"Сюда! - крикнул он. - Здесь есть люди, которые хотели бы облагодетельствовать вас заказом. Все они умирают от ползучей жажды"
(Саймак, Заповедник гоблинов)
Пьяный медведь с балалайкой - стандартный образ России для западного обывателя. По мере надобности вооружавшийся "калашом". Прекрасный профессионально созданный образ врага - на любые замечания в нелогичности агрессивного поведения русских следовал стандартный ответ: "Да они ж там все поголовно алкаши".
Вот только всё более тесный мир и общение между собой миллионов людей в разных концах планеты плюс всемирная паутина разрушают стереотипы информационной войны. И я всё чаще задаюсь вопросом - а не выгоднее ли было во времена СССР нашим "гениальным" вождям всемерно способствовать открытым границам и общению? Не оказалась бы правда и реальное положение вещей опаснее для западной модели жизни? Потому что если и рушатся какие-то навязанные из прошлого стереотипы, то это как раз те, которые рисовали в розовом свете жизнь "за бугром".
С тех пор как стали общедоступны данные Всемирной организации здравоохранения и других независимых от России организаций, даже зачастую враждебно к нам настроенных, оказалось, что Россия вовсе не лидирует с огромным отрывом от остального мира в части потребления алкоголя на душу населения (
Что особенно интересно - в России есть чётко выраженная тенденция к снижению потребления спиртного. Объясняют её каждый "в меру своей распущенности". Одни - стремлением к здоровому образу жизни, другие - растущими объемами самогоноварения. Беда однобоких объяснений в том, что они справедливы для любого государства, просто в Европе на святое не покушаются - рискните запретить французу, испанцу или ирландцу гнать свое вино, виски или коньяк! Ага, "щаз"!
Но есть один параметр, действительно отличающий Россию от стран ЕС - против неё с 2014 года действуют санкции.
По
Предупреждая споры о цифрах, их лживости, отсылок к иным методикам расчета и иным организациям, еще раз подчеркну - дело не в абсолютных цифрах, а в тенденции. Которую объясняют чем угодно, включая и такое бредовое объяснение: "Падение реальных доходов и распролстранение бедности в России привело к тому, что люди экономят на спиртном".
Вот только я же пишу не о деньгах и их экономии, а о потреблении алкоголя. Любого.
Из доклада «Социально-экономическое положение России» с уточненными данными за 2016 год следует, что продажи спиртного в перерасчете на абсолютный алкоголь составили 968 млн л — на 2,4% меньше, чем в 2015 году. Больше всего сократились продажи слабоалкогольных напитков (на 12,2%), шампанских и игристых вин (на 6,9%) и напитков на основе пива (на 5,6%). Практически на прежнем уровне остались продажи водки и ликеро-водочных изделий (–0,6%). Объем продажи коньяков снизился на 2,4%, «тихих» вин — на 3,1%. При этом на 40,6% больше было куплено сидра, пуаре, медовухи и прочих слабоалкогольных напитков (не считая пива).
Эта же тенденция продолжается и сейчас. При этом - в еще больших масштабах. По
Продажники традиционно объясняют все тем, что люди переходят на "бормотуху". Их понять можно - здесь всё зациклено на цену и получение доходов. И трудно не заметить, что в России стали покупать меньше импортных вин. Но почему-то "забывают", что все вина Крыма теперь не импортные, а наши. И что санкции, помимо удорожания спиртного из-за рубежа привели не только к росту цен, но и к тому, что многие русские люди сознателньо перестали покупать "вражеские" товары.
Я далеко не трезвенник. Мало того, как правило именно я делаю закупки на многочисленные мероприятия. Причем для компаний, которые как раз наиболее стандартны для России - это люди с доходами от 20 до 100 тысяч рублей. По которым действителньо ударили санкции, и доходы которых упали не только в долларах, но и в рублях.
Так вот, если отбросить бредни в сторону, основная причина падения закупаемых и потребляемых объемов спиртного - осталось меньше времени на похмелье. Проще говоря, люди больше работают и не готовы жертвовать семьей, тренажерным залом или бассейном, возможностью на выходные мотнуться на выставку или авиашоу. Логика проста - встретились, вкусно поели-попили и вовремя легли спать. С утра кто-то бегает, кто-то нормально работает, кто-то ведет ребенка в садик.
Вот и получается, что когда встал выбор - пить или жать штангу, плавать брасом или лезть в горы - выбор в пользу гор. И отчасти этому способствовали санкции - они действительно помогли многим сделать выбор.
Но именно санкции, а не бедность, как кто-то думает. Бедные и нищие слои населения в любом государстве как раз и являются наиболее ранимыми и в наибольшей степени потребляющими алкоголь.
Как бы то ни было, но пить мы стали меньше.
Комментарии (0)