Премьера спектакля «Первый хлеб» в театре «Современник» сразу наделала много шума. Строгий депутат Госдумы Виталий Милонов грозится подать в суд за ЛГБТ-пропаганду, «Офицеры России» обратились в прокуратуру из-за оскорбления ветеранов муфтий Москвы недоволен тем, что бабушка-татарка выставлена алкоголичкой.
Сам я пьесу не видел, только читал. Я вообще не театрал, но стало любопытно, вот и освоил материал, который сейчас обсуждают.
И удивился.
Чтобы не тратить время на пересказ, процитирую тех, кто постарался до меня.
● Это история о татарской семье, где пытаются выдать за казахскую невесту сына Даню, а он мечтает уехать контрактником в горячую точку. Но главный герой здесь — бабушка Дани Нурия, которую все считают сумасшедшей.
● В монологах Нурии, обращенных к внуку, звучат важные темы пьесы. Появляется атмосфера перманентной войны, на которую люди уходят не от мужества и смелости, а от страха. От страха перед реальной, обыденной жизнью. От неумения сберечь в себе праздник и веселье, о которых говорит Нурия. Ее отношение к жизни — не равнодушие, а духовная сила и мудрость, которых так не хватает Дане. «Одна из главных мыслей этой пьесы в том, что люди идут на войну оттого, что боятся жить», — режиссер Павел Зорин.
● Пьеса Ташимова — искренний, умный текст, наполненный сильными образами и метафорами.
Реклама
Мне так не показалось. Впрочем, пьеса отличается от спектакля, профессиональные режиссеры и актеры могут развить какие-то невысказанные мысли автора уместными паузами или, наоборот, монологами.
Но удивился я все же не разнице между рецензиями на спектакль и самой пьесой — так сказать, первичным материалом.
Дело в том, что поцелуй мужчин, пьяная татарка Нурия, которую, не сомневаюсь, неплохо играет Лия Ахеджакова, как и монолог ее героини на кладбище, где она явно оскорбляет ветеранов, — совершенно лишние. Если бы в спектакле не было маленькой сцены однополой любви, если бы автор сделал пьяной не мусульманку или вообще не превращал в алкоголичку главную героиню, если бы она не оскорбляла ветеранов (да и меня тоже), то спектакль бы ничего не потерял. Он ведь вообще о другом.
Но, видимо, без щепотки ЛГБТ и унижения ветеранов Великой Отечественной нынешние театральные блюда уже не готовятся. Просто умные спектакли, без обязательного взрыва общественной морали, уже не в моде. Их могут и не заметить. И свободолюбивые (так они считают, во всяком случае) актеры и режиссеры легко решают эту проблему — при помощи хайпа. Чехов и Шекспир обзавидовались бы, видя, как, оказывается, просто привлечь внимание публики.
И, конечно, поражает обилие мата. Нет, я понимаю, что люди часто так и общаются между собой, «Современник» смело использует лексикон даже не низших слоев, а современной интеллигенции. Но люди еще и испражняются, и совокупляются, и рожают в муках — где тот предел, перед которым остановятся новаторы?
Они явно направляются в какую-то другую сторону, прочь от Театра. И пытаются тащить нас всех за собой. И нет ни одного авторитетного для них мудреца, который бы им сказал: «Ребята, ваш король голый. Заканчивайте с этой мерзостью». А они бы его услышали и вернулись в искусство.
Комментарии (0)