Новости, политика, экономика, общество

«В РЕЗУЛЬТАТЕ ЭТОЙ БАНИ В ВИСКУЛЯХ МИЛЛИОНЫ ЛЮДЕЙ ПОТЕРЯЛИ ВСЁ…»

Ирина МИШИНА

8 декабря 1991 года я вела новостные эфиры Первого канала в Останкино. Именно в этот день произошли роковые события, изменившие историю нашей страны: распался Советский Союз.

Даже сейчас, много лет спустя, я не могу отделаться от мысли, что всё произошедшее было какой-то спонтанной акцией, в которой было мало логики. Начать с того, что Договор 1922 года об образовании СССР вообще не мог быть денонсирован тремя представителями республик из состава Советского Союза. Изменение Союзного договора подлежало исключительному ведению Съезда Советов СССР. Но в тот день никто не вдавался в юридические тонкости.

Это мое роковое дежурство выпало на выходные дни. А это означало, что руководства редакции на месте, скорее всего, не будет. Не будет и традиционной летучки, на которой можно обсудить с коллегами и с начальством вёрстку программы и материалы. Так и произошло.

В начале 90-х слово «ведущий» ещё оправдывало своё название, и человек в кадре часто сам намечал основные материалы выпуска и писал тексты для программы, которую вёл. К эфиру 8 декабря готовить было в общем-то нечего: корреспонденты молчали, начальство тоже. Руководили выпуском программы в этот день заместитель главного редактора Олег Борисовский и шеф-редактор основного информационного выпуска Ольга Иванова.

Все знали, что Борис Ельцин не в Москве, что в Вискулях проходит его встреча с руководителями Белоруссии и Украины Шушкевичем и Кравчуком и что там готовятся документы о новом устройстве одной шестой суши. О сути документов, которые будут подписывать в Беловежской пуще, информации не было. Подозреваю, что сами подписанты во главе с Борисом Ельциным тоже в начале дня не знали точно, что именно они будут подписывать: новостей из Вискулей не было совершенно.

Заместитель главного редактора Олег Борисовский предпринял все возможные попытки дозвониться руководству страны. Но телефоны помощников Горбачёва и Ельцина молчали. К середине дня пришла информация о том, что в Москве проездом в Беловежскую пущу остановился казахстанский руководитель Нурсултан Назарбаев. Интервью с ним давало шанс понять, что будет со страной. Корреспондент уехал на интервью с ним, но вернулся ни с чем: дальше Москвы Назарбаев не полетел – его в Вискулях, как выяснилось, не ждали. Назарбаев был за сохранение Союза, и то, что в Беловежской пуще решили обойтись без него, наталкивало на мрачные мысли. Помню, корреспондент спросил тогда у «застрявшего» в Москве Назарбаева: «Обидно, Нурсултан Абишевич?» Назарбаев, выглядевший очень расстроенным, ничего не ответил. Возможно, он знал о сути готовившихся Беловежских соглашений и решил попросту в этом не участвовать.

Тем временем аппараты ТАСС предательски молчали. Новостей не было. Провела эфир и сразу зашла в аппаратную, где были ленты информационных агентств. Чудесным образом они внезапно заработали: новости выходили со ссылкой не просто на нашу программу новостей ТВ – лично на меня. Честно говоря, стало страшно.

До 21 часа новостей из Беловежской пущи не было. И это наводило на мысли о том, что собравшиеся там Ельцин, Кравчук и Шушкевич не могут о чём-то договориться. Все агентства это, видимо, понимали и поэтому замерли в ожидании. Примерно за 40 минут до начала выпуска позвонило руководство Гостелерадио, и нам сообщили, что подписаны документы о денонсации договора об образовании СССР. Но без сообщения ТАСС мы не имели права обнародовать эту новость. Помню, меня оставили на какое-то время одну, чтобы я обдумала, как обо всем этом сказать в эфире. Было понятно, что просто зачитывание сообщения ТАСС в этом случае не годится, нужны какие-то слова, которые подготовили бы людей к этой трагичной для многих новости. Понимала я и другое: то, что меня выбрали «глашатаем» этой жутковатой новости, так или иначе скажется на моей судьбе. Поэтому слова надо было подобрать правильные. Помню, никто мне ничего не навязывал, не советовал, не рекомендовал. Я приняла решение предварить новость о распаде СССР словами: «Сейчас я вынуждена сообщить вам о том, что той страны, в которой все мы родились и жили, больше не существует…» Это была заготовка на тот случай, если придёт сообщение ТАСС. Но его не было. Ни до эфира, ни в его начале, ни в середине. Я уже, честно говоря, думала, что всё обойдется, но за несколько секунд до конца выпуска в эфирную студию вошла шеф-редактор Оля Иванова с огромной «простынёй» ТАСС. Я сразу поняла, что это то самое роковое сообщение о денонсации договора о создании СССР. Читая этот зубодробительный текст ТАСС со всеми повторами, опечатками, которые по ходу надо было замечать и учитывать, я думала только об одном: видят ли люди по ту сторону экрана, как я сейчас у них на глазах седею? Прочитав длинную «простыню» ТАСС, я собиралась уже заканчивать программу, но в конце произошло то, что до сих пор для меня загадка. В студию принесли сообщение ТАСС с обращением Ельцина, Кравчука и Шушкевича к президенту США Джорджу Бушу. Его тональность меня, честно говоря, удивила: это напоминало своего рода отчёт о проделанной работе.

От всего произошедшего в тот день веяло разрушением реальности. Но порой мне кажется, что события 8 декабря 1991 года складывались во многом спонтанно. Позднее лидер Беларуси Шушкевич признается, что тогда, в декабре 91-го, всё решилось «на основе хорошей вечерней бани». Распад СССР долго и хорошо «отмечали» в Вискулях... В результате этой бани миллионы людей потеряли всё в своей жизни из-за росчерка пера нетвёрдой руки политиков, опьянённых маниакальной идеей собственного величия.


Источник: «В РЕЗУЛЬТАТЕ ЭТОЙ БАНИ В ВИСКУЛЯХ МИЛЛИОНЫ ЛЮДЕЙ ПОТЕРЯЛИ ВСЁ…»
Опубликовал:
Теги: Беларусь человек баня все

Комментарии (28)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Георгий Ситнянский
Беловежская тусовка была не убийством и даже не похоронами СССР, а выдачей свидетельства о смерти. И что это за сверхдержава, если три алкаша, попарившись в баньке, между делом сумели её развалить?
Олег Бессонов
Этот пользователь заблокирован. Возможно он тролль
Гоша, понятное дело, что вам либерастам хочется представить это событие как одномоментный факт!.. А то, что страну долго готовили к этому, тусовали всю верхушку партии и КГБ, устраивали блокады то продуктами, то спиртным,то сигаретами, то тебе русофобу не ведомо??!...
Георгий Ситнянский
Развал был предопределён, когда из единой страны понаделали дурацких республик. Точка невозврата были пройдена где-то в 1960-х.
Бузыкин Alexander
Не соглашусь. Не было выхода как из национальных окраин бывшей РИ делать национальные республики. Другое дело КАК это было сделано и во что в итоге преобразовано.
Развал прежде всего произошёл экономический. Крах плановой экономики был предопределен. Если бы это случилось на 10 лет позже, то не думаю что мы тут что то приобрели.
Aleksandr sheliakin
Жора , Жора, ты как всегда в своем, в привычном, раз ты в го..е то и пытаешься всех измазать, мол не я один такой.
Ты как-то застрял в своих совко вата..А жизнь Жора она не стоит на месте.
Привести тебе пару примеров? Да, ты думаю не поймешь...но может кто другой прочитает и поймет, а?)
Про слона слышал, самое сильное животное , а в курсе( ну , если ты учился в советской школе) мышь может победить слона.
Ну и второй, башни близнецы помнишь? Думаю они выдержали хороший артобстрел, а вот подорвали то их изнутри.
Ну, и ближе к твоему умишку.
Разваливали не ты с Бузыкиным, а руководители государств своих, им было как два пальца об..ть это сделать, тем более никого не спрашивая.
Все что произошло, было противозаконно, а кто им мог помешать Жора, ты или твой дружбан Бузыкин с своими идиотскими измышлениями- "Развал прежде всего произошёл экономический. Крах плановой экономики был предопределен."..
Передай этому солдафону , что один прапорщик способен развалить любую воинскую часть, в смысле воровства.
А , если этот унтер офицер не в курсе, то экономический развал, как пишет это вояка, был спровоцирован.
Если ему дней пять не дадут поесть дома, то он точно к концу недели будет экспонатом в мединституте.
Георгий Ситнянский
"Экономический развал был спровоцирован" - и кем же?
Остальное - "МногаБукафНиПаТеме".
Aleksandr sheliakin
Не Жора, разговора не будет, твой "могучий" умишко не способен к пониманию , это ты своему партнеру по идиотизму задай вопрос. Бузыкин он из танка , ему видней..
Георгий Ситнянский
Экономический развал имел место во всём "соцлагере", но единое государство распалось лишь там, где были "республики". А вот у Чаушеску в Румынии хватило ума ликвидировать созданную Георгиу-Дежем "Венгерскую Республику".
Владимир Капусто 
Ну, может, не спровоцирован, а спланирован и осуществлен. Кем - долго гадать не надо.
Александров Александр 
Миллионы людей в погонах: армия, КГБ , МВД , гру.,.просто смотрели на это непотребство , никчемные паразиты в погонах
Владимир Король 
Вот-вот, люди в погонах во всем виноваты. А то, что десятки миллионов людей без погон смотрели на это непотребство и помалкивали - это нормально, так? Решил крайних найти? Типа, "А мы чо? Мы ничо. У них оружие, вот пусть и охраняют, никчемные паразиты". От кого было охранять? От Ельцина, которого еще за день до этого всем народом на руках носили?
Борис Белоусов
Не миллионы людей, находящихся в рядах этих организаций, а десяток в генеральских погонах трусливо проглотивших это предательство!
Олег Бессонов
Этот пользователь заблокирован. Возможно он тролль
Сначала всех подряд людей в погонах опустили ниже плинтуса, оставили без зарплат, крутили подлые кинишки про Сталина и Берию, кушающих младенцев, подсовывали провокации из прибалтики
Бузыкин Alexander
Вообще то над людьми в погонах довлела присяга и субординация.
Не все так просто было.
Или вы хотели что б внутренние войска МВД СССР сталкивались с армейскими частями?
Михаил Сухоцкий 
Люди в погонах - они всегда за власть какая бы она ни была: и за Гитлера, и за Сталина, и за Лукашенко. Бывают исключения в виде госпереворотов, но поскольку военным ум не нужен, то и результаты переворотов сумрачные.
Михаил Сухоцкий 
Произошло то, что должно было произойти. И это нужно принять как должное и идти дальше, а не стонать по прошлому.
Nikolai Baranixin
Ну хорошо, эта троица, банщики из Вискулей -негодяи, конечно. И лдного из них ЕБНа пресловутого, уже не достать, к сожалению. Но ведь главный-то, главный-то враг и изменник, тюлень колхозный, этот использованный Олвис, этот Райкин муж -он-то, он-то - в пределах досягаемости. И можно (нужно!), вынуть его из состояния сладкой нирваны, да и повесить его на Красной площади. Понятно, это не вернет к жизни нашу Родину, наши деньги, наших умерших граждан и умершей гордости за страну. Не вернет! Но мы хотя бы насладимся агонией сволочи в петле, его судорогами и подергиваниями, как любовались советские граждане подыхавшими полицаями во время войны.
Борис Эппель
Покажите мне примеры в истории когда алкоголик, который руководит государством добился хоть каких-нибудь успехов каких примеров нет, нет и надеюсь в скором будущем не будет что я могу сказать о Ельцине да вроде и ничего, Сталин по сравнению с ним это ангел! Сталин уничтожал своё население в концлагерях(гулагах)но он просто уничтожал людей без всяких призывов. Но то что сделал Ельцин под прикрытием демократии его "заслуги" трудно переоценить уничтожить миллионы ни в чём неповинных людей которые поверили ему его призывам, призывам алкоголика, который отбросил нашу страну на десятилетие назад последствия которые сказываются уже на протяжении почти 30 лет!!! Кем был для меня Ельцин был есть и будет уродом который не соображал что он творит потому что
был всегда в пьяном угаре, моё мнение нынешнее и все последующие поколения проклянут этого с позволения сказать "президента" заслугу его вижу только в одном, что 31 декабря 1999 года он отказался добровольно от власти-это большая заслуга его воспалённого мозга!!!!
Михаил Сухоцкий 
Ну дурь прёт. Даже если повесишь тысячу. то пролого не вернешь. Живи новым временем и добивайся прогресса в настоящем.
Георгий Ситнянский
"Сталин по сравнению с ним это ангел! Сталин уничтожал своё население в концлагерях(гулагах)но он просто уничтожал людей без всяких призывов".
Это Сталин-то (и вообще большевики) - без всяких призывов!?
Александр Кудрин 
Ну как, вот так и получилось как в 1917-м, пока одни мяли зад, другие, боле наглые, взяли власть и установили свои порядки, наобещав народу в три короба. А народ - непуганные идиоты совка, не привык к обману власти и поверил. Теперь хочет обратно, вернее к прежним плюшкам. А его пугают прошлой жизью, что де хотите чтоб в магазинах было пусто и в ТВ три канала? Как будто за 30 лет совок не прогрессировал бы, да хоть бы как в Китае.
Александр Васильев 
Нет не прогрессировал бы.Последние 20лет своего существования из-за маразматиков во власти СССР регрессировал.КПСС заменившая органы власти проснулась и проворовалась.Вспомните "Узбекский дело" или дело Мжеванадзе.С такими прогресса бы не было.
Олег Бессонов
Этот пользователь заблокирован. Возможно он тролль
ЦРУ играет вдолгую, выдавая Горби и элцыну с преемником инструкции по уничтожению России.
А сейчас преемник вместе с Греф и чубыйсом строят электронный концлагерь. А народ спит
Михаил Сухоцкий 
Или ты молодой, или грелся в обкомах, горкомах и прочих омах. Взгляни сколько народу выходило для изменения, когда в магазинах пусто, а на западе развитие на зависть.
Вячеслав Киселев 
А я согласен с Путиным, что мину под развал СССР заложил ещё Ленин. Российская империя была единым государством, где все были граждане страны сохраняя национальную идентичность на местах своего проживания. Ленин придумал, якобы "независимые" республики. При этом границы проводили довольно бездумно, заложив ещё одну мину под будущее. Я считаю, что это было сделано по старому принципу - разделяй и властвуй. Действительно, республики стали соперничать, кто больше получит от центральной власти. С другой стороны, центральная власть, чтобы, не дай бог, и правда не вздумали вдруг выходить из СССР, повели политику - отрывать материальные блага от главной республики России переферийным. За десятилетия там уровень жизни, не такой уж высокий в целом, стал выше, чем в России. И мало подкованные в политике народы этих республик стали думать, что "русские дураки", мол, за наш счёт они "кормятся". И когда Горбачёв затеял перестройку ничего не перестраивая в экономическом смысле, местным элитам подогреваемым Западом не трудно было убедить свои народы на отделение от СССР. И пошло, не просто отделились, а стали гнобить и даже убивать русских только за то, что они русские. Не понимая, что их экономики построены были русскими и поддерживались русскими. Сейчас пришло прозрение, что Россия стала "почему-то" жить лучше всех этих республик. Но в своём идиотизме ни человек, ни государство в целом никогда не признается. И вот, опять же подогреваемое Западом, что в неудачах этих новых государств виновата Россия. Мне, как и большинству, было жалко, что развалился СССР. Но теперь, зная реальность, возврата этих республик, бывших клопов на теле России, я не хочу. Никакого нового СССР мне не надо. Думаю, и большинству народа, и Президенту в России. А Запад в свое войне против России начал выдумывать, чт Путин хочет возврата СССР, снова посадить этих клопов на свою, то есть на шею России.
АЛЕКСАНДР СМОЛЕНСКИЙ
Дурак ты ,Батенька и шутки твои дурацкие,сам ты клоп...
Олег Карцев 
У нас по Минску еще бегает этот ублюдок Шушкевич. Здоров как бык, гад, как и лепший друган его с усами.
Виталий Кирпиченко 
Жаль не было на месте Дзержинского! Или Сталина с Берией. При размазне Горбачёве, который побоялся разбудить свою Раю, чтобы спросить, как ему поступить, всё было возможно.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Табу для русской бани
Табу для русской бани
4
Мужской журнал 06:02 14 июн 2018
Чем русских могут шокировать немецкие бани 
Чем русских могут шокировать немецкие бани 
12
Мужской журнал 10:02 20 янв 2018
Всё это телевидение забить досками наглухо.
Всё это телевидение забить досками наглухо.
52
Ваши новости 08:01 05 мар 2021
Без туалета или бани? Какие постройки на даче придется осенью снести
Без туалета или бани? Какие постройки на даче придется осенью снести
3
Все о работе руками 14:15 01 июн 2023
Убившие миллионы людей политики активнее всех кричат об Афганистане
Убившие миллионы людей политики активнее всех кричат об Афганистане
0
Ваши новости 10:01 25 авг 2021
Почему миллионы людей мечтают получить российский паспорт
Почему миллионы людей мечтают получить российский паспорт
0
Ваши новости 11:00 12 июн 2019
Полковник Василий Масюк: Неужели всё это было со мной
Полковник Василий Масюк: Неужели всё это было со мной
10
Мужской журнал 10:01 12 ноя 2021
Всё плохо!
Всё плохо!
15
Ваши новости 16:30 22 май 2020
Как купались рыцари, и почему были запрещены общественные бани
Как купались рыцари, и почему были запрещены общественные бани
8
Мужской журнал 09:01 13 апр 2020
Не ешьте из этой посуды! Самая токсичная и вредная посуда
Не ешьте из этой посуды! Самая токсичная и вредная посуда
7
Все о работе руками 13:01 20 фев 2024
«Изя всё»: Эстонцы поняли первыми
«Изя всё»: Эстонцы поняли первыми
4
Ваши новости 12:45 12 ноя 2020
9 приемов для дизайна ванной комнаты, чтобы она выглядела так же роскошно, как в 5-звездочном отеле
9 приемов для дизайна ванной комнаты, чтобы она выглядела так же роскошно, как в 5-звездочном отеле
0
Все о работе руками 08:20 Сегодня

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства