На днях в Челябинске юный Александр Кашеваров, координатор движения «Весна», вышел на
Политические единомышленники Славиной обвинили власти в «доведении до самоубийства». «Вы и убили-с» – как было написано на одном из плакатов с перечислением фамилий сотрудников нижегородского УВД.
То, что обыск мог стать последней каплей – весьма вероятно. Но суицидальные мысли преследовали ее уже давно – и намерение совершить самосожжение она
Однако внимания заслуживает и другое – реакция на это страшное происшествие. Многие авторы близких ей взглядов видят в самосожжении не болезненный срыв, а славный подвиг. На сайте «Другой России»
Писатель Виктор Ерофеев в интервью «Немецкой волне»
Примеры восторженного прославления несчастной женщины, совершившей самоубийство, можно продолжать – но, думаю, и этих цитат достаточно для понимания общей атмосферы.
Что же, люди, которые назначили себя совестью (а также умом и честью) нашей эпохи, похоже, не понимают некоторых вполне очевидных вещей. Нравственный облик человека определяется не тем, какую политическую позицию он занимает, а тем, что он считает допустимым (или недопустимым) в ходе борьбы за эту позицию. Есть люди, которые настроены резко критически по отношению к властям – а вот самоубийства не прославляют.
Потому что в христианской культуре, даже для людей лично неверующих, самоубийство – это в высшей степени ужасный поступок, который ни в коем случае не следует поддерживать. Это проявление тяжкой душевной поврежденности, признак мучительной ненависти к себе. Самоубийцу следует всячески удерживать от рокового шага, если это необходимо – поместив его под надзор врачей. Самоубийство причиняет тяжкое горе как родным, так и всему обществу – особенно когда оно совершается напоказ и демонстративно ужасным способом. Это ни в коем случае не славный подвиг. Аплодировать самоубийце – признак полного разрыва с христианством (и вообще монотеизмом), в котором намеренное отвержение дара жизни воспринимается как тяжкое оскорбление Творцу. Человек, который подзуживает людей с нестабильной психикой, уверяя их, что самосожжение – это прекрасный подвиг, выполняет работу бесов, склоняя человека к смертному греху.
Постоянное поминание Жанны д'Арк в этом контексте говорит о незнакомстве с ее историей – Жанна не убивала себя, и ей бы это в голову не пришло, она была глубоко религиозна. Ее сожгли враги – после того, как неправедно осудили. Мученик – и в этом его принципиальное отличие – умирает от руки гонителей, а не от собственной руки.
Однако прославление самоубийства говорит нечто об оппозиционной субкультуре. Революционная технология требует людей, которые жертвою пали в борьбе роковой.
Павлик
В наше время нередко кандидаты на роль жертв в последний момент срываются. Надежда Савченко (помните ее?), поголодав в застенках, так и не умерла, обманув ожидания своих сторонников, и отправилась на родину. Где, впрочем, тоже попала в тюрьму и тоже объявила голодовку – что уже никому не было интересно. Режиссер Сенцов, который тоже объявлял голодовку – и, слава Богу, жив, здоров и на свободе. Мы этому искренне рады.
Возникает интересный парадокс, когда человек нужен его врагам живым, а его соратникам – мертвым. Самая эффективная сотня на Майдане – небесная сотня. И вот бедная Ирина Славина обеспечивает своих соратников тем, что им нужно – трупом. Отказаться от его использования, признать, что самоубийство – это не подвиг, теоретически можно. Но вся революционная субкультура заточена на использование жертв – и когда жертва появляется, она неизбежно будет втянута в этот механизм. Это даже не вопрос решений отдельных людей – хороших или плохих. Революция работает на жертвах; такова уж технология.
Людям, однако, стоит подумать о том, хотят ли они становиться частью этой технологии и вовлекаться в движение, которому они больше всего полезны в качестве трупов. С субкультурой, которая горячо вас одобрит, если вы совершите самоубийство (желательно наиболее жутким способом) – лучше не иметь дела.
Комментарии (2)