Несло, как Остапа
Я его очень уважал на самом деле — за искренность, ум, честь и совесть. А еще — за талант. Захар Прилепин, опять эти «Уроки русского» на НТВ.
Фото: Валерий Плотников
На этот раз — о Высоцком, в точку. К дате. Без лишних слов и красивых эпитетов. Честно и без прикрас. От писателя — поэту. Как будто они на равных.
«Я люблю Высоцкого не меньше, чем вы», — говорит Прилепин. А потом идут гипотетические рассуждения: что было бы, если бы… «Он вовремя умер, поэтому выжил». А если бы жил…
Если бы вместе с нами вошел в перестройку, что бы пел тогда, какие писал стихи? С кем бы он был вообще? А в августе 91-го? В октябре 93-го?
Фото: соцсети
«Может, и поддержал бы то, что у нас творилось, а потом Березовский вручил бы ему орден», — фантазирует Прилепин. Может, так, а может, не так, кто его знает. Захар приводит в пример Булата Окуджаву: «А вот он не выдержал. Говорил, что поставил бы памятник Шамилю Басаеву. И о расстреле Белого дома высказался: «Я смотрел это как самый лучший сериал».
У истории нет сослагательного наклонения. И у человека, от нас ушедшего, тоже нет. А у Прилепина есть. Имеет право. Еще он имеет право говорить, что не считает Высоцкого большим поэтом: «Читать его стихи невозможно. И прозу тоже». Это особое мнение Захара. Тем более о вкусах не спорят. У нас вообще свободная страна: хочешь — считай Высоцкого великим, хочешь — размазывай его по тарелке. Гуляй, рванина!
Это все было бы очень весело, если бы не было так грустно. Потому что дальше Прилепин вдруг начинает подсчитывать процент крови. Еврейской, само собой. «Фамилия бабушки Высоцкого была Бронштейн, как у Троцкого, ха-ха». «Обыкновенный нацизм», — сказал бы про такое Михаил Ромм. Прилепина-Остапа понесло.
Он недоумевает: почему так, как Высоцкого, не чтут Василия Шукшина, Валентина Распутина, то есть чисто русских? Но что он туда вообще лезет, его-то какое дело? Народ не тот попался?
Когда человек так уходит в нацизм — значит, он обиженный, ущербный. Все беды, комплексы, проблемы он ищет только в инородцах, не в себе. Они ему мешают жить.
Чем Прилепину так помешал Высоцкий? И уже как истинный инструктор райкома партии он заявляет, дает показания: «Сначала у него была «копейка», он ее разбил. Потом другую разбил. Марина Влади привезла ему «Рено». И ее разбил. Потом «БМВ»…» Он подсчитывает машины, что-то «гонит» о лихачестве без тормозов. Была бы его воля, он судил бы Высоцкого. За что? Просто за то, что он был.
Был? Есть. Его до сих пор чтут. «Ничего, — успокаивает Прилепин, — пройдет время, и его забудут. А будут помнить, как Вертинского, например. Не более». Мечтает же человек! 38 лет прошло со дня смерти Высоцкого, а его почему-то помнят миллионы людей, не дают Прилепину спать спокойно.
«За границу ездил, левые концерты давал, какие деньжищи зарабатывал! — продолжает Прилепин свой суд над мертвым поэтом. — И в кино снимался, хотя ведь был не самым лучшим артистом, правда?..» И на пластинках выходил, хотя бы и в сборниках. Да, вот только не печатался, это правда.
«Убогий ты какой-то, Мерзляев, жалкий». Захар, бери шинель, пошли домой — как пел твой «любимый» Окуджава.
Комментарии (32)