Новости, политика, экономика, общество

Транзитная катастрофа заставила Латвию умолять Россию

В Латвии скандал – министерство сообщения страны обратилось к Москве с просьбой остановить падение транзитного грузопотока через эту прибалтийскую республику. Латвийским чиновникам пришлось объясняться с населением – так что же, Россия больше не враг? «Если мы будем молить, мы только унизимся [перед Россией] еще больше», комментирует происходящее экс-президент страны.

В этом году Латвия  столкнулась с падением идущего из России транзитного грузопотока – настолько серьезным, что «Латвийской железной дороге» (ЛЖД) пришлось заняться крупными увольнениями персонала, приступить к распродаже локомотивов и вагонов. Населению государства это падение объясняют двояко – как давним решением России построить свои порты и направить поток через них, так и «экономическими санкциями за оккупацию Крыма и войну на Украине».

При этом за скобками остается тот факт, что строить свои порты на Балтике Россия начала задолго до 2014 года и начала украинского кризиса. Поскольку государства Прибалтики с самого начала демонстрировали крайне недружелюбное поведение, соревновались в плевках в сторону восточного соседа, подкармливать их было признано нецелесообразным.

 

Транзит в обвале

По итогам такой политики латвийский транзит пребывает сейчас в крайне плачевном  состоянии. В октябре была обнародована информация, что в латвийских портах за девять месяцев текущего года перевалено 33,197 млн тонн грузов – что на 29,7% (14 млн тонн) меньше, чем за соответствующий период 2019 года.

Эта статистика очень напугала латвийские власти – в условиях разрушения унаследованной от СССР крупной промышленности транзит оставался одной из крупнейших статей доходов Латвии. И сейчас этот доход был бы как нельзя более кстати – в условиях системного кризиса, охватившего экономику страны из-за ковид-кризиса и связанного с ним карантина. Однако сейчас чиновникам латвийского минсообщения остается лишь обняться и плакать, глядя на свежие цифры.

 

При этом латвийских портовиков и транзитчиков особенно пугает снижение поставок угля на главный терминал, предназначенный для этого вида топлива, возведенный на острове Криеву в Риге. Там из запланированных в среднем 118 вагонов в сутки принималось всего 39. Всего же в порты Латвии должны были приходить 850 вагонов, а вместо этого среднесуточный показатель составил 724 вагона.

Оказавшись в таких условиях, латвийские железнодорожники воззвали к России за помощью. В распоряжение телепрограммы Neka personiga попало  письмо, которое свидетельствует о том, что ЛЖД продолжают с надеждой посматривать в сторону России. Это послание отправил помощнику министра транспорта РФ Юрию Петрову заместитель госсекретаря министерства сообщения Улдис Рейманис. И Петров, и Рейманис состоят в межгосударственной рабочей группе, занимающейся вопросами транспорта.

Экс-президент Латвии: унижения перед русскими нам не помогут

В своем послании латыш жалуется российскому коллеге, что существующая ныне длительная бюрократическая процедура таможенного оформления «драматически» уменьшает объем грузов, идущий через латвийскую границу. Соответствующая схема заключается в том, что сначала клиент размещает заказ. Затем список заказов обрабатывается структурой РЖД «Центр корпоративных транспортных услуг», потом согласовывается Минэкономразвития и Минтрансом – а после следует окончательное заключение РЖД.

«Так, в октябре российская сторона не согласовала 94% от запрошенного количества угольного груза – клиенты хотели получить в порты Латвии более 4800 вагонов с углем, но было согласовано только 279. В ноябре не было согласовано 100% запрошенного объема, что означает полное прекращение доставки угольных грузов», – рассказали в латвийской телепередаче. Там утверждают, что ранее стороны заключили неформальный договор о том, что россияне не будут препятствовать грузопотоку в порты Латвии – ради «поддержания единой инфраструктуры железнодорожной сети и возможности использования резервных мощностей». И теперь латыши чувствуют себя обманутыми.

Правительство Латвии неоднократно требовало от ЛЖД, чтобы там искали себе новых перевозчиков грузов, с Россией не связанных.

