МИР ЛОВИЛ ЕГО И НЕ ПОЙМАЛ
Мы – люди крайностей в бескрайней стране.
Если любим - до обожествления объекта.
Если ненавидим – затопчем под радостное улюлюканье собратьев по ненависти.
Нам только дай повод. Или знак. Желательно – сверху.
Иногда знак подается с самой что ни на есть верхотуры, когда Всевышний призывает на Суд того, кого мы допрежь судили по своим убогим понятиям или на основании точки зрения, именуемой официальной.
Мы невероятно пластичны в равном умении клеймить позором и до смерти душить в объятиях.
У нас – либо диссидентствующий рыцарь без страха и упрека, либо – жалкий отщепенец, клеветник и наймит.
Часто – в одном лице. В соответствии со спущенной разнарядкой.
Высоцкий – огромное социальное явление .
Не борец с режимом, не «гений чистой красоты», не глашатай и провозвестник демократических перемен.
Он – талант, не вписавшийся в жесткие идеологические схемы своего времени.
Не хотел или не мог вписаться?
Хотел, очень хотел!
Вполне выездной обладатель одного из первых в Москве «мерседесов» и муж знаменитой французской красавицы ,он страстно мечтал быть опубликованным в советских журналах, мечтал издать в СССР книжку
своих стихов и стать членом Союза писателей!
При оглушительной популярности, зачем ему было нужно это жалкое официальное подтверждение профессионального литературного статуса?
В ресторан ЦДЛ его не пускали без предъявления членского билета?
Или он жаждал путевок Литфонда в какой-то занюханный Дом творчества?
Да его лицо было вездеходным пропуском в любой начальственный кабинет, не говоря уж о местах писательского общепита или заповедных угодьях массового производства нетленок!
Тогда зачем?
А все просто. И пусть истеричные апологеты и многоумные толкователи его творчества обрушат на меня град каменьев и праведный гнев, но: Владимир Семенович Высоцкий был человеком советским!
Это не хула и не похвала, это – констатация и ключик к его стихам и поведенческим стереотипам.
И все его поэтическое творчество – очень советское.
Высоцкий – зеркало, беспощадное зеркало своего времени.
И еще он – человек, живший с «содранной кожей».
И, конечно, Артист по своей природе.
Этот высокий божий дар позволял ему быть органичным в бесконечном карнавале масок, которые он с удовольствием примерял на себя, превращаясь в стихах то в дебильноватого забулдыгу с прокуренной кухни, то в безоглядного и угрюмого бойца штрафного батальона, то в романтичного бородатого покорителя горных вершин.
А страна узнавала в нем себя и время.
И радовалась этому узнаванию, иногда обижаясь на неумолимость зеркала.
Смешны и нелепы споры о том, каким был бы Высоцкий сегодня, какие бы стихи он сегодня писал?
Да никакие! А если бы писал – кто бы их читал сегодня? Кто сегодня вообще читает стихи?
Уход гениев предопределен свыше. Они всегда уходят вовремя.
К ним неприменимо сослагательное наклонение.
Ненавижу нынешние телевизионные концерты «памяти» Высоцкого!
Нестерпимо видеть, как пустоглазая попсарня разевает свои рыбьи рты под фонограммы с примодненным саундом! Это циничнее и пошлее любого «Дома- 2»!
Нестерпимо видеть мертвую маску – плод титаничеких усилий гримеров,- с глазами Безрукова!
Кажется, что увидев эту вакханалию,Высоцкий грустно примерил бы к себе эпитафию великого философа Григория Сковороды:
«Мир ловил меня и не поймал».
Аркадий Кайданов.
На фото - памятник Высоцкому во Владивостоке
Комментарии (1)