Передвижение по стране из-за коронавируса уже значительно ограничили, дело идет до более строгих мер
Фото: Анна Марченко/ТАСС
Материал комментируют:
Из-за распространения коронавируса в России могут ограничить передвижение внутри страны, в том числе, авиационным и железнодорожным пассажирским транспортом. Возможность применения таких мер сейчас рассматривается в правительстве.
Об этом со ссылкой на некий информированный источник в субботу
Причем пресс-служба правительства эти сведения не подтвердила, но и не опровергла. Сейчас официально речь идет о том, что правительство приняло решение закрыть границы со всех сторон, то есть с 30 марта временно ограничить движение через автомобильные, железнодорожные, пешеходные, речные и смешанные пункты пропуска через границу РФ, а также через сухопутный участок российско-белорусской границы. По России пока такой вариант, видимо, только обсуждается.
Еще в пятницу газета «Ведомости» (опять же, со ссылкой на некие свои источники)
По данным одного из информаторов издания, рассматривается якобы два варианта. Или ограничить передвижения людей так, что спрос на перелеты автоматически упадет почти до нуля, либо ввести прямой запрет на перелеты, оставив лишь отдельные рейсы.
Между тем, представитель премьер-министра сказал тогда журналистам, что в правительстве такой вопрос не обсуждался.
И Росавиация в тот же день официально
Понятно, что ситуация с COVID-19 меняется достаточно быстро. Но могло ли руководство страны за столь короткое время поменять мнение и решиться на столь радикальные меры?
Впрочем, в некоторых регионах уже действуют определенные ограничения на передвижения.
Так, губернатор Красноярского края Александр Усс,
Глава Карелии Артур Парфенчиков пошел еще дальше — он объявил о приостановке работы всего общественного транспорта с 29 марта по 4 апреля.
Сахалинская область также ограничила количество авиарейсов, прибывающих в область с материка. С 28 марта останется только один рейс в день в Москву и по одному в Новосибирск, Хабаровск, Владивосток и Петропавловск-Камчатский. Краснодарский край, и в частности Сочи, после наплыва туристов тоже значительно ограничил транспортное сообщение. Сейчас явно время не для отдыха.
Мэр Москвы
Забыть на время о поездках в Северную столицу попросил россиян и губернатор Санкт-Петербурга
Однако нужны ли подобные ограничения на перемещения в пределах всей страны, учитывая, что метро будет продолжать работу, как и остальной наземный транспорт?
— Подобные жесткие ограничения вводятся только в том случае, когда объявлен карантин, — комментирует ситуацию военный эксперт журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков. — Сегодня в китайском Ухани открылось метро, которое было закрыто в течение двух месяцев, напомню. Потому что город был на карантине, и все этот время там были существенные ограничения в транспорте. Право на перемещение получали только специальные службы и некие волонтерские организации, которые доставляли населению продукты, лекарства и т. д.
В России карантин не объявлен, насколько мне известно.
Другое дело, что сейчас (в соцсетях, особенно) появляется много фейковой информации, которой пытаются посеять панику среди людей. А паника, как известно, главный союзник вируса. Потому что если люди вдруг осознают, что из дома скоро никуда не выйдешь — карантин, — они, что делают? Они бегут в магазины, чтобы затовариться по максимуму.
То есть, возникает ажиотаж и хаос. Плюс, там, где повышенная скученность риск заражения всегда больше. Потому что в толпе могут оказаться носители болезни, которые еще недавно отдыхали на европейских курортах, но скрыли, например, этот факт от властей.
А таких несознательных граждан у нас достаточно, как показывает практика.
Поэтому ко всей подобной информации нужно относиться достаточно взвешенно. Ссылки на какие-то неясные анонимные источники, что где-то что-то обсуждается, это все из раздела «хайли-лайкли». И не соответствует действительности.
О том, что реально обсуждается, и какие решения принимаются на уровне правительства или региональных властей, население официально информируют.
Потом, какой смысл перекрывать транспортные потоки по всей стране?
«СП»: — Наверное, потому что пассажирский транспорт является главным источником распространения инфекции… Некоторые так считают, во всяком случае…
— Но больше всего носителей этого вируса, как мы знаем, на сегодня в столице зафиксировано. И объективно это связано с тем, что особенно много именно жителей Москвы оказалось в этот период за границей. А если взять данные в целом по стране, то, конечно, таких носителей гораздо меньше.
Вы посмотрите, какая сложная ситуация в Италии — инфицировано уже почти 90 тысяч. Да, меры для борьбы с инфекцией предпринимаются. Но при этом транспорт работает, все летает и перевозится.
Поэтому я считаю, что появление подобного рода вбросов имеет целью не только провоцирование паники в обществе. Но также — внесение диссонанса в работу государственных служб, которые как раз предпринимают необходимые меры для ограничения влияния этого коронавируса среди масс населения.
«СП»: — Но, возможно ли, в принципе, остановить пассажирские перевозки внутри такой страны, как Россия — с ее масштабами территориальными?
— Возможно, повторяю, только в условиях тотального карантина. Но и тогда полностью транспортное сообщение не прекратится.
Да, мы прекратили с 27 марта международное авиасообщение — регулярное и чартерное. Потому что зараза к нам прибыла из-за границы. И эти меры позволят свести распространение ее к минимуму.
Но все равно воздушное сообщение есть — остаются рейсы в столицы некоторых европейских государств. Потому что у людей есть рабочая необходимость перемещаться — у дипломатов, например… И мы еще продолжаем вывозить чартерами наших туристов из-за границы.
То есть, мы не закрываем небо и не изолируемся полностью — такого не происходит. Но пассажиропоток берется под контроль. У нас нет причин вводить тотальное ограничение.
Да, сообщается, что инфицировано уже более 1200 человек — это на всю страну. Но у нас каждый год гриппом болеют сотни тысяч, и транспортное сообщение не закрывается из-за этого. А то, что регионы вводят какие-то частичные запреты, это в качестве профилактических мер, наверное, оправдано.
Но, мне кажется, нужно выявлять тех, кто создает напряженность в обществе и сеет панику. И компетентные люди начнут, я уверен, разбираться со всеми этими вбросам о тысячах заболевших и умерших, о перекрытии коммуникаций, о введении военного положения и т. д. И тогда мы увидим, кому все это выгодно.
Потому что с точки зрения мобилизационной, с точки зрения биологической, химической и радиационной опасности нет поводов закрывать страну и прекращать все сообщение. Ограничивать — возможно.
«СП»: — На Украине вот ограничили — метро закрыли. Не помогло…
— Все же стали штурмовать наземный транспорт — мы видели это столпотворение на остановках. А это как раз самый легкий способ передать свою инфекцию ближнему. Причем человек, который является носителем, часто даже не знает об этом поначалу, но заражает остальных.
У нас, в России, с понедельника объявлены «каникулы» семидневные — они позволяют сделать так называемый временной и пространственный разрыв, который ограничит распространение этого вируса.
И, к тому же, у нас все вирусологические центры сейчас активно работают над созданием вакцины против этой инфекции и препаратов для ее лечения.
Поэтому паниковать не стоит. Тем более что паника, в принципе, губительна для любого дела, и вредна для здоровья тоже.
Независимый авиаэксперт Дмитрий Адамидов тоже считает запрет на авиа- и железнодорожное сообщение внутри страны нецелесообразным:
— Такой транспортный «паралич», как мне кажется, очень сильно скажется не только на экономике, но и вообще на социальной ситуации в стране в дальнейшем. Что, допустим, делать людям, которые работают и живут в разных городах и «челночно» передвигаются ежедневно?
Поэтому тут надо сто раз подумать, прежде чем вводить подобные меры.
Мне такая реакция кажется слишком избыточной, продиктованной больше какими-то паническими настроениями. С другой стороны, я не обладаю, понятно, всей информацией. И, возможно, к этому есть какие-то основания. Но, на мой взгляд, это лишнее.
То есть, я бы сказал, остановить транспорт реально. Вопрос — зачем?
Одно дело мы закрыли сейчас международные авиаперевозки. Но с заграницей у нас все-таки не такие большие были потоки. И это не было первой необходимостью.
Другое дело — внутри страны. Я имею в виду, что у нас полно народа работает, к примеру, в крупных городах, а проживает либо в городах-спутниках, либо в других городах. Вахтовики те же самые…
Это все просто создаст ненужные проблемы и лишнее напряжение. Проще гораздо ввести на вокзалах и всех других объектах транспортной инфраструктуры дополнительные профилактические меры по обеззараживанию. Это будет и дешевле, и правильнее. Тем более что сейчас сам по себе пассажиропоток очень сильно упал.
Комментарии (4)