Новости, политика, экономика, общество

Может ли Россия прекратить войну на Кавказе и следует ли ей это делать?

Эта война официально ведётся между Азербайджаном и (непризнанной) Республикой  Нагорный Карабах (РНК) ака « Республика Арцах» (РА), которую я буду называть просто Нагорным Карабахом или НК. Как часто бывает в таком случае, реальность намного более запутана. С одной стороны Турция Эрдогана с первого дня глубоко вовлечена в конфликт (да на самом деле намного ранее), а Армения полностью поддерживает НК со времени распада Советского Союза. Всё ещё хуже: Турция является членом НАТО, а Армения — членом ОДКБ. 

 Итак, война, начатая из-за относительного небольшой и отдалённой территории, в теории начнёт международную ядерную войну. Хорошая новость в том, что никто в НАТО или ОДКБ не хочет такой войны, особенно поскольку технически говоря, НК не является частью Армении (Армения до сих пор даже не признала республику!) и, следовательно, не находится под защитой ОДКБ. А поскольку нет никаких нападений на Турцию, по крайней мере пока, у НАТО тоже нет причин вмешиваться.

Мне следует тут упомянуть, что в смысле международных законов НК является неотъемлемой частью Азербайджана. И всё же почти все согласны, что есть разница между самим НК и некой зоной безопасности, которую армия НК создала вокруг НК (см карту).

(отметим:  Нахичеванская Автономная Республика является частью Азербайджана).

Однако на местах реальность весьма отлична, так что давайте взглянем на позиции каждого действующего лица по очереди, начиная с той стороны, которая начала войну — Азербайджана.

Азербайджан реформирует и перевооружает армию с тех пор, как его силы потерпели полное поражение во время войны  1988-1994 годов. Более того, для президента Алиева эта война представляет то, что может оказаться лучшим и последним шансом нанести поражение силам НК и Армении. Большинство наблюдателей согласны, что если Алиеву не удастся добиться по крайней мере видимости победы, он потеряет власть.

Армения была бы вполне счастлива сохранить статус-кво и продолжать формировать одну страну с НК де-факто, одновременно де-юре оставаясь двумя странами. И всё жё, живя в жёстком и опасном «соседстве» с кавказцами, армяне никогда не забывали, что они окружены более или менее враждебными странами, равно как и продолжают прекрасно быть в курсе нео-оттоманской идеологии Эрдогана, которая раньше или позже сделает войну неизбежной.

Иран, про который часто забывают, прямо в конфликт не вовлечён, по крайней мере пока, но в целом симпатизирует Армении, в основном из-за того, что нео-оттоманская идеология Эрдогана представляет опасность для всего региона, в том числе и Ирана.

Турция играет основную роль за сценой в перевооружении и реорганизации сил азеров. Так же, как это было в Ливии. Турецкие атаки беспилотниками используются с великолепной эффективностью против сил НК, несмотря на то, что армяне обладают некой весьма достойной системой воздушной обороны. Что до самого Эрдогана, эта война — его последняя попытка представить себя неким нео-оттоманским султаном, который объединит все тюрко-говорящие народы под своим правлением.

Один из главных просчётов в отношении этого конфликта состоит в предположении, что Россия всегда была и всегда будет на стороне Армении и НК, но хотя это определённо верно для России до 1917 года, это совсем не так сегодня. Почему?

Давайте рассмотрим позицию России в этом конфликте.

Во-первых, давайте уберём очевидное: Армения (должным образом, в отличие от НК) является членом ОДКБ, и если кто-либо (в том числе Азербайджан и/или Турция) нападут на Армению, Россия скорее всего вмешается и прекратит нападение, либо политическими, либо военными средствами. Учитывая, что Турция делала с армянским народов во время печально известного  геноцида армян 1914-1923 годов, это очень даже имеет смысл: по крайней мере теперь армянский народ знает, что Россия никогда не позволит произойти ещё одному геноциду, и турки это тоже знают.

И всё же, всё не так просто.

Например, Россия продала некоторые передовые системы вооружений Азербайджану (см.   здесь хороший пример). На самом деле отношения Владимира Путина и Ильхама Алиева, как известно, очень тёплые. И хотя верно, что Азербайджан покинул ОДКБ в 1999 году, Россия и Азербайджан вернули очень хорошие отношения, которые кое-кто характеризует даже как партнёрство или альянс.

