Новости, политика, экономика, общество

«Русская атомная тройка»...Я бы назвал её Советской Атомной Четвёркой...

Как в СССР создавалось ядерное оружие...

 

Легендарный писатель и журналист Владимир Губарев, свидетель и участник событий, связанных с созданием атомной бомбы в СССР, рассказал в интервью RT об основных этапах развития атомного проекта. 

Ещё в советское время он сотрудничал с физиками, которые стояли у истоков отечественной ядерной программы: Игорем Курчатовым, Яковом Зельдовичем, Юлием Харитоном. Он описал, какие эмоции переживал, когда сам стал свидетелем ядерных испытаний. 

 

 

 

 

 

 

Губарев отметил роль советских разведчиков, а также советских и немецких учёных в разработке ядерных вооружений. Кроме того, писатель назвал главное отличие отечественных создателей ядерной бомбы от американских.

 

Игорь Курчатов (справа) с группой сотрудников Ленинградского физико-технического института 

 

— Владимир Степанович, вы присутствовали на испытаниях ядерного оружия. Как это было?

—Есть несколько очень страшных вещей в этом мире, когда у человека возникает ощущение физиологического страха. Например, когда впервые присутствуешь на пуске ракеты. Но ещё страшнее наблюдать ядерное испытание. Ты стоишь далеко от места взрыва. 

И вдруг перед тобой поднимается земля! Встаёт стеной! Потом в ней появляются точки, которые становятся всё ярче. Затем из них вырывается пламя! Эта стена отрывается от поверхности и уходит вверх — всё происходит за секунды!

— В каком году это было?

— В 1965-м. Это был подземный взрыв в Казахстане. В своё время руководитель атомного проекта Игорь Курчатов настоял на том, чтобы каждый великий учёный поделился своими впечатлениями о ядерном испытании.

 С одной стороны, они были потрясены чудовищной разрушительной мощью нового оружия. С другой — признавались, что это потрясающее зрелище. 

 

Ядерный гриб наземного взрыва РДС-1 29 августа 1949 года. Музей ядерного оружия РФЯЦ-ВННИЭФ / 

 

— Как проходила работа по созданию атомной бомбы?

— Работа над атомным проектом велась по трём направлениям. Курчатов занимался плутонием, Исаак Кикоин — разделением изотопов, Лев Арцимович — электромагнитными методами выделения урана. 

Каждое из этих трёх направлений могло привести к созданию ядерной бомбы. Все учёные находились в равном положении. Это была «русская атомная тройка», которая неслась вперёд к открытиям.

— Никто не знал, какой вариант сработает?

— Нет. Но добытые на Западе данные нашей разведки указывали, что с плутонием всё может получиться. Именно Курчатова допустили к тем секретным разведывательным материалам, которые приходили кЛаврентию Берии.

 

Игорь Курчатов в лаборатории Ленинградского физико-технического института Академии наук СССР, 1929 год 

 

— Из США?

— Вначале из Англии, а потом уже из Америки. Во многом благодаря этим материалам Курчатов очень быстро продвинулся в своей работе. Он безошибочно определял, в каком направлении нужно идти, а в каком не следует, поскольку оно тупиковое. В этом была его великая заслуга. 

Особенно важными были данные из США по Манхэттенскому проекту, которые передавал разведчик Клаус Фукс. Эти документы были гигантским подспорьем в работе — более 10 тыс. страниц с подробным описанием реакторов и конструкции бомбы. 

Однако нужно было прежде всего убедиться в том, что всё это правда. К тому же никто не знал, насколько правильный путь изложен в западных работах, поэтому к делу надо было подходить очень творчески.

 

Владимир Губарев, редактор отдела науки газеты «Правда» 

 

— В своей книге вы опубликовали доклад-отчёт от 18 июня 1945 года о том, что в СССР отправились 39 германских учёных и инженеров. Насколько определяющей была их роль в советском атомном проекте?

— Есть несколько немецких учёных, которые сыграли значительную роль в этой работе, например Николаус Риль. По сути, он создал завод №12 в Электростали, где был получен первый металлический уран для атомной бомбы. 

Риль возглавлял производство урана в течение пяти лет. Его, единственного немца в истории, наградили высшим советским званием — Героя Социалистического Труда — после испытаний атомной бомбы. Германские учёные привезли с собой всю аппаратуру, связанную с физическими процессами. 

Работа этих специалистов имела большое значение ещё и по той причине, что после войны в СССР осталось очень мало специалистов по ядерной физике.

— Погибли…

— Да. При этом в их число входили и те, кто преподавал в школе, то есть не занимался наукой. На мой взгляд, те группы учёных, которые приехали из Германии в СССР, сыграли большую роль.

— Риль в своей книге «Десять лет в золотой клетке» писал: «В области ядерной энергетики Советы и сами бы достигли своей цели, без немцев. На год или, самое большее, на два года позже». Вы согласны с этим?

— Абсолютно! Только я считаю, что невозможно точно определить, за какое время советские ученые создали бы ядерное оружие.

 

— Я процитирую письмо легендарного физика Петра Капицы Иосифу Сталину: «Товарищи Лаврентий Берия, Георгий Маленков и Николай Вознесенский ведут себя в работе над атомным проектом как сверхчеловекиВ особенности товарищ Берия.

 

 

 

У него «дирижёрская палочка» в руках, он курирует нашу работу. Это неплохо. У товарища Берии основная слабость в том, что дирижёр должен не только махать палочкой, но и понимать партитуру». 

Когда Берия потребовал санкцию на арест Капицы, Сталин сказал: «Я его уволю, но ты его не трогай».

— Да, всё так и было.

 

Пётр Капица 

 

— Я был потрясён тем, что Капица мог открыто выступать против Берии.

— Дело в том, что Сталин сам просил, чтобы Капица давал ему свою оценку хода работ и проблем атомного проекта.

— В своей книге вы приводите высказывание Риля, что он работал по контракту в СССР.

— Мы должны учитывать, что происходило в послевоенной Германии. Там была не то что нищета — полная разруха!Работа в советском проекте спасала немецких учёных, поэтому они подписывали контракты. Естественно, их свободу ограничивали. 

Одни специалисты работали на островах, вдали от цивилизации, другие не могли выехать за пределы той или иной территории. Что касается Риля, то он работал под тотальным контролем. При этом немецкие учёные получали зарплату в десять раз больше, чем советские специалисты, и вернулись из СССР богатыми людьми.

— Сталин внимательно изучал отчёты физиков атомного проекта?

— Он знал всё по этому вопросу и стоял надо всем.

Лишь Берия и Сталин знали о реальном положении дел в атомном проекте. 

Маленков и Никита Хрущёв, которые затем пришли к власти, понятия не имели, что такое атомный проект, поэтому наделали много глупостей.

Одной из самых больших было создание термоядерной авиационной Царь-бомбы.

 

2 августа 1945 года. Никита Хрущёв, Иосиф Сталин, Георгий Маленков, Лаврентий Берия, Вячеслав Молотов 

 

— Почему вы так считаете?

— В ней не было смысла. Против производства Царь-бомбы возражали многие физики, в частности Курчатов и Кирилл Щёлкин, которые были ключевыми фигурами атомного проекта. 

В итоге Андрей Сахаров сказал, что сделает её. Но зачем? Это был большой расход материала. 

— Насколько я помню, после создания Царь-бомбы был подписан Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой.

— Не совсем так. 12 апреля 1961 года мы отправили в космос Юрия Гагарина. То есть показали, что наша ракета была лучше американской. 

30 октября того же года мы испытали Царь-бомбу. Ударная волна от взрыва три раза обошла земной шар. Это стало началом ядерной гонки вооружений и холодной войны.

 Именно после этого разразился Карибский кризис 1962 года, который поставил мир на грань катастрофы. А договор был подписан только в 1963-м.

— На Западе поняли, что теперь советские ракеты могут донести мощные заряды туда, куда надо?

— Конечно. Почему возник Карибский кризис? Ведь не из-за того, что неправильно сработали дипломаты. В начале 1960-х годов Джон Кеннеди спросил военных, какие города может уничтожить СССР в США. Они ответили: «Нью-Йорк». 

Тогда президент заявил, что не может «рисковать даже одним американским городом, потому что в Советском Союзе на старте стоит ракета, нацеленная на Нью-Йорк». Судьбу мира решала ядерная мощь той или иной страны.

 Кстати, СССР только в 1972 году достиг ядерного паритета с США. С этого момента Советский Союз смог бы уничтожить 80% их потенциала.

 

Натурный макет Царь-бомбы АН602 в Музее ядерного оружия РФЯЦ-ВНИИЭФ 

 

— Вы писали в своих книгах, что упоминание об участии в ядерном испытании приравнивалось к госизмене.

— Да. Однажды я попросил Зельдовича, одного из создателей атомной и водородной бомб, поделиться со мной воспоминаниями о первом ядерном испытании. Это был уже конец 1960-х годов, то есть через 20 лет после окончания этих событий.

 Пересмотрев некоторые документы, учёный сказал, что ещё шесть-семь лет не имеет права что-либо разглашать. То же самое было и с Юлием Харитоном.

— Насколько высок был уровень секретности?

— Система секретности была точной копией американской.

Однако советская атомная программа отличалась от американской тем, что в США было несколько человек, которые работали на нас, тогда как в СССР не было ни одного специалиста, кто работал бы на Вашингтон.

 

Царь-Бомба

 

================

 

Источник:  RT

 

Полную версию интервью смотрите на  RTД.


Источник: «Русская атомная тройка»...Я бы назвал её Советской Атомной Четвёркой...
Опубликовал:
Теги: история война вооружение работа политика русский отношения к происходящим вокруг событиям

Комментарии (17)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Оскорбительный комментарий был удалён.
Олег Бессонов
Этот пользователь заблокирован. Возможно он тролль
А нужно ли переживать за дизлайки?!
Это детишки соЛЖЕницына отметились))
Василий Иванов
Ну это вопрос? Может продвигаясь в ином направлении самостоятельно мы достигли бы лучших результатов и быстрее. Разбирать чужие мысли в каракулях всегда сложнее. Перельман Григорий Яковлевич, доказал же теорему Пуанкаре, а когда был в Штатах там его не смех подняли, сказав 24 летнему юноше, что он не за свое дело взялся и что указывать направление расчетов людям посветившим проблеме 30 лет по меньшей мере некорректно. Кто знает как бы чего было бы, если бы по другому. Если бы в 17 профессуру не уничтожили, если бы не расстреливали по чем зря не ведая кого, если бы знания почерпнули страны разрушенной в 17 ( бобловская чаша, александриуский столб, колоны исакия) Не думаю, что чисто механически точили. Не так просто гранит точится.
Георгий Ситнянский
"Без разведки маршала Берии никто б из этих "гигантов мысли" не состоялся бы" - Согласен. Если бы наша доблестная разведка не стырила все технологии на Западе, хрен бы нам, а не бомба. По крайней мере не раньше 1965 года.
Георгий Ситнянский
А ты чьё дитё? Лидии Тимашук?
Геннадий Губанков 
А ничего, что научных групп был две, одна из которых работала самостоятельно, без использования разведматериалов? В урановой бомбе главная проблема - разделение изотопов, а в этом СССР опередил США (и до сих пор Россия держит технологическое первенство). СССР отстал не потому, что ученые глупее, а потому, что экономика не позволяла - не хватало ресурсов.
Георгий Ситнянский
Охотно верю, что СССР опередил США в теории разделения изотопов - чем-чем, а талантами Бог Россию не обидел. Но сами же говорите: экономика не позволяла. Точнее, технологическая отсталость не позволяла превратить гениальные (без кавычек) открытия в жизнь, не украв всё необходимое "там".
Фарид-уд-дин Ганжишакар 
А Юлиус и Этель Розенберги сгорели на электрическом стуле ради нашей атомной бомбы.
Юрий
Интересно. Просто удивляешься цепкой памяти и умению выстраивать все в логической цепочке по настоящему больших ученых.
Оскорбительный комментарий был удалён.
Валерий Богданов
" ...несколько учёных в США работали (шпионили) на СССР , а в СССР никто не работал на США ... ." Сегодня , наверное, ситуация , большому сожалению, обратная .
Yuriy Potapchuk 
Без шпионов так и сделать ничего не могли. Ни одной конкурентноспособной машины чтоб по всему миру продавалась
Оскорбительный комментарий был удалён.
eduard apelfeld 
Да вы батенька ...." БАОБАБ".....Вы вообще что либо слыхали про Опенгеймера?Или вы думаете что это был псевдоним "Ивана Ивановича Иванова"?А насчет "евреи гнобили евреев" уж чья бы корова мычала...По количеству доносчиков -стукачей в период 1927-1956 русский народ имеет неоспоримое преимущество перед всеми остальными народами вместе взятыми.Причем подавляющее большинство стучало не с перепугу,а из любви к искусству)))
Георгий Ситнянский
"подавляющее большинство стучало не с перепугу,а из любви к искусству" - Не согласен! Отказ стучать мог породить серьёзные проблемы, об этом пишет Солженицын ("Архипелаг ГУЛАГ", ч.3, глава "Стук-стук-стук"), в том числе и основываясь на собственном опыте. Ещё очень значительная часть стучала из корыстных соображений (например, посадить соседа по коммуналке, чтобы забрать себе всю квартиру).
Написать комментарий:
Напишите ответ :
В ссср состоялось испытание первой атомной бомбы
В ссср состоялось испытание первой атомной бомбы
3
Ваши новости 09:10 29 авг 2021
Великий неизвестный Герой: Как сержант-ядерщик из разрушенного Пскова защищал страну от атомной войны
Великий неизвестный Герой: Как сержант-ядерщик из разрушенного Пскова защищал страну от атомной войны
39
Мужской журнал 09:01 20 июн 2021
Новейшая атомная подлодка «Казань» передана флоту
Новейшая атомная подлодка «Казань» передана флоту
45
Ваши новости 13:19 12 май 2021
Атомная бомба Тито: как Югославия пыталась разработать ядерное оружие
Атомная бомба Тито: как Югославия пыталась разработать ядерное оружие
8
Мужской журнал 08:03 06 авг 2021
Атомная станция свяжет Россию и Турцию на 100 лет
Атомная станция свяжет Россию и Турцию на 100 лет
10
Ваши новости 19:00 14 мар 2021
Советская атомная подводная лодка К8 и подвиг ее экипажа о котором знают не все
Советская атомная подводная лодка К8 и подвиг ее экипажа о котором знают не все
27
Авто-Тема 17:36 06 фев 2019
Европейцы задумались об украинской атомной бомбе
Европейцы задумались об украинской атомной бомбе
0
Ваши новости 01:01 14 авг 2018
Как была устроена традиционная русская печь?
Как была устроена традиционная русская печь?
7
Все о работе руками 12:01 13 окт 2023
При слабонервных я не раздеваюсь
При слабонервных я не раздеваюсь
20
Мужской журнал 23:38 25 июл 2017
"Мужикиииии!!!!Я приехала!"
"Мужикиииии!!!!Я приехала!"
7
Мужской журнал 08:38 22 июл 2017
«Таран в Японском море»: как советская подлодка столкнулась с авианосцем США
«Таран в Японском море»: как советская подлодка столкнулась с авианосцем США
36
Мужской журнал 10:00 05 сен 2020
Секрет лотка для яиц. Оказывается, в него помещается не 10, а 14 яиц
Секрет лотка для яиц. Оказывается, в него помещается не 10, а 14 яиц
4
Все о работе руками 10:20 Вчера

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства