Новости, политика, экономика, общество

Погибшее наследие России: история о величайшем заводе Урала, который не выжил

 

С распадом СССР огромное количество заводов и фабрик в новой России были в лучшем случае сданы в аренду ушлым коммерсантам, а в худшем, распроданы или распилены на металл. Даже известные предприятия, такие как  «ЗиЛ» или «АЗЛК» в Москве были быстренько «демократизованы и прихватизированы», чего уж говорить о российской глубинке. В нашем случае – главный завод Демидовых в Нижнем Тагиле, что на Урале, все-таки удалось спасти от подобной участи.

Справедливости ради отметим, что угасать Нижнетагильский металлургический завод начал сразу после Великой Отечественной войны. Уже тогда завод был на грани: оборудование устарело и чтобы привести его в современный технический вид, даже в богатом Советском Союзе не нашлось средств.

Дешевле было снести завод под корень и построить новый. Пошли, однако, другим путем: постепенно начали закрывать цеха, а окончательно завод встал в 1987 году, в самый разгар перестройки и развала огромной страны. А когда это все же случилось, завод и его помещения ждала незавидная судьба.

Но нашлись неравнодушные люди, которые добились от властей того, чтобы те признали завод музеем-заповедником. Это и спасло оставшиеся цеха и подсобные помещения. Но свою историю наследие Демидовых берет еще в начале 18 века, оттуда и начнем.

 

 

Источник фото: danmar.su

Итак, слава промышленников и меценатов Демидовых началась, как бы сейчас сказали, с малого семейного предприятия – оружейной мастерской и крошечного металлургического завода. Начало взлета пришлось на времена Петра I, который был человеком энергичным и всеми силами пытался развить в стране промышленность и производство.

Смекнув это, Никита Демидов – начинатель промышленной династии, — каким-то чудом умудрился выполнить небольшой государственный заказ по оружейному профилю. Царю (или еще кому) работа понравилась, и оружейник буквально взлетел на финансовый олимп. Никите Демидову в распоряжение были отданы несколько государственных заводов на Урале, земли для строительства новых.

Также Демидов получил доступ во властные коридоры тех времен, что уже тогда было даже важнее, нежели получить какие-то там заводы у черта на куличках. Надо отдать должное Никите Демидову: он умело распорядился и промышленным потенциалом, и своими связями. По всему Уралу началась большая стройка, возводились новые производства, реки перегораживались дамбами (тогда все оборудование заводов работало от силы воды).

Наш завод, о котором идет речь, был построен на реке Тагил, и как-то постепенно вокруг него возник город Нижний Тагил. А сам этот главный демидовский завод был построен сыном Никиты Демидова – Акинфием Никитовичем. Тот, как и его отец имел большую страсть к строительству всего нового и не боялся трудностей.

Первая домна Нижнетагильского чугунолитейного и железноделательного завода (первое название предприятия) была запущена в 1725 году, а завод до конца 18-го столетия считался самым большим и прогрессивным на то время в России. Тогдашние промышленники экономили на всем, такие понятия как больничный или нормированный рабочий день отсутствовали, а на работу брали всех без исключения. Семья Демидовых к тому времени получила крупнейшие заказы на оружейное переоснащение армии, производство якорей для российского флота, пушек и так далее.

Источник фото: pikabu.ru

И тут случилось то, что случилось: Демидовы все чаще стали уделять внимание не своим производствам, а дворцовым балам, начали меценатство, уезжали в долгие путешествия. Не редко семейство проигрывало в карты и рулетку огромные средства, пусть и свои личные. Итогом всего этого стала глубокая отсталость уральских заводов Демидовых в начале 19 века, когда по всему миру семимильными шагами шел технический прогресс.

Спасли завод влиятельные люди, которым по долгу службы в различных министерствах и ведомствах нужна была продукция этого предприятия. Также, благодаря своим связям в Москве, клан Демидовых стал основным поставщиком металлопроката на крупнейшую стройку тех времен – знаменитый Транссиб.

Немного одумавшись, наши олигархи все-таки провели некоторую модернизацию Нижнетагильского завода: вместо старых машин, что работали на силе падающей воды, стали внедряться современные, паровые. Кстати, на заводах Демидовых начинали трудиться отец и сын Черепановы, которые впоследствии стали создателями первого отечественного паровоза.

Внедрялись и другие современные технологии (правда, медленно и в малом объеме): к концу 1890-х годов заработали мартеновские печи, после 1912 года электричеством завод стала обеспечивать своя собственная электростанция. Затем случились Революция и Гражданская война, которые внесли в работу Нижнетагильского завода свои коррективы. Собственно, даже работать особо было некому: красные воевали с белыми, белые с красными и все между собой.

Источник фото: culture.ru

Но Советская власть победила, и уже в 1930 году на заводе случилась масштабная модернизация: даже нищая и обескровленная страна понимала, что тяжелая металлургия приносит исключительно благо. А металла для молодой Республики требовалось ох, как много.

Затем началась Великая Отечественная война, и от производства чугуна пришлось перейти на разработку бронестали и легкой обшивки самолетов. Пережил Нижнетагильский завод и эту войну, после чего и пришло начало конца для него.

Сейчас Нижнетагильский металлургический завод представляет собой слабо охраняемую огромную промышленную площадку с десятками зданий, печей и труб. Средств, что выделяются на его содержание, хватает лишь на зарплаты кучке сотрудников, которые иногда проводят экскурсии по некогда Великому и Гигантскому заводу, давшему начало славным традициям нашей тяжелой промышленности.

Но, по крайней мере, его не снесли, не распилили на металл и не построили на его месте красивый торговый центр или жилой микрорайон.


Источник: Погибшее наследие России: история о величайшем заводе Урала, который не выжил
Опубликовал:
Теги: фото зил история Россия урал Политика и общество

Комментарии (10)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Владимир Никитин 
Будучи студентом стройфака УПИ проходил преддипломную практику - строил монтажником высотником 6-ую доменную печь в 1967 году. Недолго понадобилось нашим радетелям чтоб все угробить.
Алексей Сибиряк
России пора избавляться от проамериканского руководства финансовым сектором.
Народ России не красит терпение к грабителям из ЦБ и Минфина.
Пора Путину определиться, с кем он. С либерастами типа Грефа Кудрина и Наебулиной за ограбление страны, или с русским народом за процветание России.
Агентов МВФ Грефа,Ж Кудрина, Силуанова, Набиулину, надо гнать из России поганой метлой.
Nikolai Baranixin
Коллега, чуть-чуть добавлю. Нет, не гнать перечисленных вами особей. Не гнать, а - в каторгу, навечно, в шахты , в урановые рудники! Жаль, конечно, что несвоевременно подох главный, алкаш и раздолбай.Жаль! Хорошо бы он смотрелся в петле, или на колесе, или у стенки. Но его уже не достать. Но подельники- то - вот они, в пределах досягаемости. Вынуть их из берлинов и лондонов, в подвал, а потом - и на Лобное место.Только одна проблема - слишком много будет желающих стать исполнителями. Приговора, конечно.
michel chaporite
Дурацкий заголовок, совершенно не совпадающий ни с реальностью, ни даже с текстом самой статьи. Составлен чисто ради привлечения нездорового внимания.
Слава Спиридонов 
Хазария пала, так как не было промышленности. Считали что все купят, арабов они не купили. Так и у нас Россия падет, как только уничтожат последнее.
Алексей Мельников
а что же город, чем теперь живет?
Максим Мокеев 
Отлично просто. Не распилили на необходимый стране металл, а оставили гнить и ржаветь на месте, постепенно превращаясь в руины. И какой в них смысл? Для памятника истории дороговато выходит...
Павел Парамонов 
Металолом, деньги на содержание, конечно важнее буржую купить очередную виллу да очередная яхта не помешает. Я рад что что неоднакратно с детьми смог посетить его, да и с экскурсоводом интересно, а то стали собачек опасаться. Пусть стоит ещё века стоит!
Максим Мокеев 
Причем здесь буржуи и яхты?? Все это можно было либо реконструировать в нормальное производство, либо переплавить в металл и превратить в работающее оборудование, станки или машины в других местах. Оставить один цех в качестве музея, так как это действительно наша память, а остальные здания либо под производства, либо демонтаж на металл для чего-нибудь более нужного. А то у вас один ответ: "Яхты, буржуи!" Да на кой им всё это нужно? Обычная отговорка, когда больше не на что кивать. А вот то, что всё это бездействующее железо само превращается в труху и скоро рассыпется вообще без всякой пользы для промышленности, к тому же отравляя все окружающее окрестности, так это хорошо, это так и надо, выходит?
Дмитрий
Максим, такое ощущение, что вы не в России живёте. Вы всё правильно пишите, но в России всё будет так, как описал Павел. Сталь порежут, сдадут, она уедет куда нибудь в Европу, а уже там из неё станут делать станки и машины. А вот буржуин порезавший и продавший этот металл, купит себе яхту или построит очередной замок, и поверьте, ему это нужно! Запомните уже ставшую известной фразу: Вор - никогда не наворуется!
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Как выглядит мотоцикл Stels 600 Benelli, который собирают на российском заводе
Как выглядит мотоцикл Stels 600 Benelli, который собирают на российском заводе
1
Авто-Тема 05:00 11 мар 2022
Кровавая история ипликатора Кузнецова
Кровавая история ипликатора Кузнецова
23
Мужской журнал 10:02 29 мар 2019
Выжившая. Трагичная история попытки Канады отобрать остров Врангеля у России
Выжившая. Трагичная история попытки Канады отобрать остров Врангеля у России
10
Мужской журнал 06:00 06 мар 2022
" Ворошиловский стрелок"- кино и реальные события. История советского парня, поступок которого стал сюжетом киноленты.
" Ворошиловский стрелок"- кино и реальные события. История советского парня, поступок которого стал сюжетом киноленты.
27
Мужской журнал 12:00 07 окт 2021
История отечественных мопедов
История отечественных мопедов
6
Авто-Тема 22:32 26 янв 2019
Почему у берегов России появилось кладбище северокорейских кораблей
Почему у берегов России появилось кладбище северокорейских кораблей
3
Все о работе руками 14:37 16 мар 2023
Как советская власть уничтожала наследие русской истории
Как советская власть уничтожала наследие русской истории
45
Ваши новости 10:00 07 дек 2021
Так в россии ещё не жили: ельцин центр одним словом унизил каждого гражданина
Так в россии ещё не жили: ельцин центр одним словом унизил каждого гражданина
52
Ваши новости 05:01 02 фев 2022
5 удивительных фактов о тигре - величайшем хищнике на планете
5 удивительных фактов о тигре - величайшем хищнике на планете
11
Мужской журнал 07:01 06 дек 2020
Как Россия «проела» советское наследие
Как Россия «проела» советское наследие
4
Ваши новости 15:31 22 дек 2019
Если советское наследие иссякнет: проблемы космических программ России
Если советское наследие иссякнет: проблемы космических программ России
29
Ваши новости 19:00 16 фев 2020
Вопросы от инспектора ГИБДД с подвохов: как на них отвечать
Вопросы от инспектора ГИБДД с подвохов: как на них отвечать
1
Авто-Тема 09:53 Вчера

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства