Владимир Путин прислал в Госдуму поправки к законопроекту о конституционной реформе (есть в распоряжении «МК»), которую сам же и затеял. В них говорится про Бога, брак, пенсии, нерушимость границ, доступность медицины и прочие популярные у значительной части населения ценности. Все не столь популярные поправки, существенно расширяющие полномочия президента, вносятся от имени созданной им же рабочей группы.
фото: kremlin.ru
Предложения за подписью г-на Путина к принятому Госдумой в первом чтении в конце января президентскому же законопроекту изложены на 24 страницах. Их можно условно разделить на четыре части.
Первая - если можно так выразиться, «ценностная». Разного рода пожелания православной церкви, представителей общественности, политиков, деятелей культуры и науки, многие из которых сначала предполагалось прописать в преамбуле, оказались в главе 3 Конституции под названием «Федеративное устройство». Принятый в первом чтении документ предлагал поправить 5 статей из этой главы - теперь же, с учетом поправок, более-менее радикально изменятся 9.
В этой главе появится и 3 совершенно новых статьи. Одна из них под номером 67.1, например, объявляет Россию правопреемником СССР. Сюда же попал и Бог, и вот в какой формулировке: «Российская Федерация, объединенная тесячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство». Вообще-то предки передали россиянам далеко не всегда совпадающие идеалы, не говоря уж о вере (есть и атеисты, и язычники в нашей стране, куда деваться). Но написано будет именно так.
Здесь же говорится о том, что РФ чтит память защитников Отечества, «умаление значения подвига» которых не допускается, и «обеспечивает защииту исторической правды». И - про детей, которые «важнейшее достояние» РФ.
Ещё одна ценностная установка попадет в другую статью Основного закона - ту, где перечислены предметы совместного ведения федерального центра и субъектов РФ. В общем, теперь и центр, и регионы дружно должны будут обеспечивать «защиту института брака как союза мужчины и женщины». Защиту от кого - не очень понятно: и без записи в Конституции представить себе в обозримом будущем принятие закона, легализующего в России однополые браки, невозможно…
Вторая часть поправок - т.н. «социальные», про все хорошее вроде такого нового предмета совместного ведения центра и регионов, как «обеспечение оказания доступной и качественной медпомощи»… Индексацию заработной платы, о которой было заговорили, президент все же решил в Основной закон не включать. Что касается индексации пенсий - формула, закрепленная в принятом в первом чтении законопроекте, претерпела некоторые изменения. Вместо «регулярной индексации пенсий в порядке, установленном федеральным законом» пропишут «индексацию пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом». Конечно, не реже раза в год лучше, чем неопределенное «регулярно», которое может означать и раз в два-три года. Но индексации пенсий работающим пенсионерам эта формулировка не обещает. Да и привязки индексации к уровню инфляции тоже. С одной стороны - это хорошо, потому что пока, на время пенсионной реформы, власти обязались индексировать пенсии выше уровня инфляции, но с другой стороны - когда пенсионная реформа закончится, эта формулировка не помешает индексировать пенсии в меньшем, чем ежегодная инфляция, объеме, как уже бывало в годы кризисов…
Третья часть поправок выглядит весьма странно. Дело в том, что многие из них, причем как правило в тех же формулировках, уже были внесены ко второму чтению от имени депутатов и сенаторов, членов рабочей группы, и одобрены профильным думским Комитетом по госстроительству и законодательству. Но они популярны, как говорят опросы общественного мнения, и потому, видимо, президент решил подписаться под ними сам.
Это прежде всего разного рода ограничения, налагаемые на президента, членов правительства, губернаторов, прокуроров, уполномоченных по правам человека, депутатов, сенаторов (от несолидного названия «член Совета Федерации» отказались вовсе, теперь в верхней палате парламента будут заседать исключительно «сенаторы»). Всем им нельзя будет владеть счетами и активами в иностранных государствах. Вы спросите: «а что, сейчас можно?» Нет, давно уже нельзя, но по закону, и ничего нового эта формула не добавляет - тем более что требуемого некоторыми запрета и на владение зарубежной недвижимостью в Конституции не появится. Про запрет иметь гражданство иностранного государства или вид на жительство в иностранном государстве для некоторых категорий должностных лиц, тоже давно действующем на основании законов, говорилось и в первоначальной версии законопроекта о конституционной реформе.
Ещё одна уже одобренная думским комитетом, но перетянутая «на себя» президентом поправка - про право Госдумы и СФ осуществлять парламентский контроль, в том числе в виде парламентских запросов.
И, наконец, четвертая часть поправок главы государства вносит ясность в то, каким образом они будут вступать в силу. Принятый Госдумой, одобренный Советом Федерации и двумя третями региональных заксобраний текст президент направит в Конституционный суд, который должен в течение недели дать заключение о соответствии предложенных изменений тем главам Конституции, которые нельзя править без созыва Конституционного собрания (первой, второй и девятой). Заодно КС придется оценить на предмет конституционности и предполагаемое этим же законом общероссийское голосование. Если КС (страшно представить!) решит, что принятый закон неконституционен, то общероссийское голосование не проводится. А если сочтет, что все в порядке - проводится 22 апреля. Если россияне скажут «да» в ходе общероссийского голосования, сразу после объявления его итогов поправки в Конституцию вступают в силу. Одобрение народа будет считаться полученным, если «за» проголосует больше половины принявших участие в голосовании. Если меньше половины - поправки в Конституцию в силу не вступают.
Все поправки вступят в силу одновременно. Единственное исключение сделано для поправок, касающихся предельной численности судей Конституционного суда (вместо максимум 19 их будет максимум 11, сейчас по факту - 15). Как ранее писал «МК», президент предложил разрешить всем нынешним судьям доработать до достижения ими предельного возраста пребывания в этой должности, то есть до 70 лет (на председателя КС это ограничение не распространяется).
Думский Комитет по госстроительству и законодательству одобрит поправки президента на заседании 3 марта. Второе чтение законопроекта намечено на 10 марта.
Комментарии (0)