В конце апреля состоялась VIII Московская конференция по международной безопасности (МКМБ, MCIS-2019). Российская столица приняла авторитетных делегатов, лиц, принимающих решения, военных, экспертов, парламентариев и журналистов. В ходе солидных дискуссий были обсуждены проблемы международной безопасности, вопросы региональной стабильности и борьбы с транснациональным терроризмом. Российское военное ведомство показало прекрасные организаторские и академическо-экспертные способности, провело форум мирового разряда.
За последние годы Россия значительно усилилась как один из ведущих геополитических игроков. Во многом это стало результатом успехов Москвы на Ближнем Востоке. Что касается сирийской кампании, именно благодаря военно-политическим усилиям России удалось нанести удар по международному терроризму в лице «Исламского государства» (запрещенной в РФ организации). Сирийское государство ведет войну с террористами более семи лет. Именно российские военные сумели «сломать зубы» радикалам, освободить большую часть сирийской территории и вернуть к мирной жизни сотни населенных пунктов. И это не останется незамеченным историей и международным сообществом. Многие делегаты из самых разных стран Запада и Востока отметили на МКМБ роль российской военной машины в борьбе с ИГ.
В свою очередь, регион Южного Кавказа находится в непростых геополитических и экономических условиях. Этот аспект в ходе МКМБ нашел отражение в выступлениях и дискуссиях делегатов из многих стран. Исторически Россия всегда играла ключевую геополитическую и экономическую роль на Южном Кавказе. Многие страны региона, в частности Армения, имеют тесные культурные и социальные связи с Москвой. Общая история российского и армянского народов насчитывает многие века.
Союзническим отношениям между Москвой и Ереваном много лет. Страны являются стратегическими союзниками, скреплены десятками, даже сотнями межгосударственных договоров и соглашений. Обе являются членами интеграционных организаций ОДБК и ЕАЭС. Важно учесть, что обе страны на протяжении многих лет успешно дополняли друг друга, поддерживали во многих ситуациях, в том числе в кризисных. Нет никаких сомнений, что именно Россия играет ключевую роль в выстраивании региональной конфигурации безопасности и от ее геополитического «самочувствия» зависят мир и стабильность. При этом в меняющемся мире одним из показателей успешности великой державы являются возможности ее союзников. Таким образом, нет сомнений в том, укрепление армянской государственности и превращение ее в региональную супердержаву качественно усилит позиции России в международных делах.
“В меняющемся мире одним из показателей успешности великой державы являются возможности ее союзников”
Есть основания полагать, что на руководство Армении оказывается определенное давление со стороны, скажем так, объединенных либеральных сил. Цель вполне понятная и простая: большая интеграция в западную политическую семью со всеми последующими обстоятельствами. Есть также намерение увидеть в Армении (вопреки ее желанию) «вторую Грузию» с ее антироссийскими инсинуациями. Желание это вполне наивное и антиисторичное.
Однако механизмы давления в геополитике вещь не новая, а вполне себе нормальное явление. Настоящая геополитика делается за кадром, в кулуарах, во время коротких закрытых встреч. Сильные мира сего говорят в ином тоне, мыслят иными категориями и почти всегда пытаются склонить более слабых на свою сторону. В этом, в общем-то, и есть смысл геополитики. Регион Южного Кавказа всегда был ареной борьбы великих держав. Исторически в этой важной географической зоне шла борьба за влияние между такими игроками, как Турция, Иран, Россия, Великобритания, Франция. В новейшее время к концерну великих примкнули Соединенные Штаты, объединенная Европа и Ватикан. Но и это не все. Международные отношения стали более сложными, витиеватыми, многоуровневыми. Все большую роль в мировой политике стали играть новые акторы – неправительственные организации, фонды, правозащитные структуры и общества.
Зачастую негосударственные акторы стали подменять собой целые государства, действовать самостоятельно и вести свою внешнюю политику. Во многом их действия направляются государствами, где базируются их центральные офисы и откуда поступают финансы. Парадоксально, но в последнее время они действуют в полном отрыве от правительств своих стран, а иногда проводят политику, которая противоречит генеральной линии их столиц. Все это связано с осложнением международных отношений как таковых.
Неправительственных организаций на Южном Кавказе, включая Армению, очень много. Большинство из них работают честно, создают рабочие места, а их деятельность приносит пользу общественным, социокультурным и экономическими процессам стран пребывания. Однако иногда они переходят границы и забывают свои истинные цели, которые всегда прописаны в их уставных документах. Безусловно, развитие демократических институтов и гражданского общества является одним из важнейших приоритетов любого государства, желающего шагать в ногу со временем. Однако это эволюционный процесс, и он должен идти естественным путем, с оглядкой на историческую специфику и культурные особенности каждого народа. На сегодня армянское общество не готово к радикальным переменам путем ослабления устоявшихся национальных институтов. Страна должна прийти к этому в нужное время при нужных условиях.
“Вряд ли Трамп, имея колоссальные проблемы внутри страны, будет портить отношения с Россией ради того, чтобы закрепиться на Южном Кавказе”
Многим может показаться, что за разными фондами стоят правительства, но это не всегда так. К слову, хорошо известно, что основатель «Открытого общества» Джордж Сорос является личным врагом президента США Дональда Трампа. Да и в целом, политика нынешней американской администрации отличается от той, которую проводили ее предшественники. Трамп принадлежит к тому классу элиты, которая не будет использовать либеральные неправительственные организации и НКО в качестве инструмента геополитики. Еще большой вопрос, является ли деятельность либеральных сообществ в СНГ производной Вашингтона или происками Госдепартамента. Вряд ли Дональд Трамп, имеющий колоссальные проблемы внутри страны и целящийся в Иран с Китаем, похож на того человека, который будет портить отношения с Россией, пытаясь закрепиться на Южном Кавказе.
Но не исключено, что многие хотят использовать новую конфигурацию и попытаться склонить армянские власти на свою сторону. Перед Ереваном стоят серьезные задачи. В основном речь идет об экономике, социальной политике и борьбе с коррупцией. И, кажется, что геополитика не является приоритетом новых властей. Однако иногда бывает мало просто от нее отказаться. Иногда она сама начинается заниматься тобой, приходит без стука и приглашения. В этой связи важна сбалансированность внешней политики, реальный анализ своих приоритетов и твердость, которая необходима для противодействия давлению со стороны непонятных людей в непонятных местах.
Теория говорит о том, что Армении нужно выстраивать сбалансированную внешнюю политику, основанную на истории и географии, участвовать в региональных и мировых процессах, основываясь на национальных интересах. На сегодня армянский государственный иммунитет слаб и объективно не может выдержать резкие удары по основополагающим фундаментам: армия, церковь и семья. В данном контексте российско-армянские отношения должны исходить не только из необходимости прагматичного развития политического диалога, а моральной консервативной ясности и бережного отношения к общему историческому наследию. Мы не можем все время полагаться на реалполитические расчеты, ведь судьбоносные решения должны приниматься на основе более глубинных факторов – именно в этом заключается вся суть стратегического союза. И важно подчеркнуть, что речь идет именно о долгосрочных отношениях между двумя нациями, а не о чиновниках, которые приходят и уходят. Только усиливая друг друга, мы сможем сохранить, укрепить и преумножить.
Артур Казинян, кандидат юридических наук, лидер партии «Одна Армения»
Комментарии (0)