Новости, политика, экономика, общество

«Я не вижу прорыва в корабле Илона Маска»

«Мы знали, что американцы сделают этот корабль – Crew Dragon. Они смелые ребята, но избранный ими путь – коварный. В корабле много недоработок», – сказал газете ВЗГЛЯД летчик-космонавт СССР Александр Александров, комментируя первый в истории пилотируемый полет на коммерческом корабле на орбиту. Где кроется слабость детища Илона Маска, ракеты-носителя Falcon 9 и корабля Crew Dragon?

Во вторник Роскосмос выразил  искреннюю радость за коллег из НАСА, которым в минувшие выходные удалось в штатном режиме провести запуск корабля Crew Dragon и его  стыковку с Международной космической станцией (МКС). Более того, российское и американское космические ведомства обсуждают возможность взаимного предоставления мест на кораблях для полетов на МКС. Не исключено, что и россияне будут добираться на орбиту при помощи ракет компании SpaceX, частной фирмы миллиардера-изобретателя Илона Маска.

Как уже  отмечала газета ВЗГЛЯД, Маск помог Соединенным Штатам отобрать контракт у России, которая в течение последних девяти лет возила астронавтов на МКС с помощью кораблей «Союз».

 

Но так ли надежны ракеты и пилотируемые корабли фирмы SpaceX? В самом ли деле американский технический гений сказал новое слово в космонавтике? Об этом в интервью газете ВЗГЛЯД рассуждает летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза, доктор технических наук, советник президента ракетно-космической корпорации «Энергия» Александр Александров.жд

Александр Александров

 

ВЗГЛЯД: Александр Павлович, успешная миссия носителя Falcon-9 и корабля Dragon Crew наделала много шума. Это «большой шаг для человечества»?

Александр Александров: Почему многие думают, что сделан какой-то невероятный шаг? Это не прорыв лично Илона Маска, это просто проявление нового подхода в пилотируемой космонавтике. Семиместный корабль делают различные компании, в том числе Boeing. НАСА и само занимается его производством, но еще не сделало. Хотя надо признать, что у SpaceX все хорошо получилось.

Всех удивляет посадка первой ступени ракеты Falcon. Однако и это не новая, а уже известная задача. Просто для этого нужны деньги и хорошая техника. Непилотируемый, грузовой Dragon летал уже несколько лет, проводил ряд стыковок. Важно, что Falcon 9 отрабатывался без грузового Dragon, и он успешно летал к МКС. Теперь же его переквалифицировали под пилотируемую космонавтику и осуществили свой первый пилотируемый полет. Мы их поздравляем.

Но прорыва я здесь не вижу. С технической точки зрения это такая же система, как «Союз», который был создан более 50 лет назад.

 

Все это укладывается в общие технологии. При этом за разработчиками из SpaceX остались долги по безопасности, которые в процессе будут дорабатывать. Вот если бы запустили новый аэроплан в космос, это был бы прорыв в системе.

ВЗГЛЯД: А что это за долги? Некоторые эксперты говорят, что при создании Falcon 9 допущены рискованные технические решения. 

А. А.: Увлечение новыми пластиковыми материалами, углеродными компонентами чревато риском. Все проекты, которые были раньше – и у немцев, и у нас, и у США, и у Китая – рассчитывались на металлические корпуса ракет и кораблей. Надо учесть сложный профиль полетов через атмосферу до выхода в околоземное пространство. Следует предусмотреть ветровые, температурные нагрузки. Надо учесть влияние работы двигателя на корпуса и приборы. Все это было отработано за 60–70 лет полетов.

Мы знали, что американцы сделают этот корабль. Но там очень много недоработок. Не забывайте, что была авария год назад – в апреле 2019-го. При наземных испытаниях двигателей капсулы Crew Dragon произошел взрыв. Тем не менее, они пошли дальше. Они смелые ребята, но этот путь очень коварный.

ВЗГЛЯД: В чем могут проявиться проблемы с «нетрадиционными» новыми материалами?

А. А.: Когда в нашей космической отрасли пытались применять углеродистые материалы, мы не получали нужных характеристик на испытаниях и отказались от них. Материалы не держат скручивание, плохо работают на вибрации. В общем, есть там недостатки.

Хотя, с другой стороны, они здорово держат температуру, достаточно прочны. Поэтому эти вещи дорого стоили, чтобы сделать и корпуса, и какие-то детали конструкции. Но если они достигли каких-то успехов в применении, то слава богу. Все это облегчает конструкцию. Но опять же, это не что-то совершенно эксклюзивное. Это часть общего процесса освоения и применения новых материалов.

ВЗГЛЯД: Но то, что сама схема Falcon плюс Crew Dragon частично многоразовая – это перспективный путь?

А. А.: Перспективный. И мы идем по тому же пути. Проектировщики нашего нового пилотируемого  корабля «Орел» (бывшей  «Федерации») с самого начала мыслили схожим образом. Я сам принимал участие в работе над этим проектом. Была хорошая идея – аэрокосмический вариант, очень хороший, вместительный, тоже на семь человек. У него были мягкие характеристики по посадке, взлет на ракете.

Генеральный конструктор РКК «Энергия» Николай Севастьянов как раз предлагал эту идею. Если вывод корабля на орбиту будет осуществляться не на ракете-носителе с земли (как происходит и в случае Falcon), а с воздушного носителя, то это будет действительно прорыв в развитии космонавтики, новое ее качество. У SpaceX мы видим иной подход.

Используется многоразовая первая ступень ракеты-носителя. Это не просто конструкция, которая выработала топливо и сбросилась, как бочка. Это дорогая система. Во-первых, нужно ее оснащать «мозгами» – мощной вычислительной системой, которая позволит приземляться в нужном месте. Во-вторых, требуется топливо – ступень должна одну пятую часть топлива себе оставить для того, чтобы на чем-то лететь вниз. Если многоразовость подразумевает экономию, то здесь экономии нет.

 

ВЗГЛЯД: Как бы то ни было, теперь американцы смогут летать, обходясь без наших «Союзов». Получается, мы теряем рынок?

А. А.: Во-первых, НАСА уже договорилось с Роскосмосом на осень о покупке одного места на «Союзе». Так что полет на Dragon еще не говорит о том, что у нас будут пустовать места. Европейцы могут летать как с нами, так и с американцами.

Но рынок – это еще не все. Лишний заработок нам не повредит, но у нас и мороки с американскими астронавтами было достаточно. Совместная подготовка была для нас большой проблемой. Американцы учиться особенно не любят, экзамены сдавать не любят. И мы их таскали туда-сюда. Они летали не как специалисты, а почти как пассажиры.

ВЗГЛЯД: Но все же какие уроки нужно извлечь России?

А. А.: В пилотируемой космонавтике нужен порядок. Если он будет наведен, то мы дадим возможность умным людям нормально работать. Это первое. А второе – если страна хочет получить весомый результат, то нужно в это серьезно вкладываться и обеспечивать хорошую организацию. При выполнении этих двух условий мы быстро достигнем результатов.


Источник: «Я не вижу прорыва в корабле Илона Маска»
Опубликовал:
Теги: история авария деньги миллиардер китай

Комментарии (27)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Michail Belyazo
Убрать журналиста Рогозина и через пару лет возможно мы сделаем что то за что не будет стыдно.А ругать корабль Маска - ума не надо.
Николай Чернов
Согласен, критиковать ума большого не надо. Надежность всей системы определяется не только материалами. Элементы систем управления Илона Маска нашли широкое применение в электромобилях Китая. Однако известно, что ракета, управляемая роботом, уклонилась с курса. Есть о чем думать и работать нашим специалистам.
Иван Евгеньевич
Надо знания, а у м без них бесполезный апендикс
Иван Евгеньевич
Можно и нужно убрать этого кретина, но изменить уже ничего нельзя. Королева с командой не воскресить, а жаль.
Александр Кузнецов 
Александров- умница! Всё по полочкам! Самое перспективное - воздушный старт с носителя типа Мрии или аналогичного аппарата. Старт в любой точке мира, не нужно каддыр раз дефектацю проводить на "спасаемой части". Не нужно две пощадки: взлёт и посадка...Но нужно работать уметь, а не рогозиными быть...
Peter Smetanin 
Только вот с «Мрией» не складывается....
Александр Кузнецов 
Peter Smetanin, речь способе, а не о конкретно носителе 30 летней давности. Учитывая развитие материалов и технологий, а так же возможности топлива и двигателей, создание такого универсального носителя, способного на "горке" выталкивать в Космос с высоты 12- 15 км на скорости около 900 км час практически двухступенчатые носители выходят на орбиту.
СССР разрушили и потому не получилось не только это...
Александр Зиновьев
В серьёзно науке как-то ускакать далеко и высоко слишком невозможно чтобы этот полёт как-то изменил динамику изучения космоса. Нам бы всем МИРОМ договориться более нигде и никогда не ВОЕВАТЬ меж странами, куда как больше было бы смысла от нашей одноРазовой жизни.
Славик К. 
Посмотрите на головную часть ракеты ДРАГОН.
Там не видно системы эвакуации космонавтов при аварии на стартовом столе, СОЮЗ может отстрелить головную часть и посадить ее в нескольких десятках километров.
Это минимум дважды спасало космонавтов.
У ДРАГОНа такой системы не видать.
Скафандры....это в кино только с такими летать.
Дмитрий Исаков 
Для этого могут быть использованы посадочные двигатели по бокам капсулы! Они в случае аварии сработали, да и при посадке будут не нужны, а вес экономится а это стоит дорого
Александр Кудрин 
Славик К, - Настораживает ваше неведенье в технической части ! Там есть система эвакуации, которая недавно испытывалась.Более того ... впрочем сами, сами .
Игорь Никифоров
Чиновник не может сказать ничего иного. Свое мнение им запрещено.
michel chaporite
Да уж. "Мерседес" - это те же самые "Жигули". Ничего принципиально нового немцы не придумали...
Александр Кудрин 
Основная мысль статьи - Ну и амеры туууупые, а мы - умные. )))
А воз и ныне там ! На космос денег не хватает, а на дворцы себе - есть.
Виктор Устюжанин 
Тут надо смотреть не на "технический прорыв", а на то, что миллиардер в США вкладывает деньги в науку и промышленность, то есть, в перспективу. В отличие от наших миллиардеров, которые выкачивают из страны сырьё и мечтают хорошо жить на эти деньги за границей, вместо того, чтобы у нас развивать науку и промышленность. В итоге Илона Маска уважают во всем мире, а наших не уважают ни на Родине, ни за границей. Иначе чего бы плакались Вексельберг и Ротенберг, что их в США - домой - не пускают.
Борис Леонтьев
Единственное, что дал для всех и в первую очередь для России и Роскосмоса - это "звонок" о том, что у американцев не всё так плохо с космосом как всем казалось. Они таки им занимаются и даже смогли через много лет создать таки свой корабль. А это значит, что РФ тоже не стоит забывать о том, что и нам пора уже вернуться к созданию чего-то нового. Конечно, болтун Рогозин не подходит на роль Главного в создании этого нового. Да и Роскосмос при нем сильно потрепали. Теперь надо всё исправлять и возрождать те предприятия, которые угробили.
Ну а собственно сам полёт ДРАГОНА - это пока ещё не о чём. И даже не потому, что он пока ещё никого с МКС не вернул на Землю. Подняться на гору легче чем с неё спуститься - это вам скажет любой кто в горы ходил.
Те, кто кто мало-мальски связан с производством хотя-бы чего-либо материального скажет, что опытный образец - это ещё не серийный образец и даже не установочная партия. Сможет частная контора Илона Маска создавать серию подобных аппаратов обеспечивающую бесперебойную доставку космонавтов и грузов на МКС? Думаю, что нет. Даже этот единичный (по крайней мере пока) полёт обеспечивался не каким-то там Илоном Маском и даже не НАСА а всей мощью государства США, которое создавало и поддерживало в рабочем состоянии космодром, обеспечивающие сооружения, технику и оборудование, обучало и готовило космонавтов. Ни одна частная фирма, какой-бы крупной она не была, не в состоянии самостоятельно обеспечить и профинансировать хотя бы один полёт в космос. Это под силу только мощному государству с развитой наукой и экономикой. И государств таких единицы, Россия-преемница СССР, Китай, США, пожалуй Индия, да объединившиеся для целей освоения космоса некоторые страны Европы. МАССОВЫЕ же, пилотируемые полёты пока может обеспечивать только РФ, и когда-то могли США. Вот и стоит нам озаботится этим, чтобы не оказаться в хвосте очереди, где пока плелись США.
Александр Макеев
Победив в ВОВ, наш народ сделал невозможное. На фоне культа личности Сталина, забыли о главном, - системе "делать невозможное" и в последующем напроч похоронили её. Тем самым из строительств Страны выпала категория людей "способных делать невозможное". Это относится и к вопросу, - почему мы победители, живёт хуже побежденных? Послевоенная КПСС, это - партия без коммунистов. Коммунистов там подменили на партийных функционеров, которые выполняли функции по приведению к власти сынков и взяточников. Эта партия напроч развалила Государственную систему, способную к конкуренции с западом.
Всеволод Китайев 
"Не исключено, что и россияне будут добираться на орбиту при помощи ракет компании SpaceX". Россия - очень богатая, процветающая и щедрая страна. В отличии от бедрой Америки...
ПС: про "дешевизну и надежность" "многоразовости" прошелся кратко, но по существу...
Александр Зеленин 
Маска наградить русской медалью надо уже за то что уволил Россию с должности извозчика на орбиту! А то Рогозину на облучке было тепло и сытно, ни о чём думать не надо. Теперь его вынуждены будут убрать, тогда может Россия слезет наконец-то с химических двигателей!
Ринат Набиев
Сам факт того, что парень осуществил свою мечту и отправил свой собственный корабль с астронавтами на борту в космос, это чего то стоит! Не зря есть шутка, жил бы Илон в России, до сих пор бы отбывал срок за PayPal.
Борис Леонтьев
То есть Вы реально считаете, что Маск долгими ночами у себя в спальне рисовал чертежи будущего Драгона. Потом, продав последние штаны на вырученные деньги собрал его сам у себя в гараже. На свои деньги отобрал, выучил и подготовил парочку астронавтов. А потом пнул свой Драгон ножкой и он помчался к МКС прямо со двора Илона Маска?
Или корабль таки разрабатывали толковые инженеры и конструкторы НАСА и НАСА же отбирало, обучало и готовило астронавтов. Да и взлетел-то Драгон с космодрома, построенного более 50-ти лет назад и всё это время содержащегося, ремонтируемого и модернизируемого всей мощью государства США на деньги, между прочим, всех американских налогоплательщиков.
Так в чем таки заслуга господина Масска? Может быть он лично придумал двигатель для Драгона? Вряд-ли, не то образование. Может быть он лично профинансировал весь проект своими "кровными"? Вряд-ли, не смотря на то, что он человек не бедный, его личных денег хватило бы только на "пару гаек" от этого Драгона.
Так чем тогда гордость Илона Маска отличается от гордости россиян которые гордятся достижениями РФ в космосе?
Борис NIKITIN
добавлю ложку меда : стыковочный узел произведен в России, пиндосы у нас купили- молодцы, а если в следующий раз не продадим, хотя "наши" олигархи мать родную продадут, Родину свою они уже продали.
Дмитрий Исаков 
Тогда наши корабли не смогут сталкиваться с американскими и с МКС где тоже стоят наши стыковочные узлы! Это просто разумное решение не делать универсальный узел а купить у нас, ведь это возможность в случае аварий проводить спасательные операции!
Борис NIKITIN
соглпсен это разумно , как и покупать у нас ракетные двигатели , а не разрабатывать ( ну не умеют ) , купить всегда дешевле, чем создавать
Александр Кудрин 
Борис NIKITIN, Если они будут стыковаться с русским сегментом, у кого документация на этот стыковочный узел, как по вашему ? вот и заказали, причём основной стыковочный блок делал Боинг. так что ...
Вот сделают в недалёком будущем свою станцию и забудут с нами сотрудничество, как страшный сон. А то делов на копейку, а вою как будто они вообще ничего не умеют.
Дмитрий Исаков 
Очень хорошая статья, но мне не понятно почему мы начав раньше Маска до сих пор не завершён наш космический корабль?
Борис NIKITIN
воровать надо меньше
Написать комментарий:
Напишите ответ :
В Госдуме заподозрили ракету Илона Маска в российском происхождении
В Госдуме заподозрили ракету Илона Маска в российском происхождении
1
Ваши новости 05:16 02 июн 2020
Сверлим мозг, вживляем чипы: В августе узнаем правду о проекте Илона Маска
Сверлим мозг, вживляем чипы: В августе узнаем правду о проекте Илона Маска
17
Мужской журнал 07:55 26 июл 2020
"Заря" Илона Маска
"Заря" Илона Маска
2
Авто-Тема 20:50 03 мар 2019
Грязная изнанка SpaceX: почему в России Илона Маска считали бы мошенником
Грязная изнанка SpaceX: почему в России Илона Маска считали бы мошенником
4
Мужской журнал 06:01 13 авг 2018
Касперская поспорила с Чубайсом из-за Маска
Касперская поспорила с Чубайсом из-за Маска
4
Ваши новости 07:01 30 апр 2018
Во Флориде обнаружена 10000-летняя маска из внеземного металла
Во Флориде обнаружена 10000-летняя маска из внеземного металла
79
Мужской журнал 06:00 14 май 2019
В Госдуме назвали пиаром пуск США ракеты Маска
В Госдуме назвали пиаром пуск США ракеты Маска
39
Ваши новости 19:00 30 май 2020
Состояние Илона Маска увеличилось на $32 млрд за день
Состояние Илона Маска увеличилось на $32 млрд за день
0
Авто-Тема 21:29 05 янв 2022
Конструктор ракетных двигателей предсказал печальную судьбу русских Илонов Масков
Конструктор ракетных двигателей предсказал печальную судьбу русских Илонов Масков
23
Ваши новости 11:46 10 апр 2021
За что в России не любят Маска
За что в России не любят Маска
4
Мужской журнал 08:03 14 мар 2018
Илон Маск заявил, что американцы не были на Луне
Илон Маск заявил, что американцы не были на Луне
37
Ваши новости 04:01 22 мар 2021
«Москвич 3»: почему цена на эту марку на авто снизилась
«Москвич 3»: почему цена на эту марку на авто снизилась
2
Авто-Тема 09:23 Вчера

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства