Параллельно «перестроечному» процессу во всех республиках СССР зашевелились националистические настроения, стремительно оформляющиеся в русофобские группировки и движения.
В УССР местом возрождения национализма были западные области.
Расширение и популяризация идей национализма, антисоветчины и русофобии проводилось, что называется, «квадратно-гнездовым способом», то есть повсюду – посредством массы структур и персонажей, от нелегальной УГКЦ до обкомов комсомола.
Украинская Хельсинская Спилка, общество «Мемориал», Всеукраинское общество политзаключённых и репрессированных, Всеукраинское объединение «Державна самостійність України» (ДСУ), РУХ, Товарищество Лева, СНУМ, Студенческое братство Львовщины, Украинская студенческая спилка – все они, порой жёстко конкурируя и даже конфликтуя на почве выделяемых «на борьбу» средств, тем не менее выполняли своё деструктивное предназначение.
Основная ставка делалась на молодёжь – революционный двигатель перестройки и дальнейшей борьбы на самостийность. Потому зачастую возникали организации, дублирующие друг друга, часть которых теряла значение, уступая тем, кто поагрессивнее и поамбициознее.
Одной из первых организаций необандеровцев стала полуподпольная Организация украинской молодёжи (ОУМ) «Спадщина», созданная на квартире Мыколы Кацала 28 марта 1988 года.
Первоначально организация объединяла студентов львовского медучилища Тараса Родцевича, Богдана Малерика, Тараса Говзана, Ярослава Кашубу, Андрея Климашевского, Андрея Холодяна и Андрея Парубия.
Создание «Спадщины» пафосно сопровождалось присягой на верность вольной Украине на могиле каких-то утилизированных вояк УПА*, а все члены ОУМ брали себе клички («псевдо») по аналогии с боевиками УПА*.
Ради легализации объявлялось, что задачи «Спадщины» схожи с официальными: возрождение традиций, изучение краеведения, уход за могилами.
На деле молодые нацики не скрывали главной цели – самостійність Украины.
Программным документом «Спадщины» стал «Декалог украинского националиста», который передал недобиток УПА* Михайло Витер.
Гербом ОУМ «Спадщина» стала стилизованная под свастику «традиционная украинская восьмиконечная звезда, в центре которой размещался тризуб».
Эмблема «Спадщины»
Немаловажно было установление внутри организации эстетики ОУН-УПА*, члены «Спадщины» приветствовали себя «Слава Україні! – Героям слава!», пожимая руки в районе запястья.
Практически сразу организация начала выпускать самиздат-газету «Спадщина». Её макет делали во Львове, который переправляли в Вильнюс, где печатался тираж, тайно передаваемый обратно.
Газета «Спадщина». Реабилитация Шухевича началась еще в 1990 году
Газета активно реабилитировала бандеровцев и коллаборационистов, размещала откровенно антисоветские материалы, призывала к саботажу и разрушению советских памятников.
С 1989 года «Спадщина» начала активно заниматься боевой и тактической подготовкой.
С этой целью несколько раз в году проводились лагерные сборы, где, помимо идеологической обработки, значительная роль отводилась единоборству и отработке «войны в толпе». Печально, но практически все известные тренировочные группы каратэ Львова сотрудничали с возрождающимися бандеровцами.
Именно «Спадщина» начала раскручивать так называемый боевой гопак.
Группа охраны «Спадщина» на сборах в Карпатах. Среди боевиков Владимир Мазур – «Гуцул», Ярослав Кашуба – «Лис», Андрей Тягнибок – «Змій»
Не менее печально, что значительную роль в становлении этих структур сыграли организации воинов-афганцев.
Отряды «Самообороны» майдана в 2014 году, как правило, возглавляли члены «Спадщины», «Пласта», СНУМ.
В конце 80-х главной задачей была охрана митингов и силовые контакты с милицией и ОМОНом. По воспоминаниям Парубия, в основу был взят опыт деятельности ОУН* в 30-х годах.
В 1989–1990 годах члены «Спадщины» участвовали практически во всех массовых акциях на Западной Украине: от 50-летия пакта Молотова-Риббентропа до «живой цепи» на День соборности 22 января 1990 года.
Кордон милиции в день акции, посвященной 50-летию пакта Молотова-Риббентропа,Тернополь 17.08.1989
В день рождения Бандеры они впервые подняли над Высоким замком во Львове красно-черный флаг УПА*, а в марте 1990 года устроили столкновения с милицией на месте ликвидации Романа Шухевича в Билогорще.
Если верить Парубию, то в 1989 году боевики «Спадщины» имели в Прикарпатье схроны с продуктами, снаряжением и даже огнестрельным оружием и были готовы к вооружённым столкновениям.
Неспроста «Спадщина» стала главной базой создания радикальных структур «Патриот Украины» и Социал-национальной партии Украины, о которых мы ещё поговорим.
Параллельно с расправляющей крылья «Спадщиной» началось возрождение скаутской организации «Пласт».
Здесь ведущую роль играли канадская и американская диаспоры, действующие при определённом попустительстве республиканского КГБ, который возглавлял Николай Голушко (1987–1991 гг.), кстати, будущий директор Федеральной службы контрразведки РФ (1993–1994 гг.).
Отправной точкой восстановления «Пласта» стало 1000-летие Крещения Руси, вокруг которого оживились униаты и так называемый Украинский христианско-демократический фронт (УХДФ) – нелегальная структура во главе с диссидентом Василием Сичко и Романом Чекальским.
Именно они взялись за возрождение «Пласта», о чем докладывал «выше» тогдашний секретарь ЦК по идеологии Леонид Кравчук.
В 1988 году в Киев приезжал канадский пластун, будущий советник украинских президентов Богдан Гаврилишин, с лёгкой руки которого в УССР началось массовое распространение книги Ореста Субтельного «Украина: История».
Канадские пластуны Б.Гаврилишин и О.Субтельный
Вдохновителями восстановления «Пласта» были ещё довоенные пластуны-бандеровцы – доктор филологических наук Юлиан Редько и замдиректора Института общественных наук АН УССР Григорий Салевич.
Свою практическую роль в создании «Пласта» сыграли научные сотрудники учреждений АН УССР Олесь Крыськив, Богдан Генега, Богдан Гасюк и тогдашний директор Малой академии наук Игорь Юхновский, который уже ездил на инструктажи в Торонто.
Так что бандеровщина просто тихо дремала под крылом украинской Академии наук и ждала своего часа.
Помимо скаутинга как такового, ещё не оформленные юридически пластуны занимались поисками краёвок и могил УПА*, разыскивали живых бандеровцев (как оказалось, их хватало с избытком), записывали их байки и рассказы.
«Пласт» воссоздавали и как военно-спортивную структуру. Подготовкой занимались тренеры –каратисты, для этого использовали зал львовского Дворца спорта.
Боевики «Пласта»
Летом 1989 года на хуторе Паланки под Городком были проведены лагерные сборы, причем лагерю было дано имя Романа Шухевича.
Это выглядело форменным глумлением над спецслужбой и вызвало реакцию начальника УКГБ по Львовской области С. Малика, часть активистов задержали. Однако аресты вызвали протесты и пикетирование областных учреждений, задержанные оказались на свободе.
Власть не проявляла жёсткости, и провокаторы из УХДФ решили провести 11 июля 1989 года в посёлке Долина совместный молебен за здоровье детей, «пострадавших от колониальной радиации». Несанкционированная акция было разогнана, что вызвало большую агрессивность националистов и униатов.
Акции «Пласта» в Долине и во время 50-летия пакта Молотова-Риббентропа
Восстановление «Пласта», Львов, 1990 г.
Осенью 1989 года они уже начали блокировать православные приходы и захватили церковь Преображения господня на ул. Краковской во Львове.
И вновь МВД и КГБ проявили бессилие.
Примечательно, что одновременно с униатами возрождением «Пласта» как националистической структуры занимались и члены «Спадщины», и её тогдашний глава Андрей Парубий.
Причём, если первые за методичку брали перепечатку канадской брошюры И.Франива «Батькам про Пласт», то Парубий в качестве основы выбрал постулаты Д. Донцова из его брошюры «Юнацтво и Пласт».
Канадские методички
Сам он, уже тогда пытавшийся «сесть на финансовые потоки», признавал огромную организационно-финансовую роль диаспоры в возрождении «Пласта».
Итогом перестроечного «пластостроительства» стали организационные сборы 19 мая 1990 года в Брюховичах, где провозгласили создание нового «Пласта». При этом не обошлось без традиционной для украинцев ситуации, когда на один «Пласт» пришлось четыре гетмана – нацист Парубий, демократ Юхновский, униат Карпин и комсомолец Грынив.
Виталий Захарчук
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
0 комментариев. Оставьте свой
Комментарии (10)