Более того, Азербайджан немного лучший партнёр для России чем Армения, особенно после финансировавшейся Соросом  «цветной революции» 2018 года, которая привела к власти  Никола Пашиняна. С того момента, как Пашинян пришёл к власти, Армения стала следовать некоей «многовекторной» политике, которую проводила и Белоруссия, когда Лукашенко пытался бросить Россию и интегрироваться в зону доминирования ЕС/НАТО/США. Два крупнейших различия между Белоруссией и Арменией таковы: а) белорусы и русские составляют одни народ, и б) Россия не может себе позволить потерять Белоруссию, но при этом у русских нет никакой нужды в Армении.

С отрицательной стороны, Азербайджан не только покинул ОДКБ в 1999 году, но и присоединился к  открытой анти-российской организации ГУАМ (со штаб-квартирой в Киеве).

Далее, есть ещё фактор Турции-Эрдогана, как это видит Россия. Проще говоря, русские никогда не будут доверять туркам, которые разделяют нео-оттоманские воззрения и идеологию Эрдогана. Россия уже вела  двенадцать полномасштабных войн против оттоманов, и у неё нет желания позволить туркам развязать ещё одну (которую они чуть не вызвали, сбив российский Су-24М над северной Сирией). Конечно, Россия намного сильнее чем Турция, по крайней мере в военном отношении, но в политическом смысле открытая война с Турцией стала бы катастрофой для целей внешней и внутренней политики России. И, конечно, лучший способ для России избежать такой войны в будущем — полностью гарантировать, что турки осознали: в случае их нападения они потерпят сокрушительное поражение за очень короткое время. Пока это очень неплохо работало, особенно после того, как Россия спасла Эрдогана от поддержанного США переворота против него.

Некоторые обозреватели полагают, что поскольку Россия и Армения – христианские страны, то у первой есть некие моральные обязательства в отношении второй. Я категорически не согласен. Моя основная причина несогласия в том, что русские теперь вполне в курсе отвратительного отсутствия благодарности наших (предположительно) «братьев» и (якобы) «братьев во Христе», продемонстрированного ими, когда в этом нуждалась Россия.

[Замечание: большая часть армян — не православные христиане, а члены Армянской Апостольской Церкви, по большей части миафизиты/монофизиты . К тому же они — не славяне)].

ЕДИНСТВЕННЫЕ славяне или православные, которые продемонстрировали настоящую благодарность России — сербы. Все остальные тут же кинулись продаваться Дяде Шмулю и соперничали друг с другом за «честь» развернуть системы вооружений США, нацеленные на Россию. Истина такова, что как и любая сверхдержава, Россия слишком велика и слишком влиятельна, чтобы иметь настоящих «друзей» (Сербия — прекрасное исключение из этого правила). Русский царь Александр III, как хорошо известно, сказал, что «У России лишь два истинных союзника: её армия и её флот». Ну, сегодня список подлиннее (теперь можно добавить Аэрокосмические силы, ФСБ и так далее), но в смысле внешних союзников или друзей сербский народ (в отличие от сербских руководителей) — единственный истинный друг России (и это несмотря на тот факт, что при Ельцине и его «демократических олигархах» Россия позорно предала многие страны и политических лидеров, в том числе и Сербию).

Затем есть ещё и религиозный фактор, который будучи решающим в прошлом, на самом деле не играет никакой роли в этом конфликте. О, конечно, политические лидеры по обе стороны любят представлять себя религиозными, но это просто пиар. Реальность такова, что и азеры и армяне ставят этнические соображения намного выше религиозных благодаря тому, что поскольку благодаря любезности атеизма бывшего СССР, многие, если не большинство людей в Армении, Азербайджане и самой России ныне – светские агностики с более чем проходящим интересом к «духовным ценностям, выстроившим их национальную идентичность» (или что-то вроде того).

Одна из основных озабоченностей России — переброска управляемых Турцией такфири из Сирии в Азербайджан. Русские уже подтвердили, что это происходит (и французы сообщали об этом), и если это верно, то это даёт России право нанести удар по такфири на территории Азербайджана. Пока эта угроза минимальна, но если она станет реальной, мы можем ожидать, что на сцену выйдут российские крылатые ракеты.

И, наконец, в России есть крупные азербайджанское и армянское сообщества, а это означает две вещи: первое, Россия не может позволить, чтобы этот конфликт проскользнул через границу и инфицировал саму Россию, и второе, есть миллионы русских, имеющих тесные связи с обеими этими странами.

Хотя на данный момент они официально не вовлечены, нам всё же нужно посмотреть хотя бы поверхностно на взгляд Империи на этот конфликт.  Суммируя всё это, я бы сказал, что Империя в полном восторге от этого кризиса, который стал уже третьим на пороге России (ещё два — Украина и Белоруссия). На деле Империя можно очень мало что сделать против России: экономическая блокада и санкции полностью провалились, а в чисто военном смысле Россия намного сильнее Империи. Проще говоря, у Империи просто отсутствует то, что нужно, чтобы взяться за Россию всерьёз, а вот устраивать конфликты по периметру России действительно легко.

С одной стороны, внутренние административные границы СССР абсолютно не соответствовали местам проживания различных этносов бывшего Советского Союза. При взгляде на них следовало бы простить за мысль, что они были проведены именно так, чтобы создать максимальную напряжённость между многими этническими группами, разделёнными на отдельные куски. К тому же нет никакой логики в признании права бывших советских республик на отделение от Советского Союза и отказе в этом праве тем местным административным образованиям, которые теперь хотят отделиться от вновь созданных республик, быть частью которых они не хотят.

Второе, многие, если не все так называемые «страны» и «нации», которые внезапно появились после распада Советского Союза не обладают никакими историческими реалиями. Как прямой результат этого, это новорождённые «нации» не имеют исторических оснований, корней, и не имеют понятия, что на самом деле означает независимость. Некоторые нации, подобно армянам, обладают глубокими корнями, уходящими в древность, но их нынешние границы поистине ни на чем не основаны. Как бы то ни было, Дяде Шмулю крайне легко влезть в это новые независимые страны, особенно поскольку многие (или даже большинство?) этих государств считают Россию врагом (благодаря преобладающей идеологии Империи, которая была навязана по большей части невежественным людям бывшей советской периферии). Результат? Насилие или даже война по всей периферии (которую русские считают «ближним зарубежьем).

Я думаю большинство русских понимают, что хотя была заплачена большая цена, но отрезание бывшей советской периферии от России стало скрытым благословением. Это подтверждается бесчисленными опросами, которые показывают, что русские в целом весьма подозрительны в отношении любых планов вовлечения Российских Вооружённых Сил в конфликты за пределами России (например, потребовался весь вес авторитета Путина, чтобы убедить русских, что российская военная интервенция в Сирии была хорошей идеей).

Есть и ещё одна вещь, которую мы всегда должны помнить: при всей глупости США и западной пропаганды в отношении России, а позже СССР как «тюрьмы народов» (малые нации намного лучше выживали в этой «тюрьме», чем при «демократическом» правлении европейских колонизаторов по всему миру), истина такова, что из-за неистово русофобских взглядов советских коммунистов (по крайней мер до Сталина — он развернул эту тенденцию), советские «периферийные» республики все жили намного лучше, чем «остальная Россия», которую Советы называли РСФСР. На самом деле советский период был  во многом благословением для всех нерусских республик Советского Союза, и только теперь, при Путине, эта тенденция окончательно развёрнута. Сегодня Россия намного богаче, чем страны вокруг её периферии, и у нее нет желания тратить это богатство на враждебную и всегда неблагодарную периферию. Итог таков: Россия абсолютно ничего не должна таким странам, как Армения или Азербайджан, и у них нет никакого права ожидать, что Россия придёт к ним на помощь: этого не будет, по крайней мере если Россия не получит значимого положительного результата от своего вмешательства.

Но всё же давайте теперь рассмотрим причины, по которым Россия могла бы захотеть вмешаться.

Первое, это снова мания величия Эрдогана и враждебность, приводящая в итоге к крайне опасной ситуации для России. В конце концов, всё, что нужно азербайджанцам, чтобы обезопасить открытую турецкую интервенцию, это либо должны образом напасть на Армению, что могло бы привести к российской интервенции, либо, в качестве альтернативы, оказаться настолько быть жестоко избитыми армянами, что Турции пришлось бы вторгнуться, чтобы избежать исторической потери лица и Алиевым, и Эрдоганом.

Второе, для России крайне важно доказать, что ОДКБ имеет значение и эффективно работает по защите государств-членов ОДКБ. Иными словами, если Россия позволит Турции открыто напасть на Армению, то ОДКБ потеряет всё доверие, чего Россия позволить не может.

Третье, для России крайне важно доказать и Азербайджану и Армении, что США скоры на бахвальство и пустые обещания, но ничего сделать на Кавказе не могут. Иными словами, решение этой войны должно быть российским, а не США/НАТО/ЕС. Как только на Кавказе станет ясно, как на Ближнем Востоке, что Россия теперь стала следующим «делателем королей», так весь регион, наконец, вернётся к миру и медленному возвращению к процветанию.

Пока русские крайне осторожны в своих заявлениях. По большей части они говорят, что российские миротворцы могут быть развёрнуты только после того, как все стороны конфликта согласятся на это. На данный момент до этого очень далеко.

Вот что пока произошло: азеры явно надеялись на короткую и победоносную войну, но несмотря на очень хорошее продвижение в подготовке, снаряжении и прочем, азербайджанский блицкриг провалился, несмотря на тот факт, что азербайджанские войска сильнее, чем НК-армянские. Действительно, азеры добились неких первоначальных успехов, но всё это в малых городах, по большей части расположенных на равнине. Но взгляните на топографическую карту района операций, и вы увидите, что наибольшая проблема азербайджанцев такова:

Почти весь НК расположен в горах (отсюда и «нагорный»), и наступательные военные операции в горах это истинный кошмар даже для хорошо подготовленных и снаряжённых сил (особенно в зимнее время, а зима быстро приближается). Там очень немного стран, которые могут успешно вести наступательные операции в горах. Россия входит в их число, а Азербайджан явно нет.

На данный момент обе стороны согласны только в одном: только полная победа может прекратить эту войну. Хотя политически язык подобного рода имеет смысл, но все знают, что эта война не окончится некой полной победой одной стороны и полным поражением другой. Факт остается фактом: азеры не могут захватить весь НК, а армяне (в самой Армении и НК) не могут контратаковать и нанести поражение азерам на равнине.

Прямо сейчас, пока азеры и армяне согласны, что не пойдут ни на что, кроме полной победы, Россия просто не может вмешиваться. Хотя у неё есть военная сила, чтобы вынудить обе стороны к полному прекращению действий, у неё нет законного права это сделать, и помните, пожалуйста, что в отличие от США Россия уважает международное право (потому, что у неё нет планов стать «следующим США» или неким мировым гегемоном, ответственным за сохранение мира во всём мире). Итак, есть лишь два возможных варианта российского военного вмешательства:

  • Прямое (и подтвержденное весомыми доказательствами) нападение на территорию Армении.
  • И азеры, и армяне согласны, что России следует вмешаться.

Я твёрдо верю, что Эрдоган и Алиев сделают всё, чтобы воспрепятствовать первому варианту (хотя будут делать всё, что в их силах, кроме открытого нападения на Армению). Однако инциденты случаются, так что риск быстрой и резкой эскалации конфликта будет оставаться до тех пор, пока обе стороны не согласятся остановиться.

Прямо сейчас ни у одной из сторон нет явной победы, и как ни печально мне писать эти слова, у обеих сторон достаточно резервов (не только военных, но и политических и экономических) продержаться подольше. Однако ни одна из сторон не имеет средств вести долгую и кровавую позиционную войну на истощение, особенно в горных районах. Таким образом, обе стороны, вероятно, уже осознают, что прекратить придётся, раньше или позже (по словам некоторых российских специалистов, мы тут говорим о неделях).

Более того, происходит масса крайне опасных эскалаций, в том числе артиллерийские и ракетные удары по городам и объектам инфраструктуры. Если армян на самом деле загнать в угол, они могут и признать НК, и ударить по энергетической и нефтегазовой инфраструктуре Азербайджана своими передовыми оперативно-тактическими ракетами  « Искандер». Если такое произойдёт, мы может быть практически уверены, что и азеры и турки попытаются напасть на Армению с драматичными и самыми опасными последствиями.

Конфликт может стать намного более кровавым и намного более опасным. Так что в интересах всего региона (но не США) его прекратить. Окажется ли армянское лобби достаточно влиятельным, чтобы надавить на США и заставить занять более продуктивную позицию? Пока США, по крайней мере официально, призывают обе стороны к прекращению огня (как и Франция, и Россия), но все мы знаем, как доверять словам Дяди Шмуля. По меньшей мере, пока нет никаких публичных свидетельств того, что США за кулисами подталкивают к войне (отсутствие таких доказательств, конечно же, не является свидетельством отсутствия подобных действий!).

На момент написания (9 октября) России приходится ждать, когда стороны вернутся в реальность и примут переговорное решение. Если и когда это произойдёт — есть варианты, в том числе сделать НК особым районом в Азербайджане под прямым протекторатом России и/или ОДКБ с российскими силами, развёрнутыми в районе НК. Было бы даже возможно турецкое военное присутствие вокруг НК (и даже некоторых наблюдателях внутри!), чтобы гарантировать, что азербайджанские и армянские силы покинули регион и остаются вне его. Азеры уже знают, что не могут нанести поражение Армении, не рискуя получит российский ответ, и они, вероятно, понемногу осознают, что не могут захватить НК. Что до армян, то разыгрывать карту «многовекторности» здорово и забавно, но Россия больше по этим правилам играть не будет. Её послание простое: «если вы прихвостни Дяди Шмуля, пусть Дядя Шмуль вас и спасает; если хотите, чтобы мы вам помогли, обеспечьте нам весомую причину с чего нам это делать — мы слушаем»

Мне это кажется вполне разумной позицией, я надеюсь и верю, что Россия будет её придерживаться.

Сокол.

PS: последняя новость — Путин пригласил министров иностранных дел Азербайджана и Армении в Москву для «консультаций» (не «переговоров», по крайней мере пока) с Сергеем Лавровым в качестве посредника. Отлично. Возможно, это спасет жизни, поскольку плохой мир всегда лучше хорошей войны.

PPS: последняя новость (9 октября) — русские вынудили Армению и Азербайджан вести переговоры тринадцать часов, но в конце дня обе стороны договорились о немедленном прекращении огня и начале последующих переговоров. Честно говоря, учитывая крайнюю враждебность сторон в отношении друг друга, я считаю этот результат почти чудом. Лавров поистине отработал свое содержание сегодня! И всё же теперь посмотрим, убедит ли Россия обе стороны на деле выполнять это соглашение. Вот перевод первого российского сообщения о таком результате:

Заявление министров иностранных дел Российской Федерации, Республики Армения и Республики Азербайджана


«В ответ на обращение Президента Российской Федерации В. В. Путина и в соответствии с договоренностями Президента Российской Федерации В. В. Путина, Президента Азербайджанской Республики И. Г. Алиева и Премьер-министра Республики Армения Н. В. Пашиняна стороны согласились о нижеследующих шагах:

1. Объявляется о прекращении огня с 12 часов 00 минут 10 октября 2020 г. в гуманитарных целях для обмена военнопленными и другими удерживаемыми лицами и телами погибших при посредничестве и в соответствии с критериями Международного Комитета Красного Креста.

2. Конкретные параметры режима прекращения огня будут согласованы дополнительно.

3. Азербайджанская Республика и Республика Армения при посредничестве сопредседателей Минской Группы ОБСЕ на основе базовых принципов урегулирования приступают к субстантивным переговорам с целью скорейшего достижения мирного урегулирования.

4. Стороны подтверждают неизменность формата переговорного процесса».


Источник: Может ли Россия прекратить войну на Кавказе и следует ли ей это делать?
Опубликовал:
Теги: Закон отношение война Россия

Комментарии (29)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Алексей Сибиряк
Хотят повоевать - пусть повоюют.
Армении надо воспользоваться агрессией Турции и вернуть захваченную турками территорию Западной Армении. Шесть армянских провинций Османской империи — Ван, Эрзурум, Элязыг, Битлис, Диярбакыр, Сивас надо отвоевать, чем восстановить историческую справедливость.
Западная Армения, хоть и осталась в пределах Турции, но так и не стала турецкой землёй.
Вот и продать армянам калибры.
А еще поддержать курдов. Курдистан от Багдада до Стамбула, - вот достойный ответ Турции за ее предательства.
Питер Петренко 
А может тогда Греции вернуть все территории, которые завоевал Александр Великий?!А Монголам все территории, завоёванные Чингиз-ханом.
Валерий Боронин
Россия НИКОМУ НИЧЕГО НЕ ДОЛЖНА!!! Пусть все это или поймут или примут как данное Хотят армяне с азерами биться так не надо им мешать Как надоест так выслушать их инициативы и пригласить на переговоры .... Пока же они только полны решимости и ищут кто-бы за них вписался, а еще лучше повоевал бы Дурей себя ищите в зеркале
И диаспоры предупредить чтоб тихо сидели
Nikolai Baranixin
Коллега, чуть-чуть добавлю. Россия не только НЕ должна вмешиваться в эти "азборки", но и знать свой "политик"( выражение из "Петра 1 А.Толстого). Политик - знать свою выгоду. А выгода для России - вот она. Во-первых, продавать и продавать оружие обеим "горячим парнишам". Это таки деньги.Во-вторых, эта войнушкм должна показать полную никчемность, полную импотенцию и невозможность существования на этой Земле этих квазигосударств. И чтобы до электората этих аулов, хуторов, поселков и уездов дошло, что без России - они полный ноль, и даже меньшею Вот и пусть доходит до них, с кровью и слезьми, повторюсь, сто без русских и России - они просто грязь, глина, навоз. А вот когда навоюются досыта и приползут к Кремлю на коленях, на коленях, мрази! - тогда можно и поговорить об их дальнейшей судьбе.
Валерий Боронин
Ну чат то жестоко, но по другому вряд ли дойдет. Еще вот пресечь чтоб со стороны никто не вписывался-типа честная драка
Виктор Волгов 
Когда создавался СССР в России ли нашлись умники "землемеры" или на самом Кавказе такие отыскались, что намерили территории двум союзным республикам не особо заморачиваясь изучением компактного проживания армян и азербайджанцев. Так Карабах оказался включенным в состав Азербайджана,и Нахичеванская автономная область так же приписана к Азербайджану, но отрезана от Азербайджана узким горным "коридором" принадлежащим Армении. Очевидно, что война может длиться сотни лет, если обе республики не договорятся о размежевании, переделе границ. Или пока кто-то из них не окажется в военном плане сильнее, не разгромит противника и... Но этого скорее всего не произойдёт. Может ли Россия вмешаться в военный конфликт из-за Карабаха? В какой-то степени - да! Например не допускать иные силы присылать в эту "горячую точку", наёмников. Но войну этим не остановишь. Гибнут люди, страдает гражданское население. Что нужно делать России - и да и нет, а именно - не участвовать в военных действиях на чьей-либо стороне, но пытаться уговорить обе враждующие стороны, сесть за стол переговоров и достичь компромисса, а именно договориться о переделе границ с учётом взаимовыгодных интересов проживания двух разных этнических групп.
Талгат Гарафутдинов
"На самом деле советский период был во многом благословением для всех нерусских республик Советского Союза, и только теперь, при Путине, эта тенденция окончательно развёрнута. Сегодня Россия намного богаче, чем страны вокруг её периферии, и у нее нет желания тратить это богатство на враждебную и всегда неблагодарную периферию.". Вот это правильно! Избавились от присосок, которые еще и оборзели до безобразия. Собака начала считать себя главнее хозяина. Никакие они нам не братские народы и всегда считали славян свиньями и алкашами! Хотя сами являются грязными и невежественными людьми!
Вадим Бобровский 
непонятно, кто такая Империя, которая вдруг появилась в середине опуса, без всяких объяснений
Вячеслав Чесноков
Да, статья очень длинная! Я согласен с теми, кто считает, что нам (России) не следует вмешиваться в этот конфликт, поскольку обе стороны своими масляными восточными глазками поглядывают на Запад и в любой, удобный для них момент (И неудобный для нас), предадут нас, а то и ополчатся на нас! Пусть повоюют и обессиленными приползут к нам. Вот тогда и примем решение!
владимир ваганов 
Этот пользователь заблокирован. Возможно он тролль
пусть долбят друг друга за нас никто не заступятся
Владимир Король 
Интересно, а Дядя Шмуль у автора - это кто? Израиль? Штаты? Коллективный Запад? Или пресловутое теневое "мировое правительство"?
Питер Петренко 
"Может ли Россия прекратить войну на Кавказе" - не может. РФ не в состоянии этого сделать.
василий сидоров 
Момент для заварухи турками и азерами выбран толково.Выборы в Штатах,и противоречия у РФ с Пашиняном.Самое время для решения своих проблем.Упустить такую возможность Эрдоган не мог.Мир наш с ним и взаимодействия-очень эфемерны.Но любой подобный конфликт-это спичка к большому возможному пожару.Вот что погано!Мир бредет в потемках..
Владимир Король 
Сомневаюсь, что если Россия не вмешается, они, потрёпанные войной, приползут к нам. Азербайджан однозначно поползет к туркам (точнее, турки сами придут очень скоро), Армения кинется к Западу с криками о предательстве России, ОДКБ лопнет, а ведь для нас после Варшавского Договора это пусть и дохлый, но единственный пояс безопасности. В итоге, мы избежали баз НАТО в Крыму, так получим их под этим своим боком. Или будем наблюдать, как под боком растет Османская империя. Так что всё-таки хуже?
Павел .....
Лучше ракеты на Кубе, Венесуэлле, в арктике и Владике...
Василий Фокин 
У этой заварухи есть ещё одна сторона - чисто экономическая И, может быть, - главная. Если в результате этого противостояния полыхнёт с участием России и Турции, то России придётся перекрывать вентиль газовой трубы через Турцию. Вот будет радость и реальные аргументы у противников разного рода российских газовых потоков - Северного Потока, Южного! "Стратегическая зависимость от российской газовой трубы"! И когда они в Европе скажут, что "Северный поток - 2" - это многовато, тогда мы получим хороший провал в бюджете - сильнее любых санкций. Так что, всё намного сложнее и грустнее для России, чем "пусть грызутся".
Виктор Кононенко 
"...Перекрывать вентиль газовой трубы через Турцию" ? Он и так еле приоткрыт? "Турецкий поток" оказался нужен только Газпрому и более никому, потому труба полупустая и убыточная. Полистайте публикации по теме - фанфары смолкли уж давно.
Тариель Байрамов 
Турция или США, или и т.д., все государства могут "греть руки", "подбрасывать дрова в костёр", но пересекать войсками Государственную границу СССР, не могут. В противном случае мир получит следующую Мировую войну.
Бекбосын Коптлеуов
Дело не в НК а в газопроводе который проходит именно там где идет конфликт севернее Карабаха эх ребята просто так ничего не бывает все из-за денег
Mahir Huseynov
Есть у русских хорошая пословица,,Плохому танцору яйцы мешают,,Армения это и есть танцор,Что только не передумают,что только не пишут всякие ерунду, Азеры без Турции очистили бы свои земли если Россия не вмешивался,
Владимир Король 
Махир, Вы пишете "...Азеры без Турции очистили бы свои земли...". Очень может быть. Только вот этот конфликт нужен не Азербайджану или Армении, а именно Турции. Уверен, что она вмешается. Собственно, уже вмешивается.
Тариель Байрамов 
Как же до обидного мало знают мои сограждане. Помните за что погиб Грибоедов? За то, что блестяще воспользовавшись, мудрой политикой Елизаветы Первой, Екатерины Второй, Александра Первого, Николая Первого, создавших могущественную армию, победили Турецкую Османскую Империю и Персию Надир шаха и тем самым дали возможность Грибоедову навязать выгодный для Российской Империи Туркманчайский договор, согласно которого часть Азербайджана, которую мы знаем сегодня как Азербайджанская Республика и часть Армении, которую мы сегодня знаем как Армянская Республика вошли в состав Российской Империи. Грибоедов за это поплатился жизнью. Турецкий султан и Иранский шах, перевели все стрелки на Грибоедова, объявив его шайтаном. Такой же глупый народ как и наш современный, в это поверили. Далее что произошло, я думаю, знаете. Раньше Грузия по Георгиевскому договору встала под руку Российской Империи. Большая часть азербайджанцев, армян, преспокойно и даже комфортно, живут компактно в Сирии, Турции и Персии. До Горбачёвского правления мы жили более комфортно, чем они, но вот уже более чем 35 лет вектор уровня жизни, по бездарности пришедшихся на период нашей жизни правителей, поменялся. Не было ни Грузии, ни Азербайджана, ни Армении. Нагорный Карабах, для лучшего управления землями был передан бакинской епархии. СССР, далеко не мирным путём, принеся огромные жертвы стал законным приемником Российской Империи. Исходя их целесообразности, по мудрым решениям большевистского правительства и лично Кирова, Нагорный Карабах оказался в управлении Азербайджанской ССР. Это было проведено в интересах населения Нагорного Карабаха и благотворно отразилось для развития Нагорного Карабаха. Нагорный Карабах, как и Азербайджан с Арменией, Россией, Украиной и т.д., это СССР. Крым, это СССР, Калининград, это СССР, Шпицберген - это СССР, Северный морской путь, это СССР. СССР никому, ничего не передавал. Только кровопролитные войны могут устанавливать границы и свои деньги. Я этого не хочу. Путин это понимает и делает первые, осторожные шаги и медлит, не понимая как бы половчее это сделать. Не понимаю, почему этого не понимает Зюганов, которого Международное Коммунистическое Движение не пригласило в прошлом году даже поучаствовать в работе Совещания. Оно и понятно, Зюганов очень боится упоминать понятие Пролетариат, Пролетарский Интернационализм, девиз: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" Девиз КПРФ: "Россия, Труд, Народовластие, Справедливость". Вместо "Россия" вставляй "Дойчланд", "Азербайджан", "Армения" и т.д. и получай фашизм и войны.
Mahir Huseynov
Получается- если нет Турции ,Азербайджан подарил бы эти земли Армению,
Анатолий Комогоров
Этот пользователь больше не может писать комментарии, возможно он тролль
Не понравилась статья, не смог до конца дочитать - затошнило от выражений автора...
Козин Сергей 
16 октября, 2020
http://polismi.ru/politika/liniya-peregiba/2598-mozhet-li-rossiya-prekratit-vojnu-na-kavkaze-i-sleduet-li-ej-eto-delat.html?utm_referrer=mirtesen.ru
Автор: The Saker
The Vineyard of the Saker
США
Рубрика: Линия перегиба
Скаут: sparling-05
Переводчик: sparling-05
Редактор: lookomore
Оригинал публикации: Can and should Russia stop the war in the Caucasus?
Все понятно?
Илья
Этот пользователь больше не может писать комментарии, возможно он тролль
А что значит "Все остальные тут же кинулись продаваться Дяде Шмулю". Кто такой дядя Шмуль???
Тариель Байрамов 
Комментарий может быть один: "Даёшь СССР!". Иначе, брат на брата пойдёт войной. Рязань, объединившись с Владимиром пойдут на Москву. Опомнитесь, пока не поздно.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Россия показала Турции, кто является хозяином на Кавказе
Россия показала Турции, кто является хозяином на Кавказе
27
Ваши новости 05:16 28 сен 2020
Кто такие абхазские негры: откуда на Кавказе взялись чернокожие
Кто такие абхазские негры: откуда на Кавказе взялись чернокожие
6
Мужской журнал 11:00 07 ноя 2021
Может ли Россия сдаться?
Может ли Россия сдаться?
1
Ваши новости 14:02 03 авг 2017
Россия начала дипломатическую войну с Западом
Россия начала дипломатическую войну с Западом
35
Ваши новости 11:46 08 фев 2021
Мы устали слушать от армян, что должна делать Россия - Константин Затулин
Мы устали слушать от армян, что должна делать Россия - Константин Затулин
39
Ваши новости 04:01 25 окт 2020
Провокаторы былых времён. Информационная война на Кавказе в XIX веке
Провокаторы былых времён. Информационная война на Кавказе в XIX веке
13
Мужской журнал 06:01 21 фев 2022
Про евреев, войну,буратино, палача и Воронеж. Анекдоты от Михалыча.
Про евреев, войну,буратино, палача и Воронеж. Анекдоты от Михалыча.
8
Мужской журнал 19:06 17 мар 2018
Европа может прекратить маяться дурью, а может всё больше и больше мёрзнуть и платить всё дороже и дороже.
Европа может прекратить маяться дурью, а может всё больше и больше мёрзнуть и платить всё дороже и дороже.
0
Ваши новости 09:00 16 сен 2021
Россия может не защитить Армению из-за Грузии
Россия может не защитить Армению из-за Грузии
63
Ваши новости 00:30 07 окт 2020
Почему на Кавказе деревянные дома стоят по 200 лет и не гниют: способ обработки горцев от которого хочется плакать
Почему на Кавказе деревянные дома стоят по 200 лет и не гниют: способ обработки горцев от которого хочется плакать
8
Все о работе руками 12:01 07 фев 2024
Неудачные идеи дизайнеров, которых следует уволить за разработку таких проектов
Неудачные идеи дизайнеров, которых следует уволить за разработку таких проектов
1
Все о работе руками 10:20 11 ноя 2024
Секрет лотка для яиц. Оказывается, в него помещается не 10, а 14 яиц
Секрет лотка для яиц. Оказывается, в него помещается не 10, а 14 яиц
4
Все о работе руками 10:20 Вчера

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства