Новости, политика, экономика, общество

Проводники поезда Москва — Владивосток — о нюансах путешествия через страну

© РИА Новости / Игорь Михалев

Мария Семенова. Легендарный железнодорожный маршрут Москва — Владивосток проходит через всю Россию, пересекает шесть часовых поясов и условную границу Европы и Азии. Но пассажиры постоянно меняются, весь путь одолевают единицы, а вот проводники не выходят из поезда почти две недели — столько длится дорога туда и обратно. Ко Дню железнодорожника РИА Новости рассказывает, как живут те, кто большую часть года проводят на колесах.

"У ротозеев воруют часто"

С проводником Дмитрием ("фамилию не называйте, начальство строгое") мы успеваем созвониться, пока фирменный поезд "Россия" стоит на станции Зима по пути из Владивостока в Москву. Дмитрий работает на железной дороге уже тридцать лет.

 

"Конфликтные пассажиры бывают на каждом рейсе. Солнце взошло — им плохо, село — тоже плохо. Кто-то храпит, от кого-то плохо пахнет, кто-то шумит — со всем этим идут к проводникам. Жалобы на нас пишут просто так, потому что кому-то не улыбнулся. Хотя иногда и за дело, мы же не стальные. Бывает, ты в чью-то ситуацию не вошел, а человек обиделся", — рассказывает он.

Проводники, работающие на маршруте Москва — Владивосток, обычно проводят в рейсе около двух недель: шесть-семь дней в одну сторону, ночевка в поезде и дорога обратно. Здесь они и контролеры, и официанты ("чайку принесите!"), и уборщики.

© РИА Новости / Игорь Михалев

Фирменный поезд "Россия", следующий по маршруту Москва — Владивосток

"Обязанностей довольно много. Летом это работа с пассажирами, поддержание чистоты в вагоне, заполнение документации: бланк учета населенности, накладные на белье, чай, сувениры. Зимой добавляется очистка подвагонного оборудования ото льда, это дополнительно оплачивается", — объясняет РИА Новости железнодорожник Константин Мельников.

Проводники несут материальную ответственность за все, что находится в вагоне, — белье, полотенца, стаканы, ложки. Если что-то пропадает (а фирменные подстаканники порой крадут в качестве "бесплатных" сувениров), сотрудники докупают за свой счет.

"Все зависит от того, повезет ли с пассажирами. Обычно везет. Мы берем вещи друг у друга, если у кого-то есть лишнее, как-то делим. В бригаде не было такого, чтобы один человек за все отдувался", — говорит Мельников.

 

"Если проводник — ротозей, то крадут часто. У меня таких случаев было мало. Все, что выдаешь, нужно возвращать обратно. Кто-то сам приносит, но лучше перепроверить. Мне нетрудно запомнить, что кому дала, но некоторые записывают", — добавляет проводница Олеся Киреева.

 

Олесю на железную дорогу привела мама — она тоже работала на маршруте Москва — Владивосток. "Первые впечатления неописуемые. Вагон стал вторым домом. Смотришь на все эти пейзажи, время летит очень быстро, две недели — как один миг".

Маршрут романтиков

Маршрут Москва — Владивосток привлекает дорожной романтикой, возможностью посмотреть всю Россию. Иногда приходят студенты, которые хотят подзаработать и интересно провести лето. Впрочем, опытные железнодорожники отмечают: молодежь обычно стараются брать на более короткие и легкие маршруты.

"Я с детства знал, что офисная работа — не мое. Для меня фиксированный рабочий день неприемлем. Мы шутим: просыпаешься на работе, засыпаешь на работе, что может не устраивать? Не надо никуда ехать, надел рубашку и пошел", — смеется Константин Мельников.

А вот Дмитрий давно утратил романтические иллюзии.

 

"Проводниками работают в основном от безысходности. Москвичей здесь нет, поувольнялись уже 20 лет назад. Я и сам, когда молодой пришел, думал — романтика: девчонки, заработки, зайцы. Было весело. Сейчас все совсем по-другому. Строго, прилично, форма, белая рубашка, галстук, надо улыбаться. Молодежь думает, здесь сказки, цветочки, любовь, порхание. А все иначе. Многие увольняются, особенно после зимы — в морозы тяжело работать", — заключает Дмитрий.

 

"Три дня терпели пьянство вахтовиков"

Мария Ф. оказалась в поезде Москва — Владивосток в качестве проводницы несколько лет назад, будучи студенткой филологического факультета.

"В детстве я ездила по этому маршруту с мамой как пассажир, а в студенчестве решила попробовать поработать проводником. Были, конечно, занятия, вызывающие брезгливость, — то же мытье туалетов. И хотя тяжело шесть дней туда и потом сразу обратно, но это было очень интересно и весело: новые знакомства, красивые виды из окна", — признается Мария.

© РИА Новости / Игорь Михалев

Фирменный поезд "Россия", следующий по маршруту Москва — Владивосток

Об этом студенческом опыте она написала короткие мемуары "Записки проводницы", припомнив забавные или, наоборот, неприятные эпизоды на железной дороге.

Одно из воспоминаний связано с пассажирами-вахтовиками из Омска: хрупкой студентке филфака пришлось на себе прочувствовать, что не все под "дорожной романтикой" понимают созерцание родных просторов .

 

 

"Три дня мы терпели пьянство вахтовиков, выслушивали их бессмысленную болтовню и всячески уклонялись от их рук, так и тянущихся нас приобнять. Но за день до прибытия в Омск произошло то, что переполнило мою чашу терпения. Мы проехали станцию, я закрыла дверь вагона, развернулась и увидела одного из "омских парней" — Эдуарда. Днем ранее он уловил момент, когда я одна шла по пустому коридору, и беспардонно чмокнул меня в щеку. Теперь же он стоял один на один со мной в пустом тамбуре, перекрыв все пути к бегству, и тянул ко мне свои огромные руки".

 

К счастью для Марии, все закончилось благополучно — ее выручила напарница Ксения. Затем последовало заявление начальнику поезда, после которого распускавшего руки пассажира должны были ссадить на ближайшей станции. Но Эдуарду повезло, его друзьям-вахтовикам удалось разжалобить Марию, в результате компания работяг все-таки добралась до дома полным составом. "Весь дальнейший путь до Омска они вели себя тише воды ниже травы. Интеллигентно здоровались со мной, уступали дорогу, вжимаясь в стенки узкого коридора", — говорит девушка.

"Каждый рейс бывают дебоши"

По словам Константина Мельникова, главная проблема проводника — пьяные пассажиры и война за нижние полки. Для каждой ситуации предусмотрен алгоритм действий, на некоторых участках поезд сопровождает полиция, поэтому разборки пассажиров после злоупотребления алкоголем ЧП не считаются.

"Бывают дебоши, пьяные потасовки. Я даже могу понять пассажиров: поезд делает мало остановок, люди по шесть часов сидят неподвижно, вот и собираются в компании, чтобы себя развлечь, злоупотребляют. Кого-то по требованию соседей приходится ссаживать вместе с сотрудниками полиции — тут многое зависит от лояльности попутчиков. Обычно все заканчивается тихим сном, но бывают и высадки, и драки, особенно когда вахта едет, которая по полгода цивилизации не видела. У нас есть инструкции, как себя вести, последовательность действий прописана. В основном ситуации штатные", — объясняет Мельников.

Если на участке поезд не сопровождает полиция, сотрудников вызывают на ближайшую станцию, так же и со скорой помощью. "У нас замечательный начальник поезда, о любой проблеме мы сначала докладываем ему, он умеет сглаживать конфликты", — замечает железнодорожник.

Проводник Дмитрий подтверждает, что ЧП не происходили давно: "Раньше было воровство, а сейчас полиция кругом, народ побаивается".

А вот ссаживать с поезда пьяных приходится часто.

 

"К нашему поезду в Омске цепляют пять вагонов — не фирменных, таких страшных, куда билеты дешевле. И вот туда садятся трактористы, бульдозеристы, вахта, плюющие, пьющие — неприглядная картина. Но они тоже пассажиры — на них производство держится. Работяги, а в поезде отрываются. Два рейса назад снимали сразу двоих или троих. Неадекватные, с ума сошли от пьянства. Мы ведь просто так не высаживаем: сначала уговариваешь-уговариваешь их, а они не понимают", — разводит руками Дмитрий.

 

"Мы неделю едем в отеле!"

"На моей памяти всего четыре человека, которые не были туристами и ехали от Москвы до Владивостока. Где-то 60% всего состава — иностранцы. Остальные находятся в поезде не больше суток. Дольше других — вахтовики, им все равно, как добираться, лишь бы дорогу оплачивали", — делится наблюдениями Константин Мельников.

По словам проводников, большинство тех, кто едут от Москвы до конечной, — туристы. Иностранцы есть практически в каждом вагоне, особенно много их летом.

Мельников уточняет, что иностранцы обычно не требуют особого внимания проводников — "в основном пьют и изучают просторы нашей родины". Но вот Олеся Киреева однажды выступила в непривычной для себя роли.

 

"Ехали иностранные журналисты, а у меня в вагоне титан для кипятка был расписан под хохлому. Очень он им понравился. Пришлось немного побыть актрисой: они делали съемку на фоне этого кипятильника", — смеется девушка.

 

"Как-то раз в купейном вагоне были одни иностранцы, по-моему, англичане. Для них это было что-то невообразимое, они всем звонили и говорили: "Мы в отеле едем неделю", — вспоминает Мельников.

Дмитрий замечает: пассажиры поезда Москва — Владивосток — люди самых разных национальностей. "Полно туристов: и корейцы, и американцы, и немцы, даже аргентинцы. Японцы любят прокатиться в плацкартном вагоне Владивосток — Москва. Днем приезжают, а потом на этом же поезде обратно возвращаются. Но это все молодежь — такой экстрим у них. К Владивостоку очумевшие приезжают".


Источник: Проводники поезда Москва — Владивосток — о нюансах путешествия через страну
Опубликовал:
Теги: дорога Москва Владивосток путешествие страна

Комментарии (5)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Владислав Мельник 
Пьяные вахтовики в основном ездят на поездах местного формирования, т.н. "бичевозах". Имел "счастье" ехать с такой компанией на поезде Улан-Удэ - Северобайкальск. Пить начали, как только погрузились в поезд. В итоге одного самого буйного пришлось высадить с привлечением полиции. Выступил в качестве свидетеля, за что потом имел неприятный "базар" с его собутыльниками. Благо, сам скоро сошел в Ангарске.
В фирменных поездах 80% разборок - из-за шумящих детей и полных наглых мадам, требующих уступить им нижнюю полку. И с этим "баллоном сжатой ненависти" приходится ехать не один день.
Евгений Тарнопольский 
При формировании бригады проводников на станции отправления ,бригадир всегда проводит сбор ,так называемой дани в "общак" для дачи взятки ревизорам на каждом отделении дороги Не дал ,не попал в бригаду, сиди в резерве и жди следующего рейса. .Часто,что бы сохранить своё место и должность ,бригадир принимает вагоны не всегда готовые к рейсу.То это сломано ,то что-то не работает ,а ревизор тут как тут."Дай" Вот проводники и стараются возместить свои траты за рейс.Покупают на станциях продукты и продают дороже пассажирам .Не брезгают пивом и водочкой.Пьян в виде вахтовиков порой теряет человеческий облик. Как эту мразь земля носит Их не смущает наличие в поезде детей,пенсионеров.иностранцев. Работа сопровождающих поезда полиции напоминает комедийные фильмы.Представьте себе ту же Тынду и человека получившего должность бригадира поезда. Проход бригадира по составу-это явление Христа народу.Визит Леонида Ильича Брежнева на Дальний Восток.Не хватает только нимба святого над головой.Сколько пафоса и высокомерия. Руководство РЖД оперативно не реагирует на жалобы. Права проводников урезаны. Но самое главное низкая культура простых жителей России и бывшего СССР. .Порой ,смотришь ,словно они из каменного века. Формирование .и правила пассажирских перевозок в РФ должны полностью пересмотренны. Фирменные поезда? " Это что-то из фильма "Кин- Дза -Дза" Зачем проводнику форма как на параде в Москве ? Им нужна ,чистая,простая рабочая одежда Заоблачные цены в вагонах ресторанах и у проводников. Цена за утерянные подстаканники как за яйца Фабирже. Раньше были "транзитные билеты" и при ведении компьютеризации ,они вдруг исчезли. Почему ? Вопросов к руководству РАО РЖД множество Отстаёт оно от современной жизни.
Евгений Тарнопольский 
Прошу прощения за ошибки Фаберже через "Е"
Vadim Yroskiy 
очень даже приличная "нюанс", и соседнем вагоне тоже.
Аlex Polite Men
А про военных ни слова, которые с Москвы до Владика едут. А их минимум четверть от всего населения вагона
Написать комментарий:
Напишите ответ :
9 жизненных уроков, которые могут преподнести путешествия
9 жизненных уроков, которые могут преподнести путешествия
4
Мужской журнал 10:01 27 июл 2018
Объезд препятствия через сплошную: разбираемся в нюансах ПДД
Объезд препятствия через сплошную: разбираемся в нюансах ПДД
1
Авто-Тема 08:11 15 май 2023
Путешествия в Биармию. Загадочная страна скандинавских саг
Путешествия в Биармию. Загадочная страна скандинавских саг
1
Мужской журнал 09:02 21 июл 2018
Как изменится карта России через 50 лет: в Сибири появятся новые города, а Москва и Петербург объединятся
Как изменится карта России через 50 лет: в Сибири появятся новые города, а Москва и Петербург объединятся
37
Ваши новости 19:01 17 сен 2021
Как машинист готовится к столкновению с машиной. Рассказывает машинист поезда
Как машинист готовится к столкновению с машиной. Рассказывает машинист поезда
4
Авто-Тема 18:03 31 янв 2019
Путешествия русской эмигрантки: «Все хотят тебя потрогать»
Путешествия русской эмигрантки: «Все хотят тебя потрогать»
15
Ваши новости 00:00 01 фев 2018
Тайна поезда "Санетти". Миф или реальность?
Тайна поезда "Санетти". Миф или реальность?
3
Мужской журнал 06:01 25 окт 2019
Это россия, детка.
Это россия, детка.
2
Мужской журнал 13:01 04 май 2018
Как поворачивает поезд, если колесная пара поезда - монолитная деталь
Как поворачивает поезд, если колесная пара поезда - монолитная деталь
7
Авто-Тема 14:40 21 апр 2023
«Отступать некуда, позади Москва»: Медведев «наехал» на Путина
«Отступать некуда, позади Москва»: Медведев «наехал» на Путина
77
Ваши новости 05:01 29 янв 2022
О нищих и голодающих россиянах или до чего Путин страну довел)))
О нищих и голодающих россиянах или до чего Путин страну довел)))
8
Ваши новости 17:02 26 авг 2017
Керкинитида. Самая древняя достопримечательность Евпатории / Субботние Путешествия
Керкинитида. Самая древняя достопримечательность Евпатории / Субботние Путешествия
0
Авто-Тема 15:26 03 июн 2021

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства