Главу МИД возмутила политика руководящих органов ЕС в Брюсселе
«Наверное, на какое-то время мы должны перестать с ними общаться» - многие из тех, кого еще до смерти не напугал COVID-19, пришли в аналогичное состояние после угрозы Сергея Лаврова приостановить отношения между Россией и Европейским Союзом. Некоторые горе-аналитики поспешили даже предупредить об угрозе голода, который якобы неминуемо обрушится на Россию, когда обиженные нашим игнором европейцы в отместку перестанут покупать у Москвы нефть и газ.
ФОТО: KREMLIN.RU
Но это, конечно, анализ из серии «слышал звон, да не знает, где он». Угроза шефа российского МИДа не подразумевает закрытия посольств, прекращения дипломатических отношений и возникновения нового железного занавеса на границе между РФ и Старым светом. Что тогда она подразумевает? Всего лишь навсего российский бойкот центральных руководящих органов ЕС в Брюсселе и, если говорить еще более конкретно, одной хамоватой дамы по имени Урсула.
Занимавшему в период правления Брежнева пост государственного секретаря США Генри Киссинджеру приписывают снисходительное изречение: «Кому я должен звонить, если я хочу переговорить с Европой?»
Сделав это высказывание, гуру американской дипломатии дал понять, что с его точки зрения европейское интеграционное объединение — это некое эфемерное «облако в штанах». Но со времен активной фазы политической карьеры Киссинджера в Европе очень многое поменялось. И сегодня крайне сложно сказать, у кого в ЕС больше реальной власти: у национальных правительств государств, входящих в состав Европейского Союза, или у центральных руководящих органов этого союза в Брюсселе.
Отношения России с очень многими из этих национальных правительств являются не просто скверными, а архискверными. Но в последние годы на высших должностях в Брюсселе все чаще появляются персонажи, которые по степени накала своих «дружеских чувств» по отношению к Москве вполне могут соперничать с таким большим «почитателем» нашей страны как Михаил Саакашвили.
Одна из подобных персонажей — новый руководитель Европейской комиссии (своего рода премьер-министр ЕС) Урсула фон дер Ляйен. Чтобы понять, что представляет собой эта мадам, достаточно знать только один факт. Будучи министром обороны ФРГ, она как-то опубликовала в одном из крупнейших СМИ Германии интервью со следующим главным тезисом: «С Россией надо разговаривать с позиции силы». Все бы ничего, но вышел этот опус аккурат в годовщину события, когда другой немецкий политик попытался «переговорить» с нашей страной «с позиции силы» - 22 июня.
То, как Урсула фон дер Ляйен сегодня отзывается о России, недостойно даже пересказа. Никаких принципиально новых моментов в ее позиции не появилось. А вот на посвященных нашей стране резолюциях, которые в последнее время исправно штампует Европейский парламент, остановиться, напротив, стоит. В одном из подобных документов черным по белому написано: недавние изменения российской Конституции являются «незаконными». Сразу скажу: с моей точки зрения, к этим изменениям можно относится совершенно по-разному. Их можно считать правильными, а можно — неправильными. Их можно считать полезными, а можно — вредными.
Но при любом подходе нельзя игнорировать вот какой факт: носителем высшей государственной власти в России является народ — тот самый, что поддержал вышеупомянутые поправки в ходе всенародного голосования. А вот Европейский парламент действует в рамках совсем иной логики: поправки являются незаконными потому, что мы их считаем незаконными! Спрашивается: о чем можно всерьез разговаривать с этими людьми — особенно учитывая обстоятельство, что в той же самой резолюции они сами отказались признавать Россию «стратегическим партнером» ЕС?
Суть, смысл и причина существования дипломатии состоит в диалоге с людьми, которые являются соперниками или даже врагами твоей страны. Однако я с неохотой вынужден признать правоту Сергея Лаврова: иногда разговоры с оппонентами становятся бессмысленными. Иногда их стоит приостановить, чтобы возобновить при более благоприятных обстоятельствах.
Ясно, что, к сожалению, эти «более благоприятные обстоятельства» материализуются очень не скоро. Даже если в руководящих органах ЕС адекватно отреагируют на «намек» министра Лаврова, принципиально ситуацию это уже не изменит. Де-факто диалог между Европейским Союзом и РФ уже приостановлен. Формализация этой приостановки лишь официально закрепит сложившиеся реалии.
Другое дело, что реалии дня сегодняшнего совсем не обязательно останутся таковыми и завтра. Возможно, в будущем у российской дипломатии появятся возможности, которые в нашем настоящем представляются просто немыслимыми. Задам, например, вопрос, который, исходя из сегодняшних реалий, подразумевает, что на него можно дать только отрицательный ответ: есть ли какие-то точки соприкосновения между Россией и Польшей?
Но одна такая точка соприкосновения точно есть — или, вернее, не точка, а уже знакомая нам дама Урсула фон дер Ляйен. Да, да, Польшу она тоже достала по самое не хочу. Кроме «злокозненности российского империализма» у новой руководительницы Европейской комиссии есть еще одна любимая тема для разговоров — права сексуальных меньшинств в их крайней интерпретации. Для нынешних польских властей такая постановка вопроса оказалась неприемлемой. Теневой лидер этой страны Ярослав Качиньский заявил об этом совершенно официально, пригрозив при этом в случае необходимости даже заблокировать принятие нового бюджета Европейского Союза.
Не уверен, что тема взаимного уважения к традиционным ценностям позволит перебросить мостик между Москвой и Варшавой. Как я уже сказал выше, между нашим странами слишком много противоречий. Но тот факт, что этот гипотетический «мостик» можно хотя бы обсуждать, следует считать недвусмысленным указанием: окончательно сказать друг другу «прощай» Россия и Европа не смогут никогда. Иногда процесс общения становится для двух сторон прямо-таки невыносимым. Однако рано или поздно новый вектор политической гравитации все равно подтолкнет нас обратно друг к другу. В нашем нынешнем случае это произойдет скорее поздно, чем рано. Но, как говорится, кто ждет, тот дождется.
Комментарии (1)