Однажды я с восторгом читал статью журналистки Нино Бакрадзе на тему, что жестокая Россия издевается над бедной Грузией… покупая грузинское вино. В публикации автор с горестью отмечала: аж 55% родимых «Вазисубани» и «Саперави» идут на полки российских супермаркетов, что попросту чудовищно.
Кварельский туннель. Кахетия, Грузия
Опасная Россия зловеще потребляет в два раза больше вин из Грузии, чем Белоруссия, Польша, Китай и Украина, вместе взятые. «Мы вынуждены производить вина, которые пользуются спросом на российском рынке, – льётся из статьи чёрная депрессия. – И в этом виноваты покупатели!». Журналистка в отчаянии призывает снизить зависимость Грузии от неприятных рублей из России. Лично я с ней абсолютно согласен. Довели, знаете ли, страну. Ведём себя ужасно. Нагло покупаем вино, минералку, фрукты, орехи, специи почти на полмиллиарда баксов в год. Туристы из РФ приносили (до прекращения полётов между двумя странами) в бюджет республики 1 миллиард долларов ежегодно. Зачем Грузии наши имперские деньги? Давайте её от них наконец-то освободим. Хватит уже мучить бедных людей!
Я многократно бывал в Тбилиси. Особо подчеркну: отношение обычных грузин к русским на человеческом уровне гостеприимное и прекрасное. Однако заявления грузинских политиков и журналистов насчёт России таковы, что хочется оплатить бедолагам прививку от бешенства.
Я слышал мнения: «Нам не нужны ваши туристы, западные тратят больше» и «Наши гастарбайтеры гробят у вас своё здоровье», и «Вы нам должны за советскую оккупацию». Так что статья о кознях империи – не новость. Но тут интересен подход к теме – мол, покупая грузинский алкоголь, Россия закабаляет Грузию – «Кремль использует вино в качестве рычага давления». Значит, надо срочно искать другие рынки сбыта, дабы русский Иван не раздавил лаптем благополучие грузин.
Публикация сочится страданием: «Ориентация на российский рынок мешает производителям добиться роста на более прибыльных рынках в других странах, где спросом пользуются вина премиум-класса». Если кто не понял – грузинское вино у нас «продукт премиум-класса». Рыдайте, виноделы Италии и Франции: вам недолго осталось царствовать на столах буржуазии.
Мне всё это напоминает чудесные годы правления президента Михаила Саакашвили, чьи указы приводили в восторг клоунов бродячих цирков. В 2006 году назначенный уполномоченным по продвижению грузинского вина экс-министр обороны Ираклий Окруашвили заявил: следует пригласить певицу и актрису Дженнифер Лопес и она прорекламирует достоинства «Ркацители». Сие необходимо, дабы сокрушить российское эмбарго – РФ тогда отказалась закупать вино из Грузии, местные виноделы начали массово разоряться.
Для рекламы выделили… 200 тысяч долларов, и никакая Лопес, конечно же, за дело не взялась – хотя бы потому, что её обычный гонорар в СТО РАЗ выше. Интересно, как это было? «Вахтанг, давай Лопес позовём наше вино прославить?» «Э, Гиви, молодец. А сколько ей платить?» «Двести тысяч баксов». «А не мало?» «Слушай, какой мало! Уйма денег, любой согласится!»
Никому и в голову не пришло – в Европе полно прекрасных вин, о коих толком неизвестно: те же хорватское или румынское. И если всё бы решалось по типу «наймём Лопес и раскрутимся», это давно бы уже сделали. В общем, реклама алкоголя из Грузии на весь мир накрылась медным тазом.
Китай приобретает и «Мукузани», и «Цинандали». Но общей массе китайцев вкус вина пофиг, оно не в их традициях, к тому же там начали развивать свои виноградники, посему и берут негусто. В КНР ежегодно поставляется 5,5 миллиона бутылок грузинского вина – капля в море на полтора миллиарда населения. В США или Германии бутылки со знакомой этикеткой чаще покупают выходцы из СССР, испытывающие ностальгию по советским брендам. Так-то, естественно, и в Америке, и в Германии принято пить своё вино – либо испанское, французское и итальянское.
Продукцией из Грузии там не восторгаются, так что в рекламу нужно вкладываться серьёзно. Политики в Тбилиси торжественно говорят: вот, раньше мы продавали в Россию 75% своего вина, а сейчас лишь 55%. Ребята, это не вы стали меньше продавать – а мы стали меньше покупать. За 7 лет эмбарго российский потребитель отвык от грузинского вина: он распробовал другие сорта – из Испании, Италии, Франции, ЮАР, Чили… И возвращаться к «Хванчкаре» не хочет – вино неплохое, но как-то вдруг стоить оно стало дофигища. А у нас ещё с СССР все привыкли – грузинская продукция дешева, не дороже западной.
Честно говоря, подобные речи начали утомлять. Ваши туристы потратили миллиард баксов – нет, мы ими недовольны. Покупаете вино и минералку – нет, это подрыв нашей государственности. В политическом смысле Грузия враждебна России. Я посещал страны, кои враждебно настроены к Соединённым Штатам – Иран, Ирак при Саддаме, совсем недавно Афганистан при талибах. Так вот, американцы отчего-то не покупают оттуда любые товары. ВООБЩЕ. Они логично думают: если страна сделала своим культом антиамериканизм, то пущай сама ищет, что ей кушать.
Ноль туризма, ноль закупок на сотни миллионов долларов, ноль поблажек: система-то проста, как три копейки. Но нет, это только у России возможна экзотика – её оскорбляют, над ней издеваются, обвиняют во всех грехах, но она продолжает спонсировать экономику нелюбезных к ней стран. Грузия в этом вопросе не одинока. У нас посылают туристов в Прибалтику, официально провозгласившую Россию врагом, обвиняющую в подготовке войны, – и покупают её товары. Расскажите про это американцам, они станут со смеху на полу валяться.
Я ещё раз повторю – лично для меня грузинское вино хорошее (ура-патриоты тут схватятся за сердце). И минералка отличная. Но знаете, если в Грузии журналисты и политики так мечтают спастись от опасных российских денег, мы всегда сможем им помочь. Окончательно закрыть вопрос с туризмом и убрать бутылки из супермаркетов.
Ведь мы народ добрый и дружелюбный.
Нам стыдно пытать милую республику своими проклятыми рублями.
Лучше оставим их себе.
Комментарии (8)