли умереть от смеха
Можно ли умереть от смеха
0
Читайте самую соль! 17:35 Сегодня

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства