Правительство готовится запретить экспорт бензина. Его планируют внести в перечень товаров, на которые можно ввести временное эмбарго из-за их важности для внутреннего рынка. Эта мера начала обсуждаться в апреле, как один из вариантов сезонного контроля над ценами в период весенних и осенних полевых работ и массовых ремонтов на НПЗ.
Сейчас крупнейшим экспортером топлива выступает «Сургутнефтегаз» и его Киришский НПЗ, а также управляемый «Сбербанком» Антипинский НПЗ и Нижегородский НПЗ «ЛУКОЙЛа». В случае введения запрета на экспорт за пределы ЕАЭС, ограничения коснутся 80% поставок за рубеж или 200-400 тыс. т в месяц. Тогда поставщики могут перейти на экспорт нафты вместо бензина, что обойдётся отрасли в 1,3-2,6 млрд рублей в месяц.
В целом идея крайне спорная. Если на внутренний рынок выйдут эти 200-400 тыс. т, то есть 7-14% от текущего спроса, оптовые цены начнут резко падать. И вроде бы именно этого и добивается правительство, но НПЗ в таких условиях будет не выгодно работать, и они начнут снижать переработку до уровней, равных спросу. Кроме того, пойдя на такой экстремальный вариант, как ограничения экспорта в «мирное время», власти ещё раз докажут несостоятельность остальных мер контроля над топливными ценами, в том числе демпфера.
Комментарии (0)