Государственный департамент США укрепляет секретный контрпропагандистский центр для борьбы с «российской дезинформацией» в более чем двадцати странах мира, заявил Дэниэл Киммидж, руководитель Центра глобального взаимодействия (Global Engagement Center), созданного при американском внешнеполитическом ведомстве в 2016 году.
Мы переходим к наступательным действиям в области борьбы с пропагандой и дезинформацией со стороны крупнейших государств-противников. Мы создали новые команды, у нас есть команды, которые работают по России, Ирану и Китаю. У нас очень активная команда, которая занимается наукой и технологиями, они анализируют данные, и это вписывается в нашу стратегию в условиях, когда приоритеты сместились
– заявил Киммидж на встрече с узким кругом журналистов.
Штат Центра глобального взаимодействия существенно расширен в связи с новыми задачами. В 2018 году к сентябрю бюджет ЦГВ составил 95 млн. долларов, включая дополнительно ассигнованные Пентагоном 20 млн. долларов, в 2019 году базовый бюджет Центра глобального взаимодействия составит 50 млн. долларов, к которым, вероятно, добавятся еще 65 млн. по линии американского военного ведомства.
Не приходится сомневаться в том, что деньги американских налогоплательщиков будут выброшены на ветер. Все потому, что информационное наступление, объявленное ЦГВ, базируется на ряде ложных посылок, и оттого к ожидаемым результатам привести не может.
Основной приоритет ЦГВ, разумеется, Россия.
Сам Киммидж, кстати, свободно говорящий по-русски, как отмечено в публикации о новых задачах ЦГВ в The Washington Times, сравнил работу своей организации с так называемой межведомственной рабочей группой по противодействию активным мероприятиям (Active Measures Working Group), которая была создана в США во время первого президентского срока Рональда Рейгана в 1981 году и перешла к информационному наступлению против СССР.
Заметим, что «просоветские организации в Европе», об успешной борьбе с которыми рассказал журналистам Киммидж, тогда, в эпоху геронтократии в Политбюро, сменившейся горбачевской политической кликой, не могли быть и не были серьезными оппонентами, и опыт той контрпропагандистской деятельности будет для ЦГВ как минимум бесполезен, если не вреден.
Киммидж также сообщил, что новая миссия ЦГВ - противостоять российской пропаганде в странах, которые хотели бы сблизиться с США, но сталкиваются с давлением России через подрывные социальные медиа и пропаганду, поддерживаемую государством, и замаскированную под новости.
У Центра глобального взаимодействия, по словам Киммиджа, в рамках этой миссии реализуется 25 инициатив в 21 стране, начиная от обучения выявления пропагандистских акций до анализа российской подрывной деятельности.
Действительно, на первый взгляд российские средства массовой информации и социальные медиа представляются гигантской пропагандистской машиной, управляемой из единого центра и использующей единый подход – от государственного рупора, подобного Russia Today до маленькой районной газеты где-нибудь в Сибири или нишевого онлайн-сообщества.
Однако это не так. Описанное сходство в информационной политике вызвано не единым управлением со стороны функционеров Кремля, а использованием обыкновенного маркетингового инструментария, занесенного не так давно в Россию из США, Европы и Японии.
Между прочим, информационная модель, которой сегодня следуют российские СМИ, была впервые использована флагманом российской независимой журналистики ИД «Коммерсантъ» в 1996 -1999 годах, когда главным редактором одноименной газеты был Раф Шакиров.
Модель Шакирова основывалась на трактовке России как большой мировой державы, отслеживании и защите российских интересов по всему информационному полю, острой и оперативной подаче материалов. Шакиров стремился к тому, чтобы у продавцов утренних газет рядом с суперпопулярным таблоидом «МК» лежал свежий номер газеты «Коммерсантъ».
Заметим, что в те времена не существовало политических сил, которым можно было бы приписать желание насадить такую информационную модель в СМИ.
Перемены в руководстве и смена собственников ИД «Коммерсантъ» не привели к существенным изменениям информационной политики, реализованной Шакировым. Со временем остальные российские средства массовой информации скопировали эту модель, так как именно она обеспечивала лучшие продажи.
Таким образом, Дэниэлу Киммиджу и его подчиненным придется противостоять не информационным операциям небольшого круга российских пропагандистов-профессионалов, а общественному мнению многомиллионной державы. Для небольшой бюрократической организации, прямо скажем, непосильная задача.
Автор: Николай Кузяев
Использованы фотографии:
Комментарии (0)