Польша продолжает отважно сражаться с собственной историей: за сносом памятников советским освободителям последовал запрет называть располагавшиеся на ее территории лагеря смерти «польскими». Наказание – три года тюрьмы. Израиль уже назвал новацию «неприемлемой», но по этому вопросу стоит выступить и России. Ей тоже есть что сказать.
Закон уже прошел Сейм и мало сомнений, что его примет Сенат и подпишет президент Анджей Дуда. Документ выдержан в американском стиле: его юрисдикция распространяется на весь мир и относится «как к гражданам Польши, так и к иностранцам независимо от правил, действующих в месте совершения акта».
Неудивительно, что это стало поводом для дипломатического скандала.
Расположенный в Иерусалиме всемирный центр памяти жертв Холокоста «Яд Вашем» распространил
МИД Израиля призвал польские власти изменить положения закона, подчеркнув: «Нельзя изменить историческую правду, недопустимо поучать семьи переживших Холокост, которые каждый день живут с памятью о своих родных, которые погибли».
Премьер-министр страны Беньямин Нетаньяху также
Посол Израиля в Польше Анна Азари, выступая в Освенциме в ходе церемонии по случаю 73-й годовщины освобождения концлагеря Красной армией, действительно подвергла новый закон жесткой критике: «Израиль рассматривает его как возможность наказания за показания жертв Холокоста. Израиль понимает, кто строил Аушвиц и другие лагеря, все знают, что это были не поляки. Но у нас это рассматривают как невозможность говорить правду о геноциде».
Немногочисленная иудейская община внутри Польши тоже недовольна. Главный раввин страны Михаэль Шмудрик назвал законопроект «
Руководство Польши пока что изображает из себя оскорбленную сторону.
Премьер-министр Матеуш Моравецкий, к примеру, заявил: «В разговоре с премьером Израиля я подчеркнул, что польское государство стало жертвой нападения и оккупации. Не может быть и речи об ответственности Польши за Холокост». А своем аккаунте в «Твиттере» в воскресенье вечером
Уже в понедельник в интервью Польскому агентству печати Моравецкий развил тему: «Польскому и еврейскому народам, пережившим такой болезненный опыт, должно быть важно распространение правдивой, а не фальшивой истории. В мире нет недостатка в людях, которые, к сожалению, действуют так, чтобы достойные поступки превратить в преступления. В подвергшемся нападению доме, где живут две семьи, одну из которых убивают бандиты, нельзя обвинять другую в соучастии, потому что ее тоже частично уничтожили».
Информации об ответной реакции Израиля на эти оправдания пока что нет.
Моравецкий прав в том, что Польша ведет давнюю и весьма ожесточенную борьбу с термином «польские лагеря смерти». Причем делает это на всех фронтах, в рамках не только официальной, но и народной дипломатии.
Посвященная истории проблемы
Ангоязычная
Другое дело, что большинство тех, кто употребляет термин «польские лагеря смерти» в значении «гитлеровские концлагеря на территории Польши», не пытается обвинить Польшу в соучастии в Холокосте. Это просто географический факт. Чем ж тогда вызваны столь яростные и даже истеричные попытки запретит упоминания о том, что лагеря располагались именно в Польше?
Этому есть два объяснения. Первое –
Очень показательнее в этом смысле
Карпус сперва утверждает, что пленные умирали только из-за болезней: «Тиф, дизентерия действительно косили людей в лагерях. По нашим оценкам, в целом умерли 18 тысяч пленных. Но эти люди не были заморены голодом или расстреляны».
Затем признает, что проблемы с продовольствием все-таки были: «Война закончилась, много народа находилось под ружьем. Нужно было сделать что-то с демобилизующейся польской армией, к этому добавлялось 50 тысяч наших восточных союзников. А запасы были невелики. Властям пришлось принять решение: кому помочь в первую очередь – своим или врагам? Польша обращалась за помощью к французам и англичанам, но у них не было желания оказывать поддержку». То есть, в голодных смертях пленных виновата не Варшава, а Париж и Лондон.
Далее утверждает, что имелись случаи садистского отношения к пленным, и то, что они освещались в печати, по мнению Карпуса, «лучше всего свидетельствует о том, что пленных убивать не собирались».
В конце интервью и сам историк, и его интервьюер скатываются в откровенную пропаганду. «Россияне успешно разыгрывают карты анти-Катыни. Не должна ли Польша в таком случае напомнить о судьбе наших пленных 1920 года?», - спрашивает журналист. Карпус отвечает: «Мы уже давно обращаем внимание, что произошедшее в 1920 году с пленными большевиками можно сопоставить только с тем, что случилось в это время с польскими пленными. Совместно с коллегами мы издали сборник документов на тему трагической судьбы наших военных в большевистской неволе: «Победители за колючей проволокой». Скоро выйдет книга «Поляки в Сибири» с драматическими воспоминаниями пленных, возвращавшихся из лагерей».
Словом, признавать хотя бы малейшую ответственность за негуманное обращение с пленными красноармейцами поляки категорически не готовы. Готовы только на то, чтобы обвинять Россию.
Но даже если поверить Карпусу в том, что поляки изо всех сил пытались облегчить участь пленных, сути это не меняет. Те лагеря действительно были польскими лагерями смерти, где люди умирали от болезней и голода десятками тысяч.
Относительно Освенцима (он же Аушвиц-Биркенау) есть информация, что этнических поляков среди сотрудников концлагеря не было, а среди уничтоженных людей, напротив, были. Но свидетельств соучастия граждан Польши в Холокосте, фактов выдачи поляками немцам еврейских семей и еврейских погромов на территории уже освобожденной Польши предостаточно. И это второй побудительный мотив для принятия скандального закона.
Традиции польского антисемитизма насчитывают столетия. Ни после оккупации Польши Германией, ни после освобождения Советским Союзом они никуда не исчезли. Погром в Кельце в июле 1946 года, в результате которого погибли более 40 евреев, вызвал массовый отъезд из страны немногочисленных евреев, оставшихся в живых после Холокоста. Поляки, разумеется, пытаются избежать ответственности и здесь, называя произошедшую трагедию «
России гипотетически тоже может быть обидно за то, что после тысячелетий, сопровождавшимися убийствами, грабежами и изгнанием евреев из европейских государств (Англии, Франции, Испании) в международный обиход вошло русское слово «погром». При том, что большинство погромов в Российской империи происходило на территориях, находящихся за пределами нынешней РФ. Но вряд ли даже самому эксцентричному депутату Госдумы придет в голову попытаться запретить это слово под страхом уголовного преследования.
Польские лагеря смерти располагались на территории оккупированной Польши.
Если бы поляки не чувствовали свою вину и ответственность за многочисленные смерти евреев, вряд ли их реакция на констатацию этого географического и исторического факта была столь истеричной.
Необходимо примириться с собственной историей. Постоянные попытки ее переписать, приукрасить и переделать не могут привести ни к чему хорошему – только к новой череде национальных обид и международных скандалов.
И это, кстати, относится не только к Польше.
Комментарии (0)