Революционный проект, который сегодня разрабатывается в России, явно встал поперек горла космическим амбициям США. По крайней мере, сложно иначе трактовать новые антироссийские санкции, которые сегодня планируются администрацией Трампа. Почему российский «ядерный буксир» так мешает Америке – и какое противоядие можно было бы придумать в ответ?
Новость о том, что уходящая администрация Дональда Трампа
Все дело в том, что ни к военному космосу, ни к спецслужбам, ни к Крыму этот аппарат никакого отношения не имеет. Главной задачей ядерного буксира всегда предполагалась транспортировка грузов в дальнем космосе. И в том числе – при создании в перспективе баз на Луне или других планетах Солнечной системы.
Так с чем же связана такая показательная «близорукость» Белого дома? Может быть, США плохо знакомы с управленческой структурой Роскосмоса и тем, какие работы там в действительности производятся?
Дай бог нашему теляти!
После недавней публикации бюджета американского космического агентства НАСА на 2021 год сам Роскосмос произвел нехитрое сравнение. Гражданские программы российского космического агентства сравнимы в денежном объеме с годовой прибавкой к бюджету НАСА, запланированной на 2021 год. В следующем году бюджет НАСА вырастет на 2,6 млрд долларов США, что в пересчете на российскую валюту составляет около 166 млрд рублей. Бюджет Роскосмоса в открытой части, то есть без учета оборонного заказа, составлял в 2020 году лишь немногим большую сумму – 176 млрд рублей.
Причем сравнение именно гражданской части вполне уместно. Ведь в США космосом по отдельным статьям национального бюджета занимаются еще и Пентагон, и целый ряд спецслужб, а НАСА курирует только гражданские и научные программы.
Кроме того, в США уже значительный сегмент космоса отдан под частные компании, такие как SpaceX Илона Маска, а их консолидированные бюджеты поддерживаются государственными грантами, заказами и преференциями часто тоже вне бюджета НАСА.
Если же вернуться к сравнению НАСА и Роскосмоса в абсолютных цифрах, то ситуация окажется и вовсе печальной. В нынешнем году бюджет НАСА составил около 22,6 млрд долларов, что превосходит гражданский бюджет Роскосмоса... в 8,3 раза. Как говорилось в старой поговорке, «дай бог нашему теляти волка съесть, но сначала бы еще и догнать».
Конечно, такую разницу в весовых категориях приходится неизбежно учитывать. Российское космическое агентство просто не может идти в космосе столь же «широким фронтом», как это делают американцы.
Космос стал международным
Стоит сказать, что каждый современный научный аппарат представляет собой сложнейший сплав опыта, знаний, технологий, конструкторских, научных и инженерных компетенций. Поэтому даже у США практически все миссии в дальнем космосе обязательно включают несколько научных приборов из других стран. То есть фактически даже у США большинство сложных миссий являются международными, так как от сотрудничества в космосе сегодня зависит успех практически любого проекта.
При этом США стараются оставлять за собой роль лидера и модератора. Они приветствуют такое сотрудничество, но только в том случае, если их роль в международном проекте главенствующая. То есть и на ракете, и на космическом аппарате должен красоваться звездно-полосатый флаг. А ваш маленький флажок – разместите или на своем приборе, или на скафандре вашего астронавта.
Отсюда, кстати, и возникла «ревность» США к России. На протяжении нескольких десятилетий, даже после развала СССР, Российская Федерация продолжала конкурировать с Соединенными Штатами в космосе на равных. Ну а после окончания полетов космических челноков Space Shuttle ситуация и вовсе стала невыносимой: США пришлось покупать места для своих астронавтов на российских кораблях «Союз». Конечно, в таком варианте запуск пилотируемого корабля Crew Dragon стал настоящим американским триумфом. Наконец-то, после десятилетия унижений в российских «Союзах», у Америки снова появился точно такой же, но уже свой пилотируемый корабль!
Если посмотреть под таким углом зрения на
Причем никакого чудесного «рецепта от космического гуру» в этом случае нет – у Илона Маска его Falcon Heavy летает точно так же один–два раза в год, как и тяжелые носители Китая, России или других производителей в США. Ну а Starship, который должен якобы полностью поменять картинку освоения космоса, пока что раз за разом радует нас веселыми фейерверками на площадке в Бока-Чика.
Сущность же ядерного буксира состоит в том, чтобы уйти от изматывающего старта с Земли. Ведь практически для всех аппаратов, направляющихся куда-либо за пределы земной орбиты, от половины до трех четвертей веса составляют одноразовые разгонные блоки, которые должны придать полезной нагрузке необходимую скорость, достаточную для достижения других планет и их спутников. А космический буксир позволяет многократное использование, которое в гораздо меньшей степени зависит от магистрали «Земля – орбита». Поскольку поднимать из гравитационного колодца нашей планеты нужно только полезную нагрузку, без разгонного блока и топлива для него.
Так что, согласиться на санкции?
Ситуация с введением санкций против Роскосмоса предельно неприятна для России. Соединенные Штаты не столько хотят закрыть собственное сотрудничество с Россией в космических программах, сколько затруднить или даже прекратить международные проекты самой России с третьими странами. Ведь, как показывает практика, ни от российских «Союзов», ни от двигателей РД-180 американцы не отказываются – для всех критически важных для самих США российских технологий они делают «специальные исключения».
А вот какое-нибудь Европейское космическое агентство, заинтересуй его завтра или послезавтра проект ядерного буксира (или другой российской космической технологии), тут же наткнется на частокол американских запретительных санкций. И будет стоять перед нелегким выбором, стоит ли ему ссориться с мировым полицейским – или же просто забыть об этой «чудесной русской разработке». Выбор нелегкий, да?
Как видится, наиболее выигрышным для России является вариант построения ответа на такие санкции США примерно в таком же ключе, как действовал до недавнего времени Иран в вопросе своей ядерной программы. Напомним, в 2015 году Иран пошел на подписание так называемой ядерной сделки, Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД). Это политическое соглашение между Ираном и группой государств, известных как 5 + 1 (США, Россия, Франция, Великобритания, Китай и Германия), касалось ядерной программы Ирана и определило ряд разумных ограничений в отношении нее – в обмен на отмену антииранских санкций.
Со своим приходом в Белый дом в 2016 году президент Дональд Трамп сразу же заявил, что будет добиваться выхода США из СВПД, что в итоге и произошло в мае 2018 года. В результате вплоть до настоящего времени СВПД существовал практически в состоянии «ни жив, ни мертв». С одной стороны, США в нем уже не участвовали и заново ввели массу санкций против Ирана, но с другой – оставшиеся страны группы 5 + 1 продолжали нормальное взаимодействие с Ираном, просто игнорируя выход США из СВПД. Так что мирная ядерная программа Ирана спокойно развивалась, причем в самом активном международном сотрудничестве.
Ровно такую же позицию, как представляется, мог бы занять и Роскосмос. Ядерный буксир – это абсолютно мирная технология, и она должна стать частью международного освоения космоса. А США пусть сами решают, зачем им нужны санкции против России, не вмешивая в них другие страны.
Комментарии (39)