 

Но это трудновато – хотя бы в силу одного лишь географического положения Латвии. Как поведали в Neka personiga, руководство ЛЖД в пику своим же обещаниям искать новых поставщиков в других странах мира еще недавно встречалось с представителями РЖД – для обсуждения возможного развития нового направления грузовых перевозок из Калининграда в Санкт-Петербург. Латвийцы уже выполнили расчеты по проекту, началось согласование, но потом российская сторона порекомендовала РЖД не участвовать в нем – как считают в Латвии, «по политическим соображениям».

Латвийский министр сообщения Талис Линкайтс контактов с россиянами отрицать не стал. Он объясняет, что при том отчаянном положении, в котором оказалась местная железная дорога, с Россией, хочешь не хочешь, нужно пытаться как-то договариваться. «Мы заинтересованы в том, чтобы такие перевозки были, чтобы наша инфраструктура была загружена. Поэтому мы делаем все возможное, используя различные каналы, чтобы эти планы стали реальностью. Это наше общее дело, это потребность латвийского государства для обеспечения работы железнодорожной инфраструктуры», – пояснил Линкайтс.

Однако такой подход вызвал резкие возражения у президента Латвии Валдиса Затлерса, руководившего государством с 2007 по 2011 год. Затлерс считает, что письма с мольбами в любом случае не помогут, так как речь идет о давно оформившейся политике РФ. «Российская политика формировалась не вчера и не в прошлом году, а лет пятнадцать назад. И было ясно, что постепенно через Латвию будет проходить все меньше и меньше грузов, а может, и вовсе не будет. Если мы будем молить, мы только унизимся еще больше. И никакого положительного эффекта для того, кто слаб и молит, чтобы что-то дали – не будет», – подчеркивает Затлерс.

Но латвийская телепрограмма утверждает, что письмо Рейманиса в Москву предварительно было согласовано с министерством иностранных дел и посольством Латвии в России. Журналисты потребовали объяснений у главы МИДа Эдгара Ринкевича. Их удивление понятно – Ринкевич всегда считался одним из главных антироссийских «ястребов» в руководстве Латвии, он постоянно подчеркивает, что с Москвой нужно говорить крайне жестко и не идти ни на какие компромиссы, всячески  оскорбляет Россию. Но тут вдруг Ринкевич сказал, что, дескать, надобно «отделять политические дискуссии с Россией по вопросам истории, Крыму и Украине от практических вопросов, которые должны решаться на уровне министерств сообщения».

В разговоре с телевизионщиками Ринкевич отверг обвинение в проведении «двух внешних политик». Вместо этого, по его словам, в отношениях с Россией надо практиковать «принцип двух подходов». Министр разъяснил: «Там, где у нас принципиальные вопросы, там и принципиальная позиция. Но есть и возможность увидеть, как сотрудничать, не нарушая этих политических принципов. Я думаю, что мы должны быть достаточно уравновешенными».

Этот принцип понятен. С одной стороны, Рига желает осыпать россиян оскорблениями, обвинять в «агрессии против Украины и Грузии», требовать «возврата Крыма», принимать против РФ собственные санкции и призвать к тому же весь Евросоюз, составлять «черные списки» неугодных россиян, требовать «компенсации за советскую оккупацию»,  запугивать собственное население байками о скором нападении России. С другой, латыши проявляют искреннее недовольство тем, что россияне не желают сотрудничать со столь недружественным государством и выводят из него свой транзит. Вы что это, русские, никак обиделись? Да не обращайте внимания – брань и плевки на вороту не виснут, а ваши грузы нам ох как нужны для поддержания штанов!

Бизнесмены в отчаянии

Но этим суть скандала не исчерпывается. Как сообщает Neka personiga, было и еще одно письмо, которое, написали россиянам бизнесмены, работающие в порту Риги. Однако, поскольку составлено это второе послание было в совсем уж униженном тоне, согласования в дипломатических коридорах оно не прошло – посол Латвии в России Марис Риекстиньш, как выразились в телепрограмме, «сорвал стоп-кран». В свою очередь и Ринкевич признал, что тон рижских бизнесменов был не просто просительным, но и «просто неприемлемым для суверенного государства». Глава МИДа пояснил: «Циркулируют всевозможные идеи, есть компании и предприниматели, которые думают, что по-прежнему достаточно политически преклониться, поцеловаться, и бизнес продолжается. Эти люди, вероятно, застряли в начале 90-х».

По мнению же Затлерса, «единственный путь для Латвии – более тесная интеграция в Европейский союз». Направление же «восток – запад», как он считает, «считается законсервированным до тех пор, пока его не смогут восстановить». Как добавил экс-президент, «надежда на одного клиента всегда приводит к краху в какой-то момент».

В данном случае Валдис Затлерс выразил надежду всей латвийской элиты – экономическое взаимодействие с Россией можно будет восстановить, когда там придет к власти правильное «демократическое правительство».

 

А до этого момента простым латвийским гражданам стоило бы затянуть пояса – высшее чиновничество зарплату себе повышать не забывает в любом  случае. «У правящего класса Латвии есть более надежный, чем транзит, источник финансовых поступлений: русофобия. Пока длится холодная война между Западом и Россией, коллективный Запад не бросит маленького, но гордого союзника умирать в нищете. Сумма, которую Латвия получит в ближайшие годы из европейских фондов, достаточна велика», –  констатирует латвийский оппозиционный активист Владимир Линдерман.

В свою очередь оппозиционный латвийский публицист Илья Козырев отмечает: «Сокращение транзита и нарастающий кризис железной дороги, безусловно, беспокоит финансово-экономический блок правительства. И улучшать отношения с Россией правительство Латвии готово в любой момент – при условии согласия Москвы встать на точку зрения Риги по всем вопросам, в первую очередь по историческим и политическим. Здесь еще помнят времена, когда можно было делать любые гадости России и русским в Латвии – и при этом беспрепятственно увеличивать за счет РФ транзит, торговлю, туризм, банковские и прочие услуги. Искренне  надеюсь, что линия России на максимальное сокращение латвийского (и в целом прибалтийского) транзита, уменьшение объемов торговли с Прибалтикой есть вопрос не только экономический – вертикальная интеграция, импортозамещение и вот это вот все – но и политический».

Но тут есть, по словам Козырева, и один важный нюанс. «Дело в том, что такая позиция России бьет и по русским Латвии. Скажем, последние сокращения на «Латвийской железной дороге», когда была уволена четверть (!) сотрудников, сильно ударили по низовым техническим работникам, среди которых много русских – и в меньшей степени ударили по административному аппарату, где преобладают латыши. Казалось бы, неплохо, если успешная торговля и транзит с Россией была бы поставлена в зависимость от трудоустройства национальных меньшинств. То есть предприятия, где нацменьшинства составляют большинство среди работников, администрации и владельцев, получали бы, соответственно, больше возможностей на российском рынке», – предлагает Козырев. К слову, он в свое время «заработал» арест и уголовное дело – когда призвал русских латвийцев участвовать в акции «Санкционный смотритель»: собирать на предмет передачи в Россию данные на латвийских бизнесменов, спонсирующих националистических  политиков.


Источник: Транзитная катастрофа заставила Латвию умолять Россию
Опубликовал:
Теги: транспорт дорога история Россия катастрофа

Комментарии (26)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Андрей Цаплин 
Когда латыши плевали в сторону России, они, наверное, думали, что их порты и ЖД будут работать для европы? То есть, грузы будут из европы в европу доставляться через латвию? Довольно смелая гипотеза, и весьма неординарная. Медаль Дарвина латыши заработали честно. Пусть несут с достоинством.
Антон Луценко
Решение предельно простое, и даже унижаться не придётся. Нужно только две вещи:
1) снести все памятники латышским легионерам СС;
2) на торжественное открытие новой магистрали развесить вдоль неё оставшихся СС-овских недобитков и их нынешних почитателей - строго по приговору национального латышского суда и в соответствии с законами Евросоюза о запрете нацистской пропаганды.
Только почему-то мне кажется, что на эти две меры латыши не пойдут, ибо у их нынешней государственности нет другой основы, кроме нацистского прошлого.
Nikolai Baranixin
Чуть добавлю, коллега: 3) Никакого такого "государства" Латвия, никаких таких "латышей", никакого такого "латышского" языка - Чухония, чухонцы и шпротная мова в Балтийской губернии России. Если "да" - позволить им дышать. Если же "нет" - под корень, всех до единого! По делам их!
Антон Луценко
Николай, предложенный Вами пункт 3 нуждается в небольшой корректировке. Государства Латвии действительно не было - было имитационное псевдогосударственное образование с таким названием, причём гарантами его суверенитета были не собственные вооружённые силы, как в нормальных странах, а Британия и Франция. А вот латышский народ и язык и были, и есть, но никаких политических последствий это не имело и иметь не должно - в конце концов, на Земле до сих пор существует три тысячи больших и малых народов, а государств лишь около двухсот, откуда простая мораль: собственным государством может обладать лишь тот народ, который способен без посторонней помощи выстроить и сохранить свою государственность.
Борис Даниленко 
латвии никакой пощады так как они измываются над россией и русскими людьми -никакой пощады И не надо говорить-люди -то там хорошие Хватит уже наслышались об Украине
Nikolai Baranixin
Золотые слова -никакой пощады! Выжженная земля!
Ильдар Минхаметов
Жизнь заставляет в прошлое взглянуть с тоской, всё познаётся в сравнении. В Советском союзе, не только внутри страны, но и в отношениях с нашими союзниками по СЭВ(Совет Экономической Взаимопомощи), всё было продуманно и распределено. Все вносили свой вклад в производство сложных товаров. СССР в рамках СЭВ, зачастую шло на экономические упущения для себя, но вовлечение всех участников в производственный процесс. Мы передавали не только технологии производства но и всю производственную линию, один пример: Польше было передано производство самолётов АН-2, легендарный кукурузник, очень востребованный на сельскохозяйственные работы. Так же им было передано производство легкого с двумя газотурбинными двигателями вертолета Ми-2. Что делает Европейский союз, при вступлении новых членов, начинается ограничение на производство того, что уже производится в ЕС. Так в Прибалтике были уничтожены все заводы, построенные в СССР, по производству электроники, парфюмерии и т.д. Да, какое то время, ЕС выплачивает компенсацию, но с последующим уменьшением до полного прекращения этого возмещения.
Так пропали многие торговые марки, которые у рождённых при социализме на слуху: "Глобус", "Ява", "Татра", "Роботрон", "Булгартабак", "Икарус", каждый может добавить в это список своё. В России, после вступления в ВТО, уничтожено сотни тысяч заводов, по производству станков, тракторов, автомобилей, мотоциклов, часов, электроники, вся лёгкая промышленность и т.д. А это всё рабочие места, люди, а за ними их семьи Многие производства были, в так называемых моно городах, где с закрытием этого производства, не осталось работы вообще, люди покидали эти города, так начали исчезать населённые пункты. С созданием агропромышленных холдингов, начала вымирать деревня. Сейчас, эта капиталистическая формация, ведёт к утере смысла жизни, в связи с отсутствием цели, смысла, горизонтов, и методов их достижения. Вот такая, понимаешь, загогулина.
Владимир Зубов
Вообще с российскими чиновниками должен работать следственный комитет. Почему до сих пор идёт торговля с вражеским государством Литвия.
Игореша
Классная статья! Надо было ответку раньше включать
Валерий Крючкович 
И поделом латышским властям. Не хотят жить в мире с Россией пусть выгребают по полной. Только надо что -то сделать, чтобы русскоязычное население меньше страдало
николай сосновский 
А как же Евросоюз и НАТО? Почему они не заступаются за великую латышскую нацию? Почему они до сих пор не ввели войска в Россию и силой не заставили нас возобновить транзит?
Александр М
Да, патамушта, ни евры ни ната не знают о существовании великой латышской нации (некоторые изъяны образования).
А вот, с Россией тягаться им не с руки - русскую вязь на колоннах рейхстага помнят еще...
Владимир Болдинов
Вы предлагаете демократический подход к решению проблемы?
николай сосновский 
Американцы всегда так делают.
Петр Московцев 
Неуж-то наши правители снова будут помогать этим под лозунгом "Это же братский нам народ!" Да сколько можно. Они одной рукой берут помощь, а другой тут же лупят по морде.
Не может быть такого???
А вспомним Турцию. И по морде наши правители получали регулярно и нашего летчика убили и танцы устроили, а мы все дружим.

У меня такое ощущение, что на планете те же законы, что и на зоне. Авторитет берется силой, а не добрыми делами типа кормление и дружба с тараканом в камере...
Владимир Болдинов
"латвийских портовиков и транзитчиков особенно пугает снижение поставок угля на главный терминал", И чего мучаются, пусть покупают уголь в свободной демократической стране США. Никакой российской агрессии, зато в 2 раза дороже
serge panther 
Какие все смелые с латышами!А на китаёз слабо поганые варежки разинуть?
николай сосновский 
Не слабо. Вспомните Даманский.
Александр Кудрин 
Да, да и вспомните кому он принадлежит теперь.
николай сосновский 
Инцидент на острове Даманский был в 1969 году, а отдали его китайцам в 1991 году. Это никакого отношения к пограничному конфликту не имеет.
Андрей Цаплин 
А европедикам слабо на пендосов тявкнуть хотя бы для вида?
Андрей Цаплин 
Так не разевай свою поганую варежку, дегенерат. Слабо тебе против пендосов тявкнуть? Хотя бы против их фальсифицированных выборов?
Цибульский Юрий 
А вывод, ребята, один: нечего МОСЬКЕ лаять на СЛОНА!Дотявкались, и поделом!
Валера Ратников
А в СССР плохо жилось?
Александр Пужель 
На двух стульях тяжело усидеть. Либо - гордым, но бедным, либо ....
Владимир Болдинов
"Затлерс считает, что письма с мольбами в любом случае не помогут, так как речь идет о давно оформившейся политике РФ. Правильно, в соответствии с канонами свободы, демократии и рыночной экономики Латвия должна объявить России войну, а запад ей должен помочь борьбе с российской агрессией..
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Байконурская катастрофа
Байконурская катастрофа
19
Мужской журнал 09:01 27 сен 2021
Происшедшая на Земле ядерная катастрофа — не гипотеза
Происшедшая на Земле ядерная катастрофа — не гипотеза
102
Мужской журнал 05:02 10 июн 2018
За год до Чернобыля. Катастрофа в бухте Чажма
За год до Чернобыля. Катастрофа в бухте Чажма
13
Мужской журнал 10:00 19 сен 2021
Катастрофа МН17: абрикосовое дерево рушит обвинение СБУ против России
Катастрофа МН17: абрикосовое дерево рушит обвинение СБУ против России
19
Мужской журнал 19:02 03 ноя 2017
Самая секретная техногенная катастрофа СССР
Самая секретная техногенная катастрофа СССР
32
Мужской журнал 09:00 17 апр 2019
Крупнейшая железнодорожная катастрофа в истории войн
Крупнейшая железнодорожная катастрофа в истории войн
2
Мужской журнал 09:01 25 янв 2022
"КАТАСТРОФА ДЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА": ДЕЛЯГИН И ПРОНЬКО О САМОМ ПЕЧАЛЬНОМ НАЗНАЧЕНИИ ДНЯ
"КАТАСТРОФА ДЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА": ДЕЛЯГИН И ПРОНЬКО О САМОМ ПЕЧАЛЬНОМ НАЗНАЧЕНИИ ДНЯ
63
Ваши новости 06:00 05 ноя 2021
Варламов: Ничего страшного, если НАТО оккупирует Россию
Варламов: Ничего страшного, если НАТО оккупирует Россию
82
Ваши новости 11:01 02 янв 2022
Катастрофа MH-17: Теффт рассказал, почему США отказываются делиться информацией
Катастрофа MH-17: Теффт рассказал, почему США отказываются делиться информацией
19
Ваши новости 14:01 29 авг 2017
Глобальная катастрофа в результате которой появилось человечество. Когда она произошла?
Глобальная катастрофа в результате которой появилось человечество. Когда она произошла?
20
Мужской журнал 05:01 26 янв 2019
Загадочная катастрофа 536 года нашей эры: что стало причиной климатического Апокалипсиса на Земле?
Загадочная катастрофа 536 года нашей эры: что стало причиной климатического Апокалипсиса на Земле?
10
Мужской журнал 07:00 10 май 2021
ГИБДД представила новые основания для остановки и проверки документов у водителей
ГИБДД представила новые основания для остановки и проверки документов у водителей
0
Авто-Тема 09:14 Вчера

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства