Развитие сети Интернет может пойти по пути, предсказанному в знаменитых произведениях Джорджа Оруэлла - разрабатываемая Евросоюзом директива об авторском праве грозит резким снижением уровня демократичности и свободы во Всемирной Сети.
Наибольшие споры и обсуждения вызвали несколько статьей из нового документа - например, резкой критике экспертов подверглась инициатива, получившая неофициальное название «налог на ссылки». По замыслу законодателей из комитета по правовым вопросам ЕС, при копировании данных с чужих ресурсов владельцы сайтов будут обязаны платить за перепост материалов, каждый из которых будет защищен специальной лицензией – таким образом, новостные порталы получат право выставлять любую цену для покупателей эксклюзива или вовсе отказаться продавать контент. Как считают аналитики «Infowars», подобное ноу-хау, окончательное голосование по которому может состояться уже в начале следующего года, прежде всего даст возможность подотчетным власти СМИ отгородиться от потенциальных критиков; кроме того, статья 13 разрабатываемого закона предусматривает принудительное введение специальных копирайт-фильтров для крупных площадок, позволяющих автоматически проверять информационные потоки на предмет нарушения авторских прав и проводить их дальнейшее цензурирование.
Но и на этом предполагаемые ограничения на свободное распространение информации не заканчиваются - под угрозой могут оказаться даже самые далекие от политики или общественной деятельности пользователи соцсетей, на которых наложат запрет размещения личных фото или видео, сделанных во время спортивных мероприятий и на территории их проведения. Отныне право публикации любых записей матчей или бойцовских поединков будет принадлежать исключительно организаторам соревнований, а аудитории останется возможность лишь пассивно смотреть игру и болеть за любимую команду. Подобное правило может действовать и в других местах – например, если вы сделаете селфи на переполненной улице и на ваш снимок попадет надпись на майке с логотипом компании или рекламный плакат, правообладатель бренда или торговой марки может также предъявить вам иск.
На данный момент в США и других странах подобные ситуации трактуются как добровольное использование чужого контента - в Евросоюзе же такие случаи вскоре станут поводом для массовых заявлений в правоохранительные органы. Не говоря уже о том, что любые пародии, карикатуры, сатирические иллюстрации или стилизации фактически окажутся вне закона – как итог, журналистам и блогерам будет все сложнее сохранять свою неангажированность и беспристрастность, и независимая интернет-публицистика может окончательно кануть в лету.
Комментарии (